Социология и психология: курс лекций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология и психология: курс лекций



Социология и психология: курс лекций

Учебно-методическое пособие

ЮРГПУ (НПИ)

Новочеркасск

УДК 316+159.9(075.8)

ББК 60.5:88.5я73

С 69

Печатается по решению ученого совета факультета инноватики и организации производства (протокол № 2 от 15.10.2015 г.) и кафедры "Социология и психология" (протокол №2 от 16.09.2015г.)

 

Рецензенты:

кандидат социологических наук, доцент И.П. Дусева

кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ейст

 

С 69 Социология и психология: курс лекций: учебно-методическое пособие /Сост. Л.С. Буркина, Н.А. Ермак, Е.В. Загороднюк, Т.Ю. Коренюгина, С.С. Черных, Л.И. Щербакова. Юж.-Рос. гос. полит. ун-т (НПИ).- Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015.- 151 с.

 

 

Учебное пособие «Социология и психология: лекционный курс» входит в учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология и психология», разработанной коллективом кафедры «Социология и психология» в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по программам высшего образования (программам бакалавриата). Пособие содержит необходимый лекционный материал, раскрывающий содержание новой учебнойпрограммыдисциплины.

Методические материалы, приведенные в пособии, позволят осуществлять продуктивную образовательную деятельность по формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся по инженерно-техническим профилям подготовки.

Предназначено для преподавателей и обучающихся по образовательным программам бакалавриата.

 

УДК 316+159.9(075.8)

ББК 60.5:88.5я73

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет (НПИ)

им. М.И.Платова, 2015.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Лекция №1. Дисциплина «Социология и психология» в системе подготовки инженеров  
Лекция №2. Базисные элементы социальной жизни  
Лекция №3. Личность в системе социальных связей  
Лекция №4. Статус инженера в современном российском обществе  
Лекция №5. Труд как базовый социальный процесс  
Лекция №6. Общение как вид социальной активности человека  
Лекция №7. Психологические аспекты лидерства и руководства  
Лекция №8. Социально-психологический климат коллектива  
Лекция №9. Психология инженерного мышления  

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Социология и психология: лекционный курс» входит в учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология и психология». Данный курс является инновационным, поскольку интегрирует в своём содержании социальные и психологические знания, необходимые для оптимальной подготовки инженерных кадров.

Привлекательность данного пособия для преподавателей и студентов заключается в том, что оно содержит необходимый лекционный материал, раскрывающий содержание новой учебнойпрограммыдисциплины «Социология и психология», разработанной коллективом кафедры «Социология и психология». Каждая лекция, представленная в пособии, имеетконкретные обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи, что нацеливает педагога на решение широкого спектра педагогическим задач, направленных не только на подготовку специалиста инженерного профиля, но и на воспитание его как личности – носителя Культуры.

Содержание лекционного курса раскрывает социально-психологические аспекты профессиональной жизнедеятельности инженера в системе социальных связей современного российского общества, показывает труд и особенности инженерного труда и инженерной деятельности в качестве основы социальной жизни и саморазвития личности. Взаимосвязь профессии человека с особенностями его личности представлена в ряде занятий обращённых к особенностям инженерной психологии. На них социальная активность человека проявляется в общении, лидерстве и руководстве, что напрямую влияет на социально-психологический климат коллектива и непосредственно формирует психологию инженерного мышления личности, включённой в данное взаимодействие. Структура каждого занятия содержит план лекции, что позволяет ознакомиться с её наполнением.

Перечень ресурсов свободного доступа, приведённый в конце каждой лекции, позволит преподавателям и студентам более подробно остановить своё внимание на заинтересовавших их аспектах, даст импульс для самостоятельного изучения различных направлений социологии и психологии, выходящих за пределы учебной программы.

Полезными для формирования позитивного настроя студентов на подготовку к аттестации знаний являются вопросы для самоконтроля, завершающие содержательное наполнение лекции. Вопросы дают студенту возможность самостоятельно проработать лекционное занятие и своевременно подготовиться к контролю.

Таким образом, учебное пособие «Социология и психология: лекционный курс» представляет несомненный интерес и пользу, как для преподавателей, так и для студентов, включённых в процесс освоения учебной дисциплины «Социология и психология».

 

Н.А. Ермак доктор педагогических наук

 


Лекция №1. ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Цели и задачи:

Обучающие - дать представление о предмете социологии и психологии, о месте социологии и психологии в системе наук и их основных отраслях; раскрыть содержание основных методов исследования.

Развивающие - использовать методы социологии и психологии в решении личностных проблем.

Воспитательные - воспитание культуры письменного ответа.

План

1. Социология и психология как интегральная учебная дисциплина

2. Предмет социологии и психологии

3. Место социологии и психологии в системе наук

4. Методы социологии и психологии

1. Социология и психология как интегральная учебная дисциплина

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именоваться психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, про­тивопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями: «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др. Так, в совокупности образовалось то, что именуется психикой или внутренним миром человека. Психика человека включает в себе внутреннюю картину мира, неотъемлема от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования организма, прежде всего центральной нервной системы и обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.

Не менее важным для человечества всегда было понимание взаимодействия всех живых существ с окружающим миром, которое осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явление обозначались общим термином «душа» и считались порождением высшей сущности – Бога. В воззрениях древних Душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Позднее Аристотель предложил трактовку Души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психических явлений на Западе.

С другой стороны, наше время отмечено подъемом не только психологического, но и социологического знания. Так как человек – существо биосоциальное и не может существовать вне человеческого общества, его необходимо изучать неотъемлемо от социальной структуры, в которой он живет. Социологи и психологи увлеченно ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия развития не только одного человека, реализации его потенциала в обществе, осуществления сегодняшних и завтрашних жизненных целей, но и способы изучения общества как целостной системы и взаимного влияния личности и общества в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры явлений, которые изучает социология и психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

2. Основные понятия, с помощью которых описываются социологические и психологические явления.

3. Объект, предмет психологии и социологии.

4. Назовите основные проблемы общей социологии и общей психологии.

5. Наблюдение и его разновидности.

6. Экспериментальный метод.

7. Обработка, анализ и использование результатов исследования.

8. Социометрический метод исследования.

 

Литература

1. Буркина Л.С. Введение в общую психологию: учеб. пос. / ЮЖ.-Рос. Гос. Ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ(НПИ), 2008. – 86 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Уч. Пос. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология, Т.1 / пер с фр. – М.: Мир, 1999. – 496 с. Немов Р.С. Психология. – К. 1. – М., 2000.

4. Психологический словарь / под редакцией А.В.Петровского. – М., 1996.

План

Понятие социальной общности

2. Массовая общность

Понятие социальной группы

4. Маргинальность

5. Социальный институт

6. Институционализация и развитие социальных институтов

Социальные организации

Понятие социальной общности

Важными элементами социальной структуры общества явля­ются социальные общности и группы. Социальная общностьэто реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия

Из этого и других, во многом сходных, определений социаль­ной общности следует:

- во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент;

- во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а оп­ределенная общность, предполагающая все характеристики це­лостной системы;

- в-третьих, это субъект социального взаимодействия, кото­рый содержит в себе источник самодвижения, развития соци­альных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообрази­ем конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по коли­чественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тыся­челетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футболь­ных команд). Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принад­лежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объедине­ния (город, деревня, поселок); третьи — социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этничес­кие, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности мас­совые и общности групповые (социальные группы).

Массовая общность

Массовая общность – совокупность людей, выделенных на основе поведенческих признаков. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями» (толпа, публика, аудитория слушате­лей или зрителей, социальные круги и др.).

Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопреде­ленным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, т. е. они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняю­щимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» и Г.Лебоном «О поведении толпы». Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определен­ном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Кри­тиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с толпой таким образом - это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. При­чем, чем многочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря, толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.

Социолог Герберт Блумер различает 4 основные типа поведения толпы:

Случайная толпа – собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).

Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила (болельщики на футбольном поле или зрители в концертном зале).

Экспрессивная толпа – совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религиозное собрание или рокфестиваль).

Активная толпа – возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуализация, неуязвимость.

Понятие социальной группы

В отличие от массовых общностей социальные группы ха­рактеризуются:

- устойчивым взаимодействием, которое способствует проч­ности и стабильности их существования;

- относительно высокой степенью единства и сплоченности;

- однородностью состава, предполагающего наличие при­знаков, свойственных всем членам группы;

- способностью входить в более широкие социальные обра­зования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная груп­па». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Дру­гие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Социальные группы можно разделить на два подкласса: номинальные и реальные.

Номинальные – это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населения (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в милиции, имеющие временную прописку и т.д.)

Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; национальность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и называют их главными:

- стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

- этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);

- функциональные (шахтеры, учителя, директора);

- территориальные (ростовчане, горожане).

Все социальные группы можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодей­ствия — на формальные и неформальные.

- по принадлежности – внешние, внутренние, референтные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социоло­гом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. По­зднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между лич­ностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значе­ние придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализован­ных правил. Примерами таких групп являются производствен­но-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные груп­пы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают су­щественное воздействие на функционирование всего.

2. Малая группаэто небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность. Для малых групп характерны следующие черты:

- малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех; до тридцати человек);

- пространственная близость членов группы;

- устойчивость и продолжительность функционирования;

- интенсивность межличностных взаимодействий;

- высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;

- развитое чувство принадлежности к группе;

- неформальный контроль и информационная насыщен­ность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, кос­мический экипаж, диверсионная группа — «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: ли­дерство и групповую динамику.

Большая социальная группаэто многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредо­ванный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимает­ся также многочисленная совокупность (неконтактная, нецеле­вая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое поло­жение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профес­сиональные, политические, религиозные и другие группы.

3. Формальная группаэто обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется систе­мой формализованных норм и правил. Эти группы имеют норма­тивно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа —- это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаи­модействий. Подобные группы лишены официальной регламен­тации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компа­нии, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

4. Внешняя группа – это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим (они).

Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой принадлежим (мы).

Референтная группа – социальная единица, на которую мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.

Маргинальность

Специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Маргиналы – это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности. Более глубокая трактовка маргинальности позволила объяснить формирование новых профессиональных, религиозных и т.п. сообществ, которые не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.).

Виды маргиналов:

• этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

• биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

• социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, например абитуриенты);

• возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

• политические маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

• экономические маргиналы (безработные);

• религиозные маргиналы – не решающиеся осуществить выбор между конфессиями.

Социальный институт

Социальный институт(от лат. institutum — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Суще­ствует немало его определений и трактовок. В российском эн­циклопедическом социологическом словаре социальные инсти­туты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется обще­ственная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отноше­ний в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт тракту­ется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет по­нимание социального института как специфического социаль­ного образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря соци­альным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их соци­альных связей.

Социальный институт представляет собой сложную обще­ственную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирую­щих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценно­стную структуру общества, что позволяет узаконить его деятель­ность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечи­вающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные ин­ституты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообраз­ные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рас­сматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздей­ствие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настоль­ко тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной дея­тельностью, способствует развитию духовных процессов, регу­лирует семейные отношения. А институт семьи фактически яв­ляется пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, обра­зования, права, религии, культуры и т.д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выде­ляют пять групп таких общих признаков (табл.2)

Таблица 2. Признаки главных институтов общества

Признаки семья государство бизнес образование религия
1.установленные образцы поведения привязанность, лояльность, ответственность, уважение послушание, лояльность субординация производительность, экономичность, производство прибыли любовь к знаниям, посещаемость почтительность, лояльность, поклонение
2.символические культурные признаки обручальное кольцо, брачный ритуал флаг, печать, герб, национальный гимн фабричная марка, патентный знак школьная эмблема, школьные песни крест, иконы, святыни, гимн
3.утилитарные культурные черты дом, квартира, мебель общественные здания, общественные работы, бланки и формы магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы классы, библиотеки, стадионы церковные здания, церковный реквизит, литература
4.кодекс устный и письменный семейные запреты и допущения конституция, законы контракты, лицензии правила учащихся вера, церковные запреты
5.идеология романтическая любовь, совместимость, индивидуализм государственное право, демократия, национализм монополии, свободная торговля, право на труд академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении пра­вославие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам

 

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальнуюдеятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может выз­вать стихийное появление видов деятельности, имеющих це­лью восполнить дисфункцию института за счет нару­шения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением са­мого социального института или же созданием нового соци­ального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Роберт Мертон считал, что функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми.

Явные функции записаны в уставах, формально заявлены, декларированы, приняты сообществом. К ним относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так во взаимодействиях между институтами.

Для социолога особый интерес представля­ют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества пока­зывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Социальные организации

Социальная организация - это общность людей, искусственно созданная ради выполнения какой-либо цели при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примеры: завод, ресторан, госпиталь, банк, вуз.

Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:

• целевую природу;

• распределение членов организации по ролям и статусам;

• разделение труда и специализацию функций;

• построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

• целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Целизадания — это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более вы­сокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поли­клинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, опре­деляющие смысл существования этих организаций).

Целиориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллекти­ва, включающие и личные цели каждого члена организации).

Целисистемы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обес­печить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каж­дое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объеди­няются на добровольной основе (политические партии, профес­сиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические ле­чебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преимуще­ственно следующие виды социальных организаций:

деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.133 с.)