Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Стратегия экологического развития цивилизации. Экологическое развитие России

Поиск

 

В начале третьего тысячелетия человечество вступило в такой период своего развития, когда становятся реальностью слова В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека способна изменить мир, поставив его на грань глобальной эколо­гической катастрофы. Хищническое, бездумное отношение челове­ческого общества к природе, незнание, вернее, игнорирование ее законов привели к возникновению огромного числа экологических проблем и некоторые из них приобрели глобальный характер.

Н.Ф. Реймерсом предложена следующая классификация эко­логических проблем, имеющих как локальный, так и всепланетарный, глобальный масштаб:

· изменение климата Земли в результате усиления тепличного, эффекта, выбросов метана и других газов;

· загрязнение ближайшего космического пространства;

· ослабление озонового слоя Земли, образование большой «озо­новой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регио­нами планеты;

· загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей;

· загрязнение Мирового океана, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение экологиче­ского баланса между океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водоисточниками;

· радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов Земли;

· опустынивание планеты, сокращение площади лесов, усиле­ние процесса исчезновения видов животных и растений;

· абсолютное перенаселение Земли и истощение природных ре­сурсов планеты.

Глобальные экологические проблемы со всей очевидностью показывают необходимость консолидации усилий всех стран для их решения. Основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века - началу XXI века, выражает стратегия устойчивого развития. Экологическая политика государств, в том числе России, ориентирована на идею устойчивого развития.

Впервые термин устойчивое развитие (sustainable development) был использован в документах в 70-х гг. XX века, когда появилась идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. Ее выдвинули международные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Комитет Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). В ней фокусировалось внимание на опасности изменений в биосфере Земли и предлагалось предпринять ряд действенных мер по их смягчению, подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в процессе социально-экономического развития.

Политика устойчивого развития была отражена еще в 1972 г. в материалах Конференции Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды в Стокгольме.

По итогам ее работы была принята Декларация, которая определила стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны ОПС и провозгласила 5 июня каждого года Всемирным днем окружающей среды.

Принципы, провозглашенные Декларацией.

Первый принцип (основной): государства вправе использовать собствен­ные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории.

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) об­разцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо ны­нешнего и будущих поколений путем тщательного планирования дея­тельности человека и управления ею по мере необходимости.

Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в буду­щем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Принципы международного взаимодействия в области охраны ОПС расширены Всемирной хартией природы, которая была принята Гене­ральной Ассамблеей ООН в октябре 1982 г.

Хартия провозгласила ряд принципиально важных для всего челове­чества положений.

1.Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.

2.Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опас­ности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться; необходимую для этого среду обитания следует сохранять.

3.Все регионы Земли, как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая за­щита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным пред­ставителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчеза­ющих видов.

4.Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться уме­ренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей хартии:

· биологические ресурсы используются лишь в пределах их природ­ной способности к восстановлению;

· производительность почв поддерживается или улучшается благо­даря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и лю­бых других форм саморазрушения;

· ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются;

· невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуати­руются в меру, с учетом их запасов, возможности рациональной их пере­работки для потребления и совместимости их эксплуатации с функци­онированием естественных систем;

· должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов;

· необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

· районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциа­лом и требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе населения.

Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрез­мерного и нерационального использования природных ресурсов, также как и неспособность установить прочный эколого-экономический поря­док между странами и народами, ведет к подрыву основ цивилизации.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), ставшая переломным этапом в международ­ном экологическом движении.

На Конференции были одобрены пять основных документов: Дек­ларация Рио об окружающей среде и развитии; Повестка дня на XXI век; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого раз­вития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Исходя из этого, провозглашена необходимость перехода миро­вого сообщества на рельсы устойчивого развития, имеющего целью обес­печить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможнос­тей для будущих поколений.

Осуществить переход к новому партнерскому типу международных взаимоотношений, к новому характеру производства материальных благ и их потребления человечество может осуществить только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают жизненную необходи­мость такого перехода и будут ему всемерно содействовать. В настоящее время угроза выживанию цивилизации пришла с другой стороны — со стороны окружающей природной среды, которая быстро деградирует под натиском человеческой деятельности и превращается во враждебную.

В качестве других центральных проблем были названы:

• игнорирующий глобальный экологический кризис характер про­изводства и потребления в промышленно развитой части мира;

• взрывоопасный рост населения планеты (преимущественно в наи­более отсталой и развивающейся частях мира);

• углубляющееся неравенство между богатыми и бедными;

• исчерпавшая себя господствующая экономическая система, кото­рая не учитывает экологические ценности и ущерб, а рассматривает нео­граниченный рост производства как прогресс.

Конференция ООН приняла рекомендации о переходе человечества к устойчивому развитию и указала на необходимость решения для этого трех стратегических задач, стоящих перед мировым сообществом.

Первая — ограничение роста производства и потребления в промыш­ленно развитых странах мира, являющихся одновременно и главными потребителями природных ресурсов и загрязнителями ОПС.

Вторая — разумное ограничение роста населения, особенно в разви­вающихся странах Азии и Африки.

Третья — предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

Очевидно, что формированию принципов координации действий всех стран и народов в области охраны ОПС должно предшествовать выполнение целого ряда исследований, результаты которых могут стать основой для разработки практических рекомендаций для государств, согласившихся взять на себя экологические обязательства в рамках ООН.

Стратегия устойчивого развития была принята в 1992 г., но продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. Устойчивое развитие было определено как процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. В Организации Объединенных Наций создана специальная Комиссия по устойчивому развитию.

Основой стратегии является идея сбалансированности между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли. Основные компоненты стратегии: экономическая, социальная и природоведческая. Цель стратегии устойчивого развития — выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям.

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду, на плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принципы устойчивого развития включают следующее:

· уважение и забота обо всем на Земле;

· повышение качества жизни;

· сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;

· предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;

· развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;

· изменение сознания человека и стереотипов его поведения;

· поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

· выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;

· достижение единства действий на мировом уровне.

Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека. Выживание не является сугубо человеческой задачей, и в этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Перспектива сохранения человека как вида сейчас уже достаточно проблематична. Человек — довольно молодой вид в масштабах истории Земли. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов. Среди других принципов, провозглашенных в стратегии, наиболее спорный — регуляция численности населения (семейное планирование). В развитых странах всегда поощрялось увеличение рождаемости, однако теперь в ряде регионов надо будет регулировать численность населения не меньше, чем традиционное природопользование. Цивилизация не может существовать при большей численности населения, чем достигнутая сейчас.

Большое внимание в стратегии уделено неистощительному использованию ресурсов. Только такой подход дает надежду на то, что мы сможем оставить что-то потомкам.

С решением многих проблем, поставленных в стратегии, связано понятие экологической и хозяйственной емкости природных экосистем. Критерием устойчивого развития экологи считают такое хозяйственное отношение к окружающей среде и природным экосистемам (природопользование), которое позволяет сохранить их в пределах хозяйственной емкости.

Суть гармонизации человеческой деятельности и природы заключается в том, чтобы лес оставался лесом, степь — степью, тундра — тундрой и т. п., несмотря на использование их ресурсов.

В стратегии сформулировано понятие духовности как наличия целей, отличающихся от целей простого выживания.

Реализация стратегии требует интеграции и обеспечения единства действий различных государств независимо от социально-экономического устройства. Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях.

Считается, что для реализации стратегии нужны быстрые перемены, а именно:

· промышленно развитым странам следует изменить образ жизни, основанный на интенсивном использовании ресурсов;

· производство должно быть переориентировано на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;

· развивающимся странам необходимо использовать менее разрушительные для природы методы ведения сельского хозяйства, осуществлять индустриализацию с беспрецедентной осторожностью и сократить уровень рождаемости.

Развивающиеся страны не смогут добиться таких изменений без помощи богатых государств материальными вливаниями и промышленными технологиями.

Общее воздействие таких изменений сейчас сравнивают с воздействием промышленной революции. Однако далеко не все соглашаются с необходимостью такой «революции». Некоторые считают, что проблемы окружающей среды не столь серьезны и если рост населения стабилизируется (что по прогнозам ООН, ожидается в середине XXI века), то экономический рост может продолжаться. Другие полагают, что единственный путь обеспечить выживание человека на планете — перераспределение богатства между богатыми и бедными странами. Несомненно, что устойчивое развитие угрожает устоявшимся интересам и поэтому сталкивается с противодействием в высших политических сферах.

Устойчивое развитие ставит вопрос о цели существования человека и общества, взаимоотношениях между человеком и природой, требует социальной справедливости и равенства. Предлагаются и более сложные варианты действий для достижения устойчивого развития, например, следующие стратегии развития:

Первая стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли». Конечной целью ее является сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность (обеспечение условий развития природных экосистем) обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты. Принятие этой стратегии приведет к самоограничению роста потребления.

Вторая стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности». Имеются в виду сельское хозяйство и другие виды деятельности по производству продуктов питания. Степень сохранности естественной биоты Земли полностью зависит при этой стратегии от эффективности технологий, применяемых с целью обеспечения человека пищевыми продуктами.

Третья стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды». Последние — это города и другие населенные пункты, где земля занята под бытовые, рекреационные и инфраструктурные объекты. Задача сохранения биоразнообразия в таких системах не стоит. Важным является обеспечение здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций, а также различных сред, имеющих значение для существования человека.

Экологическое развитие России неразрывно связано с мировыми экологическими проблемами. Распад Советского Союза в конце ХХ века выявил кризисный характер социально-экологической ситуации России. Страна получила тяжелое экологическое наследство: устаревшие индустриальные центры, зоны экологического бедствия, биосферную напряженность и т.д. К этому добавились: экономический кризис, политическая нестабильность, социальная напряженность, духовная деградация, межнациональные конфликты.

Таким образом, превышение допустимой антропогенной на­грузки на природную среду в России обусловлено многими фак­торами, среди которых наиболее существенны:

· значительная территориальная неравномерность (в основ­ном по оси Восток — Запад) распределения природных ре­сурсов, плотности населения, хозяйственного потенциала; большая протяженность энергетических и транспортных коммуникаций.

· высокая концентрация промышленности в крупных инду­стриальных центрах, чаше всего со стихийно возникшим набором отраслей и плохой планировочной структурой.

· неблагоприятные климатические условия, требующие вы­сокого удельного энергопотребления и других эксплуата­ционных затрат.

· экстенсивная эксплуатация земельных, водных и лесных ресурсов при недостаточном уровне их восстановления и высоком проценте невозвратимых потерь; малая относи­тельная площадь заповедных территорий.

· низкая эффективность контроля эксплуатации природных ресурсов и загрязнения среды; слабость оперативной об­ратной связи между состоянием среды и техногенной на­грузкой.

Для преодоления этих негативных явлений была создана природоохранная система, включавшая ряд важнейших элементов:

· экономический механизм, предусматривающий стимулирование природоохранной деятельности;

· нормативно-правовой механизм, создающий условия для юридического регулирования рационального природопользования;

· экспертно-контрольный механизм, обеспечивающий государственную экологическую экспертизу и экологический контроль;

· механизм международного сотрудничества, обеспечивающий взаимодействие с международными организациями;

· развитие экологического образования.

С конца ХХ века в России стали создаваться экологические организации, имеющие как локальный, так и регионально-национальный статус. XXI век, по мнению ряда ученых, может стать для России «экологическим веком». В стране сохранилась значительная часть природных ресурсов, а географическое положение России позволяет ей использовать имеющийся конструктивный опыт.

Анализ как социально-экономической, так и экологической и политической обстановки в России позволяет, по мнению ве­дущих ученых, выделить пять основных направлений, по которым наша страна должна выходить из экологического коллапса.

Технологическое направление — создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотход­ных производств, обновление основных фондов, совершен­ствование технологических процессов.

Экономическое направление — развитие и совершенство­вание экономического механизма охраны окружающей при­родной среды. Это направление можно развить за счет вне­дрения платежей за выбросы вредных веществ, введения на­логовых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер. Главная задача экономического направления — сделать охрану окружающей среды состав­ной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник был заинтересован в охране окружаю­щей среды не меньше, чем в выпуске конкурентоспособной продукции.

Административное и юридическое направление, повы­шающее ответственность за правонарушения в области охра­ны природы. Использование средств административно-пра­вового воздействия, т. е. прекращение деятельности предприятии, нарушающих природоохранные законы, привлече­ние виновных к уголовной или гражданской ответственности, безусловно, будет способствовать повышению экологической дисциплины.

Эколого-просветителъское направление заключается в создании всеобъемлющей системы экологического образова­ния, просвещения, воспитания, в перестройке потребитель­ского отношения к природе, иначе говоря, в экологической революции мышления человека. Без перестройки сознания человека, без экологического воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности.

Международно-правовое направление, заключающееся в объединении усилий всех стран в решении экологических проблем. Некоторые ученые и политики это направление считают, чуть ли не генеральным в решении проблем окружа­ющей среды. Для этого есть свои причины: первая — неуве­ренность в эффективности национальных средств охраны ок­ружающей среды; вторая — нежелание понять, что между­народно-правовая охрана окружающей среды, хотя и осуще­ствляется на основе международных договоров и соглаше­ний, в основном выполняется национальными средствами, здесь не исключена международная помощь.

На сегодняшний день ни один из вышеуказанных спосо­бов охраны окружающей среды еще не готов взять на себя всю работу по оздоровлению природы. По-видимому, необхо­дим комплексный подход к решению, т. е. использование всех пяти направлений. Однако основополагающим здесь является сочетание экономических и административных методов ру­ководства для выполнения единой задачи. Это отнюдь не ис­ключает роль и значение других направлений в охране при­роды, особенно культурно-просветительного.

Решение проблемы на основе сочетания экономических и административных методов воздействия наталкивается на множество противоречий, мешающих эффективному их ис­пользованию.

Главной ценностью общества должен стать человек, его здоровье, а также безопасная и пригодная для жизни окружающая природная среда. Принимая любое политическое, экономическое ре­шение, властные органы должны предвидеть последствия их влияния на каждого гражданина и окружающую его среду.

Государственная экологическая политика Российской Федера­ции в области природопользования должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях под­держания устойчивого экономического развития, а также на ре­шение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природ­ных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколе­ний людей на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.

Исходя из этой цели, можно выделить следующие приоритеты экологической политики Российской Федерации в об­ласти природопользования:

1. Государственное регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов приро­допользования, поддержку внедрения ресурсе- и энергосберега­ющих технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию эффективного государственного и об­щественного контроля за исполнением природоохранного зако­нодательства.

2. Сохранение жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких антропогенных нагрузок, при ко­торых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов не превыша­ют скорость их возобновления, а темпы использования невозоб­новимых ресурсов соответствовуют темпам разработки их устой­чивой возобновляемой замены.

3. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поко­лений людей от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только
принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения.

4. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчи­вого развития в разработке и принятии политических и экономи­ческих решений; поддержание экологической безопасности госу­дарства как важнейшего элемента национальной безопасности
Российской Федерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при развитии и размещении производительных сил в процессе природопользования.

5. Восстановление свойств и функций гео- и экосистем, нару­шенных в результате хозяйственной деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и рационального ис­пользования их природно-ресурсного потенциала.

Таким образом, реализации перечисленных направлений экологической поли­тики должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области ресурсопользования и охраны окружающей среды. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться процессом регулирования в единую систему.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте классификацию экологических проблем (по Н.Ф. Реймерсу).

2. Что понимается под термином «устойчивое развитие»?

3. Каковы принципы устойчивого развития?

4. Назовите основные компоненты устойчивого развития?

5. Охарактеризуйте стратегии устойчивого развития.

6. Определите направления экологической политики Российской Федерации в области природопользования.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.114 (0.011 с.)