Особенности инженерного труда и инженерной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности инженерного труда и инженерной деятельности



В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Развивающаяся рыночная экономика требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителей товаров и услуг, а не только технических и конструктивных параметров изделий. Инженерный труд предполагает регулярное использование научных знаний для создания искусственных, технических систем - сооружений, механизмов, машин, а инженерная деятельность в целом характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических с использованием потенциала социально-гуманитарных, естественных и технических дисциплин.

Инженерная деятельность как вид трудовой деятельности и как профессия имеет глубокую историю. Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства.

Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики. Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов. С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии в массовую в XVIII-XIX веках возникает необходимость и систематического научного образования инженеров. Именно появление высших технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной деятельности. Инженерное образование с тех пор стало играть существенную роль в развитии техники.

В настоящее время инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности – изобретательский, конструкторский, проектировочный, технологический, инженерные исследования и проектирование, и обслуживает разнообразные сферы техники – машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д. Усложнение инженерного труда привело к появлению ряда смежных дисциплин, в частности, инженерной психологии, которая изучает психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Также постепенно менялось представление о природе инженерной деятельности по мере того, как менялись общественное производство, социальная практика, а также под влиянием развития науки, ее способности трансформировать многообразное знание в практические рекомендации. Соответственно понятие инженерной деятельности расширялось. Постепенно к ней стали относить применение научных знаний не только к техническим средствам и объектам, но и к экономическим, организационным и другим системам и процессам, в их числе к социальным. Во многих определениях инженерной деятельности вообще исчезло указание на вещественно-предметный ее результат. Наиболее важными и общими для любой инженерной деятельности моментами стали следующее: 1) регулярное использование научных знаний; 2) специальная профессиональная подготовка; 3) практическая непосредственно-преобразовательная работа. Соответственно этому появилась социально-инженерная деятельность: это такой вид профессионально-практической деятельности, благодаря которой социально-научное (в частности социологическое) знание трансформируется непосредственно в преобразовательно-практическую деятельность.

Инженер нового поколения – это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи и ориентирующийся только на достижения естествознания, технических наук и математику. Современный инженер – это личность, осознающая свою ответственность за результаты воздействия своего труда на общество, человека, природу. В его функции входит не просто создание технического устройства, но и обеспечение его нормального функционирования в общество, удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, благоприятное эстетическое воздействие. Известно, что проблемы этического самоопределения инженера, прогнозирование и предотвращение негативных социальных и экологических последствий возникли с самого момента появления инженерной профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.005 с.)