Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСЕКОЕ ПОСОБИЕ Москва 2010
Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология. Учебно-методическое пособие, 2010 - 276с. Рецензенты: Павловская Н.Е., профессор кафедры физиологии, биотехнологии растений и кормопроизводства ФГОУ ВПО «ОрелГАУ», председатель Орловского отделения общества биотехнологов России, доктор биологических наук, профессор Калашников А.Ф., профессор кафедры «Социология, культурология и политология» ГОУ ВПО «ОрелГТУ», доктор педагогических наук, профессор Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (спепень) «бакалавр»). Оно содержит сведения о важнейших понятиях и категориях социальной экологии: окружающей среде и ее охране; законах социальной экологии; экологическом сознании; экологической этике и культуре; экологическом здоровье; принципах экологической безопасности; стратегии экологического развития цивилизации: экологических проблемах социальной работы. Пособие способствует формированию экологического мышления, воспитанию нравственного поведения в системе «человек - общество - природа». Предназначено для студентов, учителей, преподавателей вузов и других учебных заведений.
© Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б., 2010
Введение
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации» Из Федерального закона «Об охране окружающей среды» Социальная экология (экология человека) является важнейшим разделом современной экологии. Это молодая наука, сформировавшаяся во взаимосвязи гуманитарных и естественных наук. Она анализирует социальные процессы и отношения, изучает основные закономерности взаимодействия в системе «человек – общество – природа», определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в этой системе, анализирует современные урбанистические общества и взаимоотношения в них людей и среды их обитания. В то же время последствия взаимодействия человека с окружающей средой являются одним из направлений социальной работы, главная цель которой – оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Таким образом, социальная экология как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке бакалавров по направлению 040400 «Социальная работа» и приобретает в настоящее время особую актуальность.
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у будущего бакалавра социальной работы понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и определяют развитие качеств человека как биосоциального существа. Основные задачи: · проследить генезис системы человек-общество-природа и показать особенности её функционирования на различных исторических этапах развития; · выявить взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; · проследить связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека; · раскрыть политические и экономические механизмы социального управления качеством социальной и природной среды обитания человека; · показать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и необходимость формирования экологической культуры; · обосновать принципы экологической безопасности развития цивилизации; · выявить проблемы экологии человека в социальной работе. Пособие знакомит студентов с краткой историей развития экологии, ее структурой; основными базовыми понятиями; законами и категориями социальной экологии; экологическими аспектами здоровья; экономическими и правовыми основами рационального природопользования; понятием и принципами экологической безопасности. Мы надеемся, что пособие поможет студентам в организации их самостоятельной работы, поскольку помимо теоретических вопросов оно содержит необходимый методический материал: программу курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету, тематический план.
Словарь терминов содержит основные понятия и категории изучаемой дисциплины. Список литературы поможет студентам сориентироваться в источниках информации при изучении дисциплины «Социальная экология».
С появлением на Земле человека связан процесс разрушения экологической гармонии. Этот процесс начался 40 тыс. лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, стал создавать орудия труда и в процессе своей деятельности производить средства для жизни. Человек, осваивая природу, вызвал в ней изменения, которые заранее не предвидел и которые, впоследствии, стали причиной нарушения экологического равновесия, сделав невозможными условия жизни не только для отдельных видов, но и для его самого. Вмешательство человека в биосферные процессы оказалось столь велико, что природа сегодня не в состоянии исправить дело рук его. На ранних этапах своего развития человечество имело лишь локальный характер экологических разрушений; впоследствии вмешательство человека в природу вызвало изменения, затрагивающие самые разнообразные области жизнедеятельности; помимо естественных экосистем появляются и антропогенные, создаваемые человеком. Таким образом, экологический кризис, затрагивая все сферы человеческого существования, является следствием отсутствия полной гармонии между обществом и природой. Когда же и как возникла экология? Еще в верхнем палеолите безвестный художник нарисовал на стенах пещеры фигуры, среди которых можно было опознать 25 видов зверей и 5 видов охотничьих птиц. Множество биологических сведений заключено в древних египетских, индусских, китайских, тибетских и античных европейских письменных источниках. Античные ученые пытались писать о способах существования зверей, их повадках, местах обитания, строительстве жилищ и т.д. Эпоха Возрождения с ее путешествиями и обновлением интереса к человеку значительно повысила интерес к изучению окружающего мира, но до зарождения экологии было еще далеко, хотя было уже много экологических данных, в том числе и о взаимоотношениях растений и насекомых. Существенное значение для развития экологии имели труды Ж.Бюффона, в которых он обосновал влияние среды на жизнь растений и животных, роль климата и характера местности. Российские ученые тоже не оставались в стороне от путей развития экологии. В 1755 г. вышла книга С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатской», в которой содержалось много экологических сведений. В первой половине XIX в. трудилось немало выдающихся ученых, близких к биоэкологии. Эту плеяду открывают Ж.Б. Ламарк. и К.Ф. Рулье, которые заложили основы синэкологии и утвердили понимание биотических факторов в жизни растений и животных. Их последователи М.Н. Богданов и Н.А. Северцов провели специальное исследование, которое далеко опередило становление экологии как науки. Большое значение для развития экологического знания имело учение Ч. Дарвина, который твердо проводил линию признания ведущего взаимодействия между видами и между ними и окружающей их средой, т. е. основную линию экологии.
Сам же термин «экология» был предложен Э. Геккелем в 1869 г. Он происходит от греческого слова «ойкос», что значит «дом», «жилище». Буквально, экология – это изучение «жилищ» или, более широко, – «окружения»; «логос» – наука. Таким образом, экология – наука об окружающем нас мире, изучающая взаимоотношения растительных и животных организмов со средой обитания с целью выявления закономерностей, управляющих этими взаимоотношениями. Наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. В экологии главное - не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ с ней. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценозы), популяции организмов, биотопы. В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В ХХ столетии ситуация изменилась, экологов все больше стала интересовать роль человека в изменении окружающего нас мира. Разрушающее влияние деятельности человека на природу еще никогда не принимало столь острого характера, как в настоящее время. Загрязнение воздуха, воды, Мирового океана, эрозия почв, увеличение посевных площадей, вырубка лесов, чрезмерная урбанизация - все это повлияло на изменение климата, вызвало появление парникового эффекта, озоновых дыр. Продолжающееся нарастание негативных противоречий между человеком и природой может привести к непоправимой катастрофе - полному уничтожению всей нашей цивилизации. Таким образом, экология – наука, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимоотношения между собой и влияние среды на них. Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве. Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, учению о биогеоценозах и их системах. Структура биоценозов, на уровне формирования которых происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов. Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.
Как любая наука, экология обладает богатым арсеналом современных методов, что позволяет исследовать многие стороны взаимосвязи человека и окружающей среды. Для решения задач, стоящих перед экологией, она использует как свои собственные методы, так и методы других наук. Собственные методы экологии можно разделить на три группы: 1. Полевые методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы. 2. Лабораторные методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях. 3. Экспериментальные методы – это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании, как с полевыми, так и с лабораторными методами. 4. Антропоэкологические методы – это методы сбора информации, сложившиеся в науках, которые послужили базой формирования социальной экологии. Среди этих методов – оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Кроме собственных методов, экология широко использует методы материнских наук, таких как биохимия, физиология, микробиология, генетика, цитология, гистология, физика, химия, математика и др. (рис. 1). Современная экология имеет сложную структуру. Выделяют следующие основные разделы общей экологии: · аутэкология - изучает взаимоотношения отдельных особей (представителей вида) с окружающей их средой; определяет пределы устойчивости вида по отношению к различным экологическим факторам; · демэкология - изучает взаимоотношения популяций с окружающей их средой, а также ряд характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой; · синэкология - исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой; формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д. Помимо этого, общую экологию подразделяют на экологию растений, экологию животным и гуманную экологию: · Экология растений изучает среду их обитания в зависимости от климатических условий, отношения между растениями и т. д. · Экология животных изучает отношение животного мира к живой и неживой среде. · Экология человека изучает отношение человека к живой и неживой окружающей среде.
В настоящее время экология человека условно делится на два направления: - антропоэкология – изучает биологическое взаимодействие человека на организменном и популяционном уровне с окружающей средой; - социальная экология – изучает взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, включающей природные и общественные компоненты. Кроме того, в состав общей экологии входят: · Биосферная экология - изучает глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. · Лесная экология - исследует способы использования ресурсов леса при их постоянном восстановлении и роль лесов в водном режиме ландшафтов. · Экология морей - изучает влияние хозяйственной деятельности человека на морские экосистемы: загрязнение при добыче на шельфе нефти и газа, при сбрасывании в моря и океаны промышленных, бытовых стоков и твердых отходов, в том числе и с морских судов. · Сельскохозяйственная экология - исследует способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения лугов и ресурсов почвы, при сохранении окружающей среды и получении экологически чистых продуктов. · Промышленная экология - исследует влияние выбросов предприятий на окружающую среду и здоровье людей; возможности уменьшения вредных выбросов за счет разработки и внедрения безотходных технологий. · Городская экология - изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе. · Медицинская экология - изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. · Математическая экология - моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при воздействии на те или иные экологические условия. · Химическая экология - разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву, продукты питания; способы очистки газообразных, жидких и твердых отходов и новые технологии производства, при которых количество отходов уменьшается. · Экономическая экология - разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования: оценку стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение. · Юридическая экология - разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Специальный раздел общей экологии, занимающийся изучением взаимодействия общества со средой, окружающей человека, называется социальной экологией. Ее структуру можно представить в виде схемы (рис. 2):
Рисунок 2. Схема структуры социальной экологии
Таким образом, экология как наука, сформировавшаяся в середине XIX в., стремится в полной мере исследовать все стороны взаимоотношений живых организмов, в том числе и человека, с неорганической и органической средой.
Вопросы для самоконтроля 1. Труды каких ученых повлияли на становление экологии? 2. Кто и когда впервые предложил термин «экология»? 3. Дайте определение экологии. 4. Какие методы использует экология? 5. Дайте характеристику антропоэкологических методов. 6. Какова структура экологии? 7. Перечислите основные разделы современной экологии. 8. Дайте характеристику социальной экологии. Таблица 1. Влияние различных факторов среды на здоровье человека
По данным зарубежных ученых, отмечаются наиболее важные факторы, влияющие на здоровье: · биологическая система и физико-биологическая среда; · психика и поведение; · социокультурная система. Факторы, влияющие на состояние здоровья человека, можно разделить на объективные и субъективные, оказывающие воздействие в масштабе макро- и микро условий среды. Следует отметить нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природой. Развитие научно-технического прогресса привело к загрязнению воздуха и воды, а отсюда к изменению качественного состава сельскохозяйственных продуктов и продуктов животного мира, что, естественно, губительно сказывается на здоровье человека. Урбанистический образ жизни, который становится привычным для большинства людей, комфортные условия быта, транспорта, преимущественно умственный характер труда, использование автоматизированной техники, компьютеров приводят к гиподинамии в жизнедеятельности современного горожанина. На здоровье оказывает влияние и возрастающая интенсивность труда. Г.С. Никифоров выделяет три фактора социальной среды - социальную поддержку, семью и профессиональное окружение. Наиболее изучено влияние последнего, а также супругов и других членов семьи, которые могут поддерживать как здоровое, так и нездоровое поведение человека. Социальная поддержка — процесс, посредством которого социальный контекст влияет на индивида. Связь между социальной поддержкой и здоровьем разнонаправленная. Так, социальная поддержка может играть роль в стимулировании болезни за счет поддержки малоадаптивного поведения, и даже злоупотребления веществами (например, употребление наркотиков в референтной подростковой группе). Окружение на работе достаточно хорошо изучено в психологии труда и социальной психологии. В психологии здоровья делается акцент на том, как коллеги или руководство организации способствуют поддержке здорового образа жизни, совместный отдых противодействует нездоровому поведению, внедряет программы снижения стресса в результате общей конкуренции, с которой сталкивается любая организация. Влияние семьи ранее рассматривалось в связи с процессами лучшей реабилитации больных по сравнению с одинокими пациентами. В настоящее время влияние семьи рассматривается с точки зрения качества отношений между партнерами, родителями и детьми. С возрастом усиливается связь между индивидуальным здоровьем и влиянием переменных социальной среды. С утратой ровесников существенно меняется социальная поддержка. Уровень дохода начинает коррелировать со здоровьем после 60 лет. Как правило, следствием низкого социально-культурного и материального статуса обычно становится менее стабильное и поддерживающее социальное окружение. Фундаментальный факт социологии здоровья как науки — существенные различия в уровнях здоровья между сложившимися в обществе устойчивыми социальными группами. К основным видам таких групп относятся социальные классы, демографические группы (половые и возрастные), территориальные общности (поселения), социальные организации и семья. Главным механизмом, обусловливающим сходство показателей здоровья представителей устойчивых социальных групп (и, соответственно, отличие от представителей других групп), является общность условий жизни, субкультуральных особенностей и детерминант связанного со здоровьем индивидуального поведения (ценность здоровья; социальные установки по отношению к медицинской помощи; групповые нормы, регулирующие поведение в сфере здоровья). Сущность классового градиента здоровья заключается в следующем: чем выше место той или иной социальной группы в вертикальной структуре общества, тем лучше здоровье представителей данной группы. Основными признаками, позволяющими отнести индивида к определенному социальному классу, принято считать образование, уровень материального дохода и социально-профессиональную позицию (должность). Каждый из этих признаков (индикаторов) принадлежности к социальному классу подразумевает свои, в определенной мере специфичные механизмы воздействия на здоровье. Образовательный статус приводит в действие два основных механизма формирования уровня здоровья. Первый из них заключается в том, что в процессе получения образования личность развивает навыки преодоления трудностей, с которыми неизбежно связано получение образования. Эти навыки впоследствии с успехом могут быть применены и в других трудных жизненных ситуациях. Следовательно, образование повышает общую сопротивляемость личности к воздействию социального стресса. Кроме того, с повышением образования повышается общий уровень информированности, включающий знания о современных теориях болезней и методах лечения, сохранения и укрепления здоровья. Развивается и способность к поиску и практическому применению новой информации этого рода. Материальное благосостояние отражает экономические возможности индивида по использованию ресурсов общества для лечения, сохранения и укрепления здоровья. Другими словами, при высоком уровне благосостояния человеку доступна более квалифицированная лечебно-профилактическая помощь, физическая активность в условиях хорошо оснащенных оздоровительных центров, лучшее и расположенное в экологически благоприятных местностях жилье, высококалорийное питание. Социально-профессиональная позиция сама по себе отражает высокий уровень здоровья, так как формируется под действием факторов селекции (профессионального отбора). Исследования показывают, что при принятии решений о должностном продвижении психическое и физическое здоровье претендентов на руководящие должности учитывается в первую очередь. Высокий должностной статус подразумевает, как правило, и высокий уровень материального вознаграждения, т.е. обусловливает материальное благосостояние. Семья — первичная малая социальная группа, в основе формирования которой лежат кровнородственные связи. Благоприятное влияние семейного окружения на частоту возникновения, течение и исходы как острых, так и хронических соматических заболеваний, устанавливается в исследованиях начиная с 50-х гг. XX в. Подобные данные получены для широкого круга патологических состояний — ревматизма, инфарктов, туберкулеза, угрожающего выкидыша, течения послеоперационного периода при операциях на сердце и пр. В отношении психического здоровья таких однонаправленных закономерностей влияния семьи нет. Семья по-разному влияет на психическое здоровье женщин и мужчин. Среди женщин наиболее высокий уровень психического здоровья проявляют никогда не состоявшие в браке, за ними следуют состоящие в браке, потом вдовы и на последнем месте — разведенные и оставленные партнером. Среди мужчин наиболее высокий уровень психического здоровья наблюдается у состоящих в браке, затем следуют разведенные и вдовцы и на последнем месте — никогда не состоявшие в браке. На общественное здоровье существенное влияние оказывают социальные изменения, т.е. фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе таких изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества. В течение последних трех столетий в мире наблюдается такое направление социальных изменений как вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения — объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение. Воздействие подобных социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье: · уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции; · рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего — психосоматических заболеваний; · рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией; · рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях; · появление значительных по объему маргинализированных социальных групп — беженцев, бездомных, безработных; · рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств — и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционным путями); · обнищание, сопряженное с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья.
Необходимо сказать и об отрицательном влиянии на здоровье субъективного фактора. Речь идет о появляющейся в последнее время склонности людей к чрезмерному самоанализу, осуществляемому в ущерб процессу синтеза. Многие проделывают огромную умственную работу, размышляя над причинами неудач, плохого самочувствия, конфликтных отношений с другими людьми и т.д. Современная медицина исходит из признания единства соматического и психического во всей сложности их соотношений. Являясь качественно различными явлениями. Они представляют собой лишь различные стороны единого живого человека. Особое место в психическом здоровье человека занимает социопатия. Социопа́тия — разновидность психопатии, при которой патология проявляется исключительно в сфере социального поведения индивида; это клиническая неспособность к адаптации в человеческом социуме. Все, что происходит в нашем обществе и негативно влияет на общественное здоровье и здоровье общества (а также на конкретного человека или группы людей), т.е. любое нарушение поведения по отношению к социальному окружению без социально-медицинской превентивной защиты порождает социопатии. Это широкое определение социопатий. К социопатиям в узком смысле можно отнести всякого рода расстройства (не только болезни и недомогания людей, но и стереотип поведения), вызванные изменением образа жизни, рода деятельности (не в пользу для здоровья), семейного положения. Таким образом, в качестве предпосылки развития социопатий на первом плане стоят социальные причины. Термин, как и диагноз «социопатия», не нашел применения в советской и российской психиатрии и используется в практике главным образом европейскими и американскими психиатрами. Социопат представляет собой индивида, асоциального в своей основе и вследствие этого всегда вступающего в конфликты, причем не извлекающего уроков из неприятных переживаний и наказаний, которые являются следствием его собственного девиантного поведения. Он лишен лояльности по отношению к обществу и окружающим, включая самых близких людей. Он не проявляет никаких девиаций, пока о чем-нибудь говорит или рассуждает. Его патология заключается в неспособности себя вести, т.е. соблюдать принятые в данном социуме нормы поведения, отвечать за свои поступки и уважать чужие права. Иными словами, социопат дефективен социально. Особенностью социопата является то, что, какими бы патологическими ни казались его поступки другим людям, сам он не чувствует из-за них вины, но при этом он не лишен критического восприятия своего поведения, подобно лицам, страдающим психическими заболеваниями, просто это восприятие у него извращено. Для социопата не существует привычной системы ценностей, к человеческой жизни как таковой он относится с полным пренебрежением. Именно это позволяет социопату и к собственной жизни относиться без должного уважения, он стремится удовлетворить любую свою сиюминутную потребность. Психическое равновесие социопата способна нарушить любая мелочь: любой образ, запах, звук, цвет. Что-то нарушает внутреннее благополучие дефективной личности — и социопат мгновенно приходит в ярость, внешне схожую с проявлениями обычного психоза. Социопат зачастую обладает способностью завоевывать уважение и любовь у людей определенных психотипов и добиваться их повиновения. Он знает, как надо правильно поступать, но его это не интересует. Ему не хватает совести, он не испытывает или почти не испытывает чувства раскаяния, тревоги или вины в случаях, когда эти чувства могут испытывать нормальные люди. Чем далее прогрессирует патология, тем тверже социопат убежден, что творимое им зло на самом деле есть добро. Социопатия особенно тонко завуалирована в тех случаях, когда латентные цели поведения явно девиантны, но само поведение при этом производит впечатление нормального, пока не выясняются истиные намерения социопата. Зачастую социопаты самореализуются в различного рода сектантских течениях. Согласно определению Эрика Берна, социопаты бывают двух типов. Первый тип, латентный или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал. Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «книге». Примерами латентных социопатов могут служить приверженцы псевдохристианских течений, дискриминирующие других людей. Второй тип — активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения. Но как только такие социопаты оказываются вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего поведения, они тотчас перестают себя сдерживать. К характерным видам девиантного поведения при социопатии могут относиться как прямо криминальные — сексуальные нападения на детей или женщин, убийства из хулиганских побуждений или мошенничества — так и формально не наказуемые, но порицаемые обществом — неадекватное поведение водителей на дороге, целенаправленное уклонение от исполнения обязанностей на работе, мелкие пакости окружающим. «Некриминальные» социопаты тем не менее не заботятся об опасности или добавочном труде, которые выпадут из-за этого на долю других, и равнодушны к возможным потерям. В ряду социопатов находятся бытовые пьяницы, псевдодипсоманы (от дипсомания – периодический запой), медикаментознозависимые пациенты, а также хронические алкоголики и наркоманы, перверсные субъекты (с отклонениями в половом поведении), люди (или группы людей) асоциального или антисоциального уклонов жизнедеятельности. В этих «рядах» находятся и социопаты, чьи болезненные проявления могут иметь объективные причины. Достаточно назвать беженцев, вынужденных переселенцев или семьи, где есть погибшие во время Чеченской войны, чернобыльцев, людей, выживших после землетрясений, оказавшихся в качестве заложников и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.084 с.) |