II. Методическая часть программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Методическая часть программы



В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности).

Вся общность (объект), на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изучают по анализу выборки — определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. При этом система выборки должна точно отражать необходимые для изучения качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Основные методы выборки:

- метод серийной выборки — генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии) и из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения (например, по 20% от групп студентов различных институтов);

- метод механической выборки — из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й);

- метод гнездовой выборки — выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности;

- метод основного массива— опрос 60—70% всей генеральной совокупности;

- метод квотной выборки— отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту, доходу и др.).

Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. Существуют расчеты репрезентативности выборок в зависимости от объема генеральной совокупности. Так, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках института численностью 100—200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же университета достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.

Методы сбора социологической информации

1. Наблюдение в социологии — это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Классификация метода наблюдения приведена на рисунке 2.

Контролируемое наблюдение — это наблюдение, в котором элементы изучаемой ситуации заранее определены, и именно они являются объектом внимания наблюдателя.

Неконтролируемое наблюдение — это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены, и наблюдатель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения.

Невключенное наблюдение - это наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Виды наблюдений
По степени формализации
По положению наблюдателя
По условиям организации
По регулярности проведения
контролируемое неконтролируемоеееееееееееее
невключенное включенное
полевое лабораторное
систематическое случайное
открытое
скрытое

 

 

 

 


Рис. 2. Основания для классификации наблюдения

 

При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Если такое наблюдение проводится с согласия наблюдаемых, то оно носит название открытого; если же участникам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблюдают, — это скрытое наблюдение.

Различие между полевым и лабораторным наблюдением заключается в том, что в первом случае наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, а во втором — в искусственно созданных и контролируемых условиях.

Систематическое наблюдение проводится с определенной периодичностью, случайное — проводится случайно.

2. В практике исследования особое место занимает анализ документальных источников, в которых хранится разнообразная информация.

Документ— это любая информация, зафиксированная в печатном, рукописном виде, на магнитофонной или фотопленке. Классификация документов приведена на рис. 3.

Исследователь в своей работе чаще всего имеет дело с письменными документами, представленными либо в статистической форме (отчетные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами:

- традиционным (неформализованным);

Виды документов
По форме фиксации материала
Авторство
По мотивации
По содержанию издания
Письменные (все виды печатной и рукописной продукции), иконографические (видео-, кино-, фотодокументы)
Официальные (правительственные, государственные, личного происхождения) неофициальные
спровоцированные (сочинения, отклики, объявления) неспровоцированные (личная переписка, дневники)
правовые, статистические, исторические и др.
- формализованным (контент-анализ, в пер. с англ. — анализ содержания).

 

 

Рис. 3. Основания для классификации документов

Традиционный анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания — это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение рабочих гипотез, тщательное изучение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится, как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный. Огромную роль здесь играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов; их число невелико, поэтому нет необходимости в количественной обработке информации. В связи с этим суть традиционного анализа — углубленное исследование содержания документов. Этот вид анализа зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Потребность в изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода качественно-количественного изучения документов, контент-анализа. Применение контент-анализа целесообразно:

- когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

- при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда использование традиционного метода затруднено;

- при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью;

- когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения.

В качестве смысловой единицы выступает идея, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается словом, сочетанием слов, описанием. Цельанализа — отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для изыскателя, и раскрывающие содержание текстовой информации. Читая статью, кодировщик раскладывает ее содержание по признакам, представленным в бланке, определяет градации и их коды. Бланки кодировки обрабатываются на ЭВМ, что облегчает работу социолога и расширяет возможности для анализа информации.

3. Социологический (психологический) опрос— еще один метод исследования — это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых.

При изучении потребностей, интересов, мнений, ценностных ориентации людей опрос может быть единственным источником информации. Иногда информация, полученная этим методом, дополняется другими источниками (например, если изучается состояние трудовой дисциплины, то можно использовать не только опрос, но и документы, наблюдение). Информация, высказанная респондентом, зачастую ярче и богаче, чем та, которую можно получить другими методами.

Виды опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изучении малых групп является метод социометрии.

Анкетный опрос— один из основных видов опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, являющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготовленные специалисты, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта.

Недостатком анкетного опроса является то, что он не гарантирует полного возврата всех анкет. Центральная проблема анкетного опроса — формулирование вопросов, на которые будут отвечать респонденты. Основным критерием для выбора тем вопросов, их содержания и структуры являются результаты операционального определения основных понятий исследования и их операционализация.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от:

- содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информированности; вопросы о поведении; вопросы об установках;

- формализованности вариантов ответов: открытые (без заранее сформулированных ответов); полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов); закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

- выполняемых функций: содержательно-функциональные, служащие непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопросы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего функционального вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предназначается; контрольные, предназначенные для контроля искренности респондента; функционально-психологические, служащие для установления социально-психологического контакта с респондентом.

Для правильного построения вопросов важно соблюдать следующие основные требования: вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которое он описывает и измеряет; однозначно трактоваться респондентом; соответствовать культурному и образовательному уровню респондента; быть сформулирован нейтрально; не должен заключать в себе несколько вопросов; должен подчиняться требованиям «случайной величины», т.е. варианты ответа на него должны быть равнозначными и составлять полную группу событий; сформулирован лексически и грамматически корректно; текст вопроса не должен превышать 10—12 слов.

Интервью— это беседа, проводимая по заранее намеченной теме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно.

Главное отличие между анкетным опросом и интервью — форма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью — путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество интервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то интервьюер может прийти ему на помощь.

Различают интервью по месту проведения (на рабочем месте; в непринужденной обстановке), по процедуре проведения (индивидуальные; групповые; одноактные; многократные).

Метод социометрии, используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного ана­лиза коллектива. Его суть — сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображе­ния индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т.д. Выбираемые критерии должны: быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов); предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

- четко обозначают границы групп:

- каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

- респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

- на основе матрицы строится социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе; лидеров коллектива; микрогруппы.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т.д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и, соответственно, использовать — его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Цен­тральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения применимы с той или иной степенью точности два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискути­руемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Затем составляется организационный план исследования, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок окончания этапов исследования и подготовки отчета и т.д.

Обработка, анализ и использование результатов исследования.

Заключительный этап эмпирического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обработки данных включает в себя поочередно следующие действия.

1. Редактирование информации, основное назначение которого — проверка, унификация и формализация той информации, которая была получена в ходе исследования. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке: проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполне­ния, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если в опроснике отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, либо на 2-3 в социально-демографическом блоке, то такие опросники следует исключить из основного массива как некачественные и способные внести искажение в социологическую информацию. При контроле анкет целесообразно проверить их и на предмет наличия противоречивых ответов на вопросы. В сложных ситуациях, когда противоречие в ответах на два вопроса или более неразрешимо, часть вопросов либо все эти вопросы соответствующей анкеты исключаются из обработки на ЭВМ. В случае исключения из обработки 20% вопросов и более анкета подлежит выбраковке.

2. Затем информация кодируется, т. е. переводится на язык формализованной обработки и анализа. Осуществляется создание переменных. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации, необходимо провести обратную процедуру, т. е. перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. После выяснения картины ответов на все вопросы анкеты можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Осуществляется статистический анализ. Это действие является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют различные математические методы, позволяющие полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В настоящее время для этой цели активно применяются ЭВМ, программы математико-статистической обработки.

Полученные с ЭВМ, сведенные в таблице или отображенные при помощи графиков и рисунков, результаты исследования представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Сама же процедура всестороннего и правильного объяснения этих данных называется учеными интерпретацией, т.е. превращением полученных данных в показатели. Эти показатели уже не просто числовые величины (проценты, средняя арифметическая и т.д.), а данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Каждый показатель, неся в себе определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций.

Далее дается сама оценка полученных данных, указываются ведущие тенденции в результатах, объясняются предположительные причины ответов. Полученные данные сопоставляются с гипотезами и устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

На заключительном этапе результаты исследования оформляются документально — в виде отчетов, приложений к нему и аналитической справки. Отчет включает в себя обоснование актуальности исследования и его характеристику, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

В заключение отметим, что социологические (психологические) исследования являются одним из самых точных инструментов измерения, анализа социальных (психических) явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. Наряду с другими методами познания исследования расширяют наши возможности познания общества, повышают эффективность практической деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры явлений, которые изучает социология и психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

2. Основные понятия, с помощью которых описываются социологические и психологические явления.

3. Объект, предмет психологии и социологии.

4. Назовите основные проблемы общей социологии и общей психологии.

5. Наблюдение и его разновидности.

6. Экспериментальный метод.

7. Обработка, анализ и использование результатов исследования.

8. Социометрический метод исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.041 с.)