Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика статуса инженера в современном российском обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время перед нашей страной стоят задачи глобального характера, связанные с разделением труда в рамках мировой экономической системы и масштабными геополитическими процессами. Подлинное возрождение России невозможно без нового этапа индустриализации (реиндустриализации). Это в свою очередь должно привести к повышению общественного статуса современного российского инженера. В данной связи очевидно, что деконструкция отечественной промышленности в 90-е годы была связана с комплексом ложных представлений о будущем общественного развития. Результатом подобной политики стало падение статуса инженера в общественном сознании. Поэтому повышение социального статуса российского инженера, связанного напрямую с престижем, значимостью и общим признанием его профессии, является необходимой вехой на пути к возрождению отечественной промышленности. При этом в нашей стране уже сложилась сильная инженерная школа со значимыми традициями и культурой, вобравшей в себя лучший опыт советского периода и дореволюционной России. Кризисный период, обусловленный переходом от коммунизма к капитализму, когда в результате демонтажа сложившихся институтов под вопрос ставилась сама государственность страны, уже преодолен. В настоящее время властные элиты страны вполне осознали место России в мире среди ведущих развивающихся стран. Факт этого осознания закреплен в геополитической стратегии нашего государства, предусматривающей политическую и экономическую интеграцию в рамках стран группы БРИКС. В этой связи важно отметить, что основная динамика роста ведущих партнеров России по БРИКС связана с их успешной индустриализацией в качестве основного преимущества в конкурентной борьбе. Следовательно, рассуждая о модернизации экономического базиса современного российского общества, чья трансформация в свою очередь будет воздействовать на его собственно социальные структуры, необходимо видеть именно в индустриализации страны один из главных источников её будущего развития. В этой связи важно изучить идентичность тех профессий, чья роль в реиндустриализации будет решающей. Поскольку, речь идёт о комплексной технологической, экономической и политической независимости России, то её экономике в значительно большем количестве требуются квалифицированные инженерные кадры. При этом, конечно же, не нужно забывать и о качественном потенциале будущих инженеров. Нашей стране нужны технократические профессионалы, способные эффективно использовать достижения современной науки в качестве ведущей производительной силы. В свою очередь глобальный вызов, стоящий перед Россией, должен повлиять на повышение престижа, уровня жизни инженера и его материальный достаток, делая данную профессию более привлекательной с точки зрения реализации профессиональной карьеры. Таким образом, важно обеспечить социальную поддержку инженеру, желающему остаться в профессии, и, более того, сознающего её не только лишь как инструмент обеспечения благосостояния, но и в качестве собственного призвания. Перед любой модернизацией экономического базиса, прокладывающей себе дорогу путем реформ, стоит задача существенно изменить сознание ведущих субъектов индустриального развития. Помимо изменений условий труда, что объективным образом влечет за собой преобразование общественных институтов, важно учитывать коррекцию этих процессов со стороны общественного сознания, которое также оказывает существенное воздействие на их формирование. Поэтому здесь продуктивным будет подход, берущий в расчет идентичность будущих инженеров, связанной с их профессиональной рациональностью, сознательным выбором, особенностями корпоративной культуры и совокупного положения в обществе. В условиях позднего капитализма продолжает набирать обороты процесс онаучивания техники (Ю.Хабермарс), в результате чего всё больше увеличивается разрыв между менее квалифицированным трудом непосредственных производителей (рабочих) и высококлассных инженеров. Следовательно, производственный процесс стал образовывать с наукой и техникой единую систему, что привело к возрастанию в нем ведущей роли инженера, а значит и к требованиям повышения его общественного статуса. Поэтому, не умоляя роль рабочего, важно отметить, что во многом именно интеллектуализированный труд инженера (поскольку именно инженер - представитель науки, максимально интегрированный в промышленное производство), активно воздействующий на рост производительности труда, и выступает главным источником прибавочной стоимости. Отсюда можно сделать вывод, что инженер является представителем наиболее прогрессивного трудового класса, практически применяющего в производстве достижения современной науки. Более того, класс инженеров обеспечивает поддержку так называемого классового компромисса в условиях позднего капитализма. Поэтому инженеров, объективно претендующих на финансовую обеспеченность, социальную защиту и общественное признание, необходимо рассматривать в качестве важного источника общественной стабильности и порядка. Социальный статус инженера как фактор формирования его профессиональной идентичности Социальный статус инженера необходим для формирования его продуктивной социально-профессиональной идентичности. В этой связи важно говорить о формировании именно продуктивной идентичности, то есть идентичности профессионала, в большей степени способствующей раскрытию творческого потенциала личности. Социальный статус должен обеспечить индивиду его достойное существование и выступать в качестве значимого факта общественного признания. Последнее обстоятельство, а именно символический капитал общественного признания (по терминологии П.Бурдье) наряду с культурным (знания, умения, навыки) и экономическим (достойная заработная плата) капиталом будут вместе конституировать общественный статус инженера. Социальный капитал – общественные ресурсы, которые выступают источником получения разнообразных выгод (престиж, деньги, власть). Таким образом, статусное признание как символический капитал представляет собой результат конвертации культурного и экономического капиталов. Если по каким-либо причинам специалисту не удается эффективно быстро конвертировать различные виды капитала, то перед его статусом встает действительная проблема признания. Это проблема наиболее остро стоит перед обществами в широком смысле коррумпированными, где нарушены сами объективные механизмы обмена. В таких обществах можно, например, легко обменивать финансовый (разновидность экономического) капитал на капитал символического признания, причем даже в ущерб его реальной культурной и профессиональной сущности, но при этом обратная конвертация здесь часто затруднена, и владелец культурного капитала, приобретший его собственным трудом, не может должным образом обменять его на реальный экономический капитал. Характеристика статуса инженера, рассматриваемая с учетом концепта «капитал», получившего систематическое обоснование в рамках подхода социологии труда П.Бурдье, носит тройственный характер, который предполагает поступательный процесс приобретения (концентрации) капитала и соответствующие ей стадии. Последние, в нашем случае, тесно переплетены с длительным процессом социализации инженера, где ключевой момент формирования статусной идентичности связан с приобретением профессиональных знаний на этапе обучения в вузе. Именно на этом этапе студент своим усердием и трудом приобретает культурный капитал, который затем будет признан обществом и гарантирован дипломом. На этом примере легко проследить процесс социальной конвертации капитала, когда культурный капитал студента-инженера в виде его навыков, умений, профессиональных и общекультурных знаний посредством установленной Государством номинации общественного признания превратится в символический капитал – диплом. Однако на этом приобретение полноценного профессионального статуса только начинается, поскольку молодой специалист-инженер должен включиться в реальный процесс общественного труда. Ему ещё только предстоит вложить приобретенный (накопленный) культурный и символический капитал, который уже является его накопленным трудом, в реальный процесс производства, при том, что этот этап собственно трудовой социализации сопровождается приобретением полноценного экономического капитала заработной платы (ранее также существовавшего в виде стипендии). Несмотря на то, что роль экономического капитала на данном этапе трудовой социализации инженера становится доминирующей, другие формы социального капитала по-прежнему сохраняют важную функцию в конструировании его статуса как признанного сообществом профессионала. Так, например, за счет приобретенного на предприятии опыта инженер будет продолжать концентрировать культурный капитал, а в связи с его повышением по службе и ростом его экономического благосостояния будет усиливаться его обладание символическим капиталом. В этой связи важно указать, что сам статус содержит в себе легитимную способность обладания теми или иными значимыми ролями, следовательно, рассмотренные нами здесь три формы социального капитала есть, во-первых, реальный ресурс поддержания и приобретения социального статуса, во-вторых, формы соответствия между самооценкой индивида и его общественным признанием. Соблюдение вышеперечисленных условий приведет к резкому сокращению экономической депривации (неудовлетворенности), а сам статус российского инженера будет свидетельствовать в пользу признания его заслуг перед обществом. Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под социальным статусом? 2. Назовите основные типы социальных статусов. 3. Как взаимодействуют социальный статус и социальная роль? 4. В чем сущность процесса «онаучивания» техники? 5. Что понимается под профессиональной идентичностью? 6. Что такое социальный капитал? 7. Какие виды социального капитала вам известны?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.007 с.) |