Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Стратегия экологического развития цивилизации. Экологическое развитие РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В начале третьего тысячелетия человечество вступило в такой период своего развития, когда становятся реальностью слова В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека способна изменить мир, поставив его на грань глобальной экологической катастрофы. Хищническое, бездумное отношение человеческого общества к природе, незнание, вернее, игнорирование ее законов привели к возникновению огромного числа экологических проблем и некоторые из них приобрели глобальный характер. Н.Ф. Реймерсом предложена следующая классификация экологических проблем, имеющих как локальный, так и всепланетарный, глобальный масштаб: · изменение климата Земли в результате усиления тепличного, эффекта, выбросов метана и других газов; · загрязнение ближайшего космического пространства; · ослабление озонового слоя Земли, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты; · загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей; · загрязнение Мирового океана, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение экологического баланса между океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водоисточниками; · радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов Земли; · опустынивание планеты, сокращение площади лесов, усиление процесса исчезновения видов животных и растений; · абсолютное перенаселение Земли и истощение природных ресурсов планеты. Глобальные экологические проблемы со всей очевидностью показывают необходимость консолидации усилий всех стран для их решения. Основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века - началу XXI века, выражает стратегия устойчивого развития. Экологическая политика государств, в том числе России, ориентирована на идею устойчивого развития. Впервые термин устойчивое развитие (sustainable development) был использован в документах в 70-х гг. XX века, когда появилась идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. Ее выдвинули международные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Комитет Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). В ней фокусировалось внимание на опасности изменений в биосфере Земли и предлагалось предпринять ряд действенных мер по их смягчению, подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в процессе социально-экономического развития. Политика устойчивого развития была отражена еще в 1972 г. в материалах Конференции Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды в Стокгольме. По итогам ее работы была принята Декларация, которая определила стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны ОПС и провозгласила 5 июня каждого года Всемирным днем окружающей среды. Принципы, провозглашенные Декларацией. Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории. Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости. Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество. Принципы международного взаимодействия в области охраны ОПС расширены Всемирной хартией природы, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 1982 г. Хартия провозгласила ряд принципиально важных для всего человечества положений. 1.Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов. 2.Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться; необходимую для этого среду обитания следует сохранять. 3.Все регионы Земли, как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов. 4.Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей хартии: · биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; · производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения; · ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются; · невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, возможности рациональной их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем; · должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов; · необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе; · районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе населения. Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, также как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведет к подрыву основ цивилизации. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), ставшая переломным этапом в международном экологическом движении. На Конференции были одобрены пять основных документов: Декларация Рио об окружающей среде и развитии; Повестка дня на XXI век; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию. Исходя из этого, провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, имеющего целью обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Осуществить переход к новому партнерскому типу международных взаимоотношений, к новому характеру производства материальных благ и их потребления человечество может осуществить только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают жизненную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать. В настоящее время угроза выживанию цивилизации пришла с другой стороны — со стороны окружающей природной среды, которая быстро деградирует под натиском человеческой деятельности и превращается во враждебную. В качестве других центральных проблем были названы: • игнорирующий глобальный экологический кризис характер производства и потребления в промышленно развитой части мира; • взрывоопасный рост населения планеты (преимущественно в наиболее отсталой и развивающейся частях мира); • углубляющееся неравенство между богатыми и бедными; • исчерпавшая себя господствующая экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и ущерб, а рассматривает неограниченный рост производства как прогресс. Конференция ООН приняла рекомендации о переходе человечества к устойчивому развитию и указала на необходимость решения для этого трех стратегических задач, стоящих перед мировым сообществом. Первая — ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся одновременно и главными потребителями природных ресурсов и загрязнителями ОПС. Вторая — разумное ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах Азии и Африки. Третья — предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами. Очевидно, что формированию принципов координации действий всех стран и народов в области охраны ОПС должно предшествовать выполнение целого ряда исследований, результаты которых могут стать основой для разработки практических рекомендаций для государств, согласившихся взять на себя экологические обязательства в рамках ООН. Стратегия устойчивого развития была принята в 1992 г., но продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. Устойчивое развитие было определено как процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. В Организации Объединенных Наций создана специальная Комиссия по устойчивому развитию. Основой стратегии является идея сбалансированности между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли. Основные компоненты стратегии: экономическая, социальная и природоведческая. Цель стратегии устойчивого развития — выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду, на плодотворную жизнь в гармонии с природой. Принципы устойчивого развития включают следующее: · уважение и забота обо всем на Земле; · повышение качества жизни; · сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем; · предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов; · развитие в пределах потенциальной емкости экосистем; · изменение сознания человека и стереотипов его поведения; · поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания; · выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды; · достижение единства действий на мировом уровне. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека. Выживание не является сугубо человеческой задачей, и в этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Перспектива сохранения человека как вида сейчас уже достаточно проблематична. Человек — довольно молодой вид в масштабах истории Земли. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов. Среди других принципов, провозглашенных в стратегии, наиболее спорный — регуляция численности населения (семейное планирование). В развитых странах всегда поощрялось увеличение рождаемости, однако теперь в ряде регионов надо будет регулировать численность населения не меньше, чем традиционное природопользование. Цивилизация не может существовать при большей численности населения, чем достигнутая сейчас. Большое внимание в стратегии уделено неистощительному использованию ресурсов. Только такой подход дает надежду на то, что мы сможем оставить что-то потомкам. С решением многих проблем, поставленных в стратегии, связано понятие экологической и хозяйственной емкости природных экосистем. Критерием устойчивого развития экологи считают такое хозяйственное отношение к окружающей среде и природным экосистемам (природопользование), которое позволяет сохранить их в пределах хозяйственной емкости. Суть гармонизации человеческой деятельности и природы заключается в том, чтобы лес оставался лесом, степь — степью, тундра — тундрой и т. п., несмотря на использование их ресурсов. В стратегии сформулировано понятие духовности как наличия целей, отличающихся от целей простого выживания. Реализация стратегии требует интеграции и обеспечения единства действий различных государств независимо от социально-экономического устройства. Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Считается, что для реализации стратегии нужны быстрые перемены, а именно: · промышленно развитым странам следует изменить образ жизни, основанный на интенсивном использовании ресурсов; · производство должно быть переориентировано на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды; · развивающимся странам необходимо использовать менее разрушительные для природы методы ведения сельского хозяйства, осуществлять индустриализацию с беспрецедентной осторожностью и сократить уровень рождаемости. Развивающиеся страны не смогут добиться таких изменений без помощи богатых государств материальными вливаниями и промышленными технологиями. Общее воздействие таких изменений сейчас сравнивают с воздействием промышленной революции. Однако далеко не все соглашаются с необходимостью такой «революции». Некоторые считают, что проблемы окружающей среды не столь серьезны и если рост населения стабилизируется (что по прогнозам ООН, ожидается в середине XXI века), то экономический рост может продолжаться. Другие полагают, что единственный путь обеспечить выживание человека на планете — перераспределение богатства между богатыми и бедными странами. Несомненно, что устойчивое развитие угрожает устоявшимся интересам и поэтому сталкивается с противодействием в высших политических сферах. Устойчивое развитие ставит вопрос о цели существования человека и общества, взаимоотношениях между человеком и природой, требует социальной справедливости и равенства. Предлагаются и более сложные варианты действий для достижения устойчивого развития, например, следующие стратегии развития: Первая стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли». Конечной целью ее является сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность (обеспечение условий развития природных экосистем) обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты. Принятие этой стратегии приведет к самоограничению роста потребления. Вторая стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности». Имеются в виду сельское хозяйство и другие виды деятельности по производству продуктов питания. Степень сохранности естественной биоты Земли полностью зависит при этой стратегии от эффективности технологий, применяемых с целью обеспечения человека пищевыми продуктами. Третья стратегия — «взаимодействия хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды». Последние — это города и другие населенные пункты, где земля занята под бытовые, рекреационные и инфраструктурные объекты. Задача сохранения биоразнообразия в таких системах не стоит. Важным является обеспечение здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций, а также различных сред, имеющих значение для существования человека. Экологическое развитие России неразрывно связано с мировыми экологическими проблемами. Распад Советского Союза в конце ХХ века выявил кризисный характер социально-экологической ситуации России. Страна получила тяжелое экологическое наследство: устаревшие индустриальные центры, зоны экологического бедствия, биосферную напряженность и т.д. К этому добавились: экономический кризис, политическая нестабильность, социальная напряженность, духовная деградация, межнациональные конфликты. Таким образом, превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду в России обусловлено многими факторами, среди которых наиболее существенны: · значительная территориальная неравномерность (в основном по оси Восток — Запад) распределения природных ресурсов, плотности населения, хозяйственного потенциала; большая протяженность энергетических и транспортных коммуникаций. · высокая концентрация промышленности в крупных индустриальных центрах, чаше всего со стихийно возникшим набором отраслей и плохой планировочной структурой. · неблагоприятные климатические условия, требующие высокого удельного энергопотребления и других эксплуатационных затрат. · экстенсивная эксплуатация земельных, водных и лесных ресурсов при недостаточном уровне их восстановления и высоком проценте невозвратимых потерь; малая относительная площадь заповедных территорий. · низкая эффективность контроля эксплуатации природных ресурсов и загрязнения среды; слабость оперативной обратной связи между состоянием среды и техногенной нагрузкой. Для преодоления этих негативных явлений была создана природоохранная система, включавшая ряд важнейших элементов: · экономический механизм, предусматривающий стимулирование природоохранной деятельности; · нормативно-правовой механизм, создающий условия для юридического регулирования рационального природопользования; · экспертно-контрольный механизм, обеспечивающий государственную экологическую экспертизу и экологический контроль; · механизм международного сотрудничества, обеспечивающий взаимодействие с международными организациями; · развитие экологического образования. С конца ХХ века в России стали создаваться экологические организации, имеющие как локальный, так и регионально-национальный статус. XXI век, по мнению ряда ученых, может стать для России «экологическим веком». В стране сохранилась значительная часть природных ресурсов, а географическое положение России позволяет ей использовать имеющийся конструктивный опыт. Анализ как социально-экономической, так и экологической и политической обстановки в России позволяет, по мнению ведущих ученых, выделить пять основных направлений, по которым наша страна должна выходить из экологического коллапса. Технологическое направление — создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов. Экономическое направление — развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это направление можно развить за счет внедрения платежей за выбросы вредных веществ, введения налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер. Главная задача экономического направления — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем в выпуске конкурентоспособной продукции. Административное и юридическое направление, повышающее ответственность за правонарушения в области охраны природы. Использование средств административно-правового воздействия, т. е. прекращение деятельности предприятии, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной или гражданской ответственности, безусловно, будет способствовать повышению экологической дисциплины. Эколого-просветителъское направление заключается в создании всеобъемлющей системы экологического образования, просвещения, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, иначе говоря, в экологической революции мышления человека. Без перестройки сознания человека, без экологического воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности. Международно-правовое направление, заключающееся в объединении усилий всех стран в решении экологических проблем. Некоторые ученые и политики это направление считают, чуть ли не генеральным в решении проблем окружающей среды. Для этого есть свои причины: первая — неуверенность в эффективности национальных средств охраны окружающей среды; вторая — нежелание понять, что международно-правовая охрана окружающей среды, хотя и осуществляется на основе международных договоров и соглашений, в основном выполняется национальными средствами, здесь не исключена международная помощь. На сегодняшний день ни один из вышеуказанных способов охраны окружающей среды еще не готов взять на себя всю работу по оздоровлению природы. По-видимому, необходим комплексный подход к решению, т. е. использование всех пяти направлений. Однако основополагающим здесь является сочетание экономических и административных методов руководства для выполнения единой задачи. Это отнюдь не исключает роль и значение других направлений в охране природы, особенно культурно-просветительного. Решение проблемы на основе сочетания экономических и административных методов воздействия наталкивается на множество противоречий, мешающих эффективному их использованию. Главной ценностью общества должен стать человек, его здоровье, а также безопасная и пригодная для жизни окружающая природная среда. Принимая любое политическое, экономическое решение, властные органы должны предвидеть последствия их влияния на каждого гражданина и окружающую его среду. Государственная экологическая политика Российской Федерации в области природопользования должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России. Исходя из этой цели, можно выделить следующие приоритеты экологической политики Российской Федерации в области природопользования: 1. Государственное регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов природопользования, поддержку внедрения ресурсе- и энергосберегающих технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства. 2. Сохранение жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких антропогенных нагрузок, при которых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов не превышают скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимых ресурсов соответствовуют темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены. 3. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только 4. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития в разработке и принятии политических и экономических решений; поддержание экологической безопасности государства как важнейшего элемента национальной безопасности 5. Восстановление свойств и функций гео- и экосистем, нарушенных в результате хозяйственной деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и рационального использования их природно-ресурсного потенциала. Таким образом, реализации перечисленных направлений экологической политики должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области ресурсопользования и охраны окружающей среды. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться процессом регулирования в единую систему.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте классификацию экологических проблем (по Н.Ф. Реймерсу). 2. Что понимается под термином «устойчивое развитие»? 3. Каковы принципы устойчивого развития? 4. Назовите основные компоненты устойчивого развития? 5. Охарактеризуйте стратегии устойчивого развития. 6. Определите направления экологической политики Российской Федерации в области природопользования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.114 (0.011 с.) |