Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека



 

Среда человека – это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает человека и дает ему возможность существовать. Сюда относится и сами люди, составляющие социум, и все духовное наследие, которым обладает человечество, и то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни: семья, одноклассники, сверстники по двору и так далее. В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред — вплоть до смертельного исхода.

В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается определенный эмоциональный настрой (психологический климат), который влияет на активность личности, на уровень ее безопасности. Благоприятный психологический климат способствует предупреждению физического и психологического травматизма. И наоборот, конфликтные ситуации приводят к агрессивным актам, возникновению травм и аварийных ситуаций. Ощущение полноты жизни, радости, уверенности в себе, счастья вызывает доброе отношение к нам окружающих.

Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива; в этой среде нужно жить, следовательно, человек, желает он этого или нет, должен адаптироваться к своей среде. Поэтому в социальной экологии данной проблеме придается первостепенное значение. В то же время адаптация – это лишь начальный этап, на котором преобладают реактивные формы поведения человека. Человек не останавливается на этом этапе. Он проявляет физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную активность, преобразует (в лучшую или худшую сторону) свою среду. Тем не менее, проблема адаптации остается достаточно серьезной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии.

Адаптация – это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, это постоянно развивающиеся в пространстве и во времени процессы приспособления, обеспечивающие форми­рование и сохранение целесообразных взаимоотношений челове­ка и окружающей его среды обитания.

Механизмы адаптации делятся на социальные и биологические. Биологические механизмы адаптации – это морфологические, физиологические и поведенческие изменения.

Социальные механизмы адаптации — это коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Состояние адаптированности организма характеризуется по­нятиями: напряжение, резистентность (стабильность), утомление и болезнь, Выделяют три фазы адаптации:

1. фаза тревоги (аварийная фаза) содержит призыв к мобили­зации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие;

2. фаза резистентности (стабильности) функций характеризу­ется наличием динамической устойчивости между состоянием функциональных систем организма и внешней средой. Она уни­версальна для разных раздражителей;

3. фаза истощения возникает, когда организм не в состоянии компенсировать очень сильное или длительное неблагоприятное воздействие любых факторов окружающей среды.

По отношению к адаптационным системам организма челове­ка окружающая среда может быть:

· здоровой или комфортной (когда воздействие не превышает адаптационные возможности человека);

· нездоровой или дискомфортной (когда воздействие среды пре­вышает адаптационные возможности человека и развиваются предпатологические или патологические состояния);

· абсолютно экстремальной (когда невозможны взаимоотно­шения человека и среды без специальных систем жизнеобеспече­ния как, например, в космосе).

Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих личностных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее, следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что, в конечном счете, и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного.

Среда обитания никогда не ограничивалась лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Жители города находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями (шумы, огни и т.д.) Все эти воздействия требуют от человека образования непрерывных и постоянных реакций. Человек, безусловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражителями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций.

Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой занимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности; другие – быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т.п. Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно.

Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, усвоив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т.п. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной стороны, внушаемость, толерантность, конформность как формы подчинительного поведения, а с другой – умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность. Этот перечень можно продолжить. Можно говорить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адаптация – это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособлен, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением. И то и другое заставляет его думать и действовать, творить в самом широком смысле этого слова.

Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и созданные ими продукты. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице.

Поведение конкретного индивида связно прежде всего с принадлежностью к определенной нации, поэтому в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т.е. схематизаций и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер в определяемую им манеру поведения. Например, немцы – пунктуальны и последовательны, французы – общительны и влюбчивы.

Поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим – немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего и т.д. Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах.

Поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, и заканчивая малыми (трудовой коллектив, семья и т.п.), формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведение человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. Поведение значительно определяется тем, какое место занимает человек в своей группе: начальник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользующийся авторитетом или занимающий низкий статус.

Наконец, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй – с состоянием человека как личности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т.п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее влияние на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, высокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае, когда он испытывает внутриличностные конфликты, защищается от окружающих, его поведение носит агрессивный, неадекватный, защитный характер. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды, спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.

Существует еще очень важный аспект – поведение человека в организации. С.В.Смирнов и Е.П.Мурашова вводят понятие «организационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.

Поведение человека существенным образом меняется в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые могут вызываться экстремальными факторами.

К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водители автомобилей, попавшие в ДТП, врачи, делающие сложную операцию, студенты, сдающие экзамены и т.д.

Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень важной цели встают препятствия материального и морального характера.

Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.

Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.

Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.

Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и характером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных ситуациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.

При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит поражение. Например, студент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, ребенок бьется в истерике, требуя свою игрушку и др.

При пассивном способе человек как бы отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в себе, ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние и др.

При активном способе реагирования поведение человека характеризуется инициативой, поиском выхода из создавшегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке, ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант.

Активная форма реагирования дает человеку возможность преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся и определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.

Важным является также вопрос, касающийся поведения человека в случае стихийного бедствия. К стихийным бедствиям относятся снежные бури, наводнения, смерчи, землетрясения, извержения вулканов, инфекционные и вирусные заболевания, а также укусы ядовитых животных.

Поведенческие реакции на стихийные бедствия включают в себя настолько сложный набор различных поступков, которые определяются параметрами личностного, социального и культурного характера, что эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами.

Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедствий выделяют несколько причин, усложняющих ситуацию:

· в большинстве районов стихийные бедствия случаются сравнительно редко, поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей;

· человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать;

· в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ и место жизни, к чему люди, как правило, не готовы;

· в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке.

Дж. Голд считает, что формирование каждой из этих причин обусловлено действием четырех основных факторов.

1) накопленный человеком опыт переживания стихийного бедствия очень сильно влияет на его оценку и на осознание его последствий, а также на характер мероприятий, которые необходимо предпринять для борьбы с ним;

2) личностные особенности реакции людей на стихийные бедствия;

3) характер отношения людей к природе в значительной степени отражает влияние культуры, к которой они принадлежат;

4) характер привязанности человека к данному месту.

Все эти факторы играют большую роль в определении характера поведенческих реакций людей на стихийные бедствия. Для формирования той или иной поведенческой реакции на индивидуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах стихийного бедствия превысил тот уровень, выше которого, по мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей.

Таким образом, поведение человека зависит от окружающих условий внешнего и внутреннего мира и изменяется в соответствии с ними.

Социальная среда, влияющая на здоровье человека, безусловно, взаимодействуют с экологическими факторами. Поэтому, есть смысл говорить о влиянии социально-экологических факторов на здоровье человека. Природная среда сейчас сохранилась лишь там, где она не была доступна людям для её преобразования. Урбанизированная или городская среда – искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в природе и способный существовать только при постоянном обновлении.

Социальная среда сложно интегрируется с любой окружающей человека средой и все факторы каждой из сред «тесно взаимосвязаны между собой и испытывают объективные и субъективные стороны качества среды жизни». Влияние городской среды достаточно ярко подчеркивается определенными тенденциями современного состояния здоровья человека. С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции:

· процесс акселерации,

· нарушение биоритмов,

· аллергизация населения,

· рост онкологической заболеваемости и смертности,

· рост доли лиц с избыточным весом,

· отставание физиологического возраста от календарного,

· «омоложение» многих форм патологии,

· абиологическая тенденция в организации жизни и др.

Акселерация – это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой. Ученые полагают, что это эволюционный переход в жизни вида, вызванный улучшающимися условиями жизни.

Биологические ритмы – важнейший механизм регуляции функций биологических систем, сформировавшийся под воздействием абиотических факторов, в условиях городской жизни могут нарушаться. Новым экологическим фактором стало использование электроосвещения, продлившее световой день.

Аллергизация населения – одна из основных новых черт в измененной структуре патологии людей в городской среде.

Аллергия – повышенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену (простые и сложные минеральные и органические вещества). Причина аллергических заболеваний (бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия, ревматизм, волчанка красная) – в нарушении иммунной системы человека, которая в результате эволюции находилась в равновесии с природной средой. Городская же среда характеризуется появлением совершенно новых веществ – загрязнителей, давление которых ранее иммунная система человека не испытывала.

Онкологическая заболеваемость и смертность - одна из наиболее показательных медицинских тенденций неблагополучия в городе или, например, в зараженной радиацией сельской местности. Эти заболевания вызваны опухолями. Опухоли (греч. «onkos») – избыточные патологические разрастания тканей. Они могут быть доброкачественными и злокачественными.

Развитие злокачественных опухолей, т.е. заболевание раком, может возникнуть в результате длительного контакта с определенными продуктами: рак легких – у рудокопов урановых рудников, рак кожи – у трубочистов. Это заболевание вызывается определенными веществами, называемыми канцерогенами. Канцерогенные вещества (греч. «рождающие рак») или просто канцерогены - химические соединения, способные вызвать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме при воздействии на него.

Рост доли лиц с избыточным весом – также явление, вызванное особенностями городской среды. Переедание, малая физическая активность и прочее, безусловно, здесь имеют место.

Рождение на свет большого количества недоношенных детей, а значит, физически незрелых – показатель крайне неблагоприятного состояния обитания человека. Оно связано с нарушениями в генетическом аппарате и просто с ростом адаптируемости к изменениям среды. Физиологическая незрелость является результатом резкого дисбаланса со средой, которая слишком стремительно трансформируется.

Инфекционные болезни тоже не искоренены в городах. Количество людей, пораженных малярией, гепатитом и многими другими болезнями, исчисляется огромными цифрами. Многие медики считают, что следует говорить не о «победе», а лишь о временном успехе в борьбе с этими болезнями.

Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение, наркомания и др., тоже являются причиной многих заболеваний – ожирение, рак, кардиологические болезни и др.

В приложении к человеку нельзя отрывать биологическое от воспринятого в ходе социальной адаптации. Для личности важна и этническая среда, и форма трудовой деятельности, и социальная, экономическая определенность – дело лишь в степени и времени воздействия.

Сохранение здоровья или возникновение болезни - это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды. Познание этих сложных взаимодействий явилось основой для возникновения профилактической медицины и ее научной дисциплины – гигиены.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает потребности в области здравоохранения как совокупность слагаемых множества комплексных факторов, отра­жающих не только медицинские аспекты охраны здоровья, но и не­посредственно связанные с ними социально-экономические про­блемы: образ жизни и привычки, сопряженные с риском для здоро­вья; проблемы эмоционального характера и родственные им; сексуальное и репродуктивное здоровье; биологические и медицинские проблемы. При этом характер нужд в области здравоохранения оп­ределяется не только личными возможностями индивидуума, но и его непосредственного окружения, общества в целом.

С учетом степени воздействия на состояние здоровья влияющие на него факторы предложено объединить в четыре группы:

1. окружающая природная среда (природно-климатические усло­вия, повышенные гелиокосмические и магнитные излучения, рез­кие смены атмосферных явлений, загрязнение атмосферного воз­духа, водоемов, почвы) — доля влияния на здоровье — около 20 %;

2. наследственность (предрасположенность к наследственным заболеваниям) — доля влияния — около 20%;

3. образ жизни (условия жизни, режим труда, быта, отдыха, питание, физическая культура, вредные привычки, микроклимат в семье, коллективе и пр.) — доля влияния составляет около 50 %;

4. медицина и здравоохранение (качество и своевременность оказания медицинской помощи населению) — доля влияния — около 10%.

Модель влияния факторов среды на здоровья человека приведена на схеме (рис. 8).

Рисунок 8. Схема модели влияния среды обитания на здоровье человека

Функциональная зависимость здоровья от этих факторов не может быть жестко детерминированной. Вклад того или иного воз- действия во многом определяется конкретной ситуацией, в частности региональными особенностями жизнедеятельности.

Индивидуальное здоровье человека формируется на основе био­логического генофонда и неповторимого Образа жизни, который «едет отдельный человек в тех условиях, которые предоставляет ему общество. Общественное здоровье это совокупность стати­стических параметров, интегрирующих индивидуальные характе­ристики здоровья. Для решения медико-экологических проблем ведущими показателями общественного здоровья являются пока­затели воспроизводства населения, роста и развития детей и под­ростков, донозологические проявления нарушений в состоянии здоровья и заболеваемость населения.

Стратегия Всемирной организации здравоохранения в целях достижения «здоровья для всех» ориен­тирована на достижение населением такого уровня здоровья, ко­торый позволит жить продуктивно в социальном и экономичес­ком плане. При этом специалистами ВОЗ предусматривается реа­лизация нескольких взаимосвязанных аспектов, а именно:

1. обеспечение справедливости в области охраны здоровья;

2. увеличение продолжительности жизни путем предоставле­ния людям возможностей для полноценного развития и ис­пользования своих физических, умственных и социальных способностей;

3. обеспечение более здоровой жизни путем снижения заболе­ваемости и инвалидности;

4. продление сроков жизни с помощью мероприятий, спо­собствующих увеличению ожидаемой продолжительности жизни.

Данная основополагающая стратегическая направленность де­ятельности по обеспечению «здоровья для всех» — это позитивная концепция, берущая за основу социальные, лич­ностные, а также физические возможности человека. В этой связи в документе также определено, что укрепление здоровья не только должно быть задачей сектора здравоохранения, но и других секто­ров, отвечающих за социальное благосостояние.

Важное место в достижении «лучшего здоровья», согласно Всемирной организации здравоохранения, отводится решению проблем отдельных конкретных уязвимых групп населения (инвалидов, детей и молодежи, а также пожилых и престарелых). Кроме того, здесь подчеркивается, что такие заболевания, как рак, сердечно-сосудистые болезни; другие хронические заболевания, а также проблемы охраны психического здоровья требуют разработки не только специфических проблем, но и создания во многом единых подходов профилактики, лечения, обеспечения качества жизни для лиц, сталкивающихся с такого рода серьезными кризисными жизненными ситуациями.

Таким образом, приоритетным направлением стратегии Всемирной организации здравоохранения в целях «достижения здоровья для всех» является политика, способствующая укреплению здоровья. Она опирается на формирование здорового образа жизни населения и развитие реальных практических дей­ствий по сохранению и укреплению здоровья.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте среду обитания человека.

2. Дайте понятие адаптации.

3. Что такое механизмы адаптации?

4. Дайте характеристику поведения человека.

5. Что представляет собой поведение человека в критической ситуации?

6. Каковы негативные последствия воздействия факторов среды на здоровье человека?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.227.63 (0.076 с.)