Глава 8. Экологическое сознание, мышление, экологическая этика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Экологическое сознание, мышление, экологическая этика



 

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разру­шающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. Существует четыре типа отношений между чело­веком и природой, которые наблюдались за все время их взаимо­действия. Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встреча­ется достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство жи­вотных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.). Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия. Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание. Четвертый тип - отношение эстетическое. Считается, что первый и второй типы отноше­ний недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отно­шения человека к природе - утверждение человеческого начала в природе и природного в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориен­тации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом слу­чае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникаль­ности, единственности и неповторимости.

Сознание представляет собой единство психических процес­сов, активно участвующих в осмыслении человеком объектив­ного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой общественно-про­изводственной деятельности людей и неразрывно связано с языком.

Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направля­ют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и дру­гие психические акты, объединяя их в единое сознание.

Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языко­вым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует.

Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действи­тельности в соответствии с ее собственной сущностью.

Сознание, вобрав исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность, ставя при этом и новые цели, за­дачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю дея­тельность человека. Сознание формируется деятельностью, что­бы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыс­лы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального соз­нания, связанную с отражением природы как части бытия. Форми­рование специфического восприятия мира природы и своеобраз­ного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существен­ное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осозна­вать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису, проявления которого можно наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загряз­нение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимо­стью понимания взаимодействия человека с миром природы.

В конце XX столетия представления об экологическом созна­нии кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пес­симизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анали­за содержания и структуры экологического сознания.

Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе.

Экологическое сознание может быть охарактеризовано по 3 параметрам:

1. Психологическая «противопоставленная включенность».Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как основная часть природы.

2. «Объективное субъектное» восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействияили как равноправный субъект взаимодействия.

3. «Прагматический непрагматический» характер взаимодействия.Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.д.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным.

Исходной точкой исторического развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, а мыслили себя ее частью. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно «присутствовала» в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать ее. Это и определяло первую характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху - высокую степень психологической включенности человека в мир природы. Такое восприятие природы было обусловлено особенностями самого мышления человека той эпохи.

Вторая черта экологического сознания в архаическую эпоху - субъективное восприятие мира природы. Взаимодействие с природой в архаическую эпоху, безусловно, носит в целом прагматический характер, поскольку главная его цель обеспечить роду физическое выживание. Род целиком погружен в природу не только физически, но и духовно: он как бы растворяется в ней.

Третья черта экологического сознания в архаическую эпоху заключается в том, что наряду с доминированием прагматического взаимодействия с миром природы присутствуют элементы и непрагматического.

В процессе развития человеческого общества, формирование сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, независимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов. На первом этапе поиски первобытным человеком причин природных явлений приводят к появлению представлений об особом потустороннем мире духов, управляющих всем происходящим, вокруг складывается анимистическая картина мира. Главным становится уже не столько взаимодействие с природой, сколько установление с помощью специальных ритуалов благоприятных отношений с этими духами, поскольку они могут, как помогать людям, так и вредить. На этом этапе духи мыслятся как некие сверхъестественные «двойники» реальных объектов и явлений, которые живут в них: «дух дерева», «дух ручья», «дух леса» и т.п. Существенную роль в формировании отчужденности от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Развитие общественного сознания привело к тому, что человек перевел взгляд с природы на самого себя, и в центре внимания оказалась проблема родовых, семейных связей.

Второй этап отчуждения человека от природы связан с эпохой античности, когда складывается система представлений о богах как творцах природы. Теперь боги уже, как правило, обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Возникает своеобразное «равенство в отчужденности»: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы первая черта экологического сознания античной эпохи. Вторая черта экологического сознания этой эпохи заключается в том, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Наконец, третья черта экологического сознания эпохи античности понимание ценности непрагматического взаимодействия с миром природы: для античного человека природа это не только материальная, но еще и духовная ценность. Природа начинает выступать как образец, идеал гармонии, которой человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. В целом, античность явилась еще одним шагом на пути отчуждения человека от природы и, в определенном смысле, подготовила абсолютную их противопоставленность в последующие века.

Третьим этапом отчуждения человека от природы явилось появление монотеистических религий, в частности, христианства. Иными словами, противопоставленность человека и мира природыопределена волей Бога. Это является первой чертой экологического сознания в эпоху Средневековья. Важную роль в этом сыграло картезианство, возникшее в XVII в. и ставшее одной из философских основ современной цивилизации.

Первая чета картезианской модели мира - полная психологическая противопоставленность человека и природы. Природа не должна существовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку. Абсолютный прагматизмво взаимодействии с природой это третья черта картезианского мировосприятия. Последний четвертыйшаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису. Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчас антропоцентрического экологического сознания.

Экологическое сознание как особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие этих двух систем в условиях их общего кризиса, направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии следует подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне. Таким образом, экологическое сознание, выделяя целый комплекс проблем, порождаемых современным этапом научно - технологического прогресса, биосоциальным развитием человека и взаимодействием искусственной и естественной среды обитания, делает эти проблемы достоянием общественного сознания. Оно приводит к возникновению ряда природоохранительных движений во всех странах мира. Благодаря ему и в других формах общественного сознания выкристаллизовываются особые экологические проблемы и системы знаний. Так, в сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль, затрагивающая нравственное отношение человека к природе; в сфере правового сознания вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы, по ограничению технических и химических выбросов в окружающую среду и т.д.

Становление экологического сознания характеризуется таки­ми признаками, как глобальность, переосмысление всех основ­ных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких обществен­ных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического созна­ния идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осоз­нание экономической невыгодности производственной деятель­ности, разрушающей природу); культурном у (выражается в же­лании сохранить природу как элемент культурной среды); поли­тическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель формирования экологи­ческого сознания — переориентация человеческого мировоз­зрения.

Объектами отражения экологического сознания являются экологическая ситуация, социально-экологические отношения, социально-экологическая деятельность.

Предмет экологического сознания составляют отношения людей к природе и друг к другу по поводу природы.

Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятель­ность». Оно включает в себя как закономерности взаимодейст­вия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нрав­ственного характера.

Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее со­хранения, а также осознание ограниченности ресурсов приро­ды, интегральной частью, которой является человек; необходи­мости отказа от доминирования человека над природой и уста­новления динамического равновесия между природными систе­мами и человеческой системой; экологического кризиса, как об­щественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к не­обходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.

В структуре экологического сознания различаются три отно­сительно самостоятельных компонента: рациональный, чувст­венно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соот­ветствуют экологические знания, оценка экологической ситуа­ции и экологическое поведение.

В специальных исследованиях выявляют четыре типа носите­лей экологического сознания с точки зрения решения экологиче­ских задач, связанных с поиском новых источников финансирова­ния. Соответственно выделяют четыре типа людей.

Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологи­ческих и экономических приоритетов в государстве.

Экологические проблемы проникают также в сферу внутренней и внешней политики. Уже сегодня мировое сообщество принимает ряд согласованных решений по экологической безопасности ре только в отдельных странах и регионах, но и в масштабах всей нашей планеты. Эти обстоятельства показывают со всей силой, как через исследования наиболее острых проблем современности философия «соприкасается с действительностью», как она выполняет функцию духовной квинтэссенции, как она исполняет свою особую роль в системе современной культуры.

Как отмечает В.И.Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с приро­дой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сфе­ру морали. При таком подходе природа в новой системе мораль­ных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении чело­века к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной ре­гуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).

Этика - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравствен­ности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закреп­ленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но до­пустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» сов­падает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обос­нование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма обществен­ного сознания и вид общественных отношений.

Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нрав­ственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Но возникает необходимость сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и приро­ды, она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика.

Подводя итог, можно отметить, что существующая до сих пор сис­тема экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных цен­ностей, тем не менее, в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы обра­зования подрастающего поколения, которая в полной мере учи­тывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику типам взаимоотношений человека и природы.

2. Охарактеризуйте экологическое сознание.

3. Как происходит становление экологического сознания?

4. Какова структура экологического сознания?

5. Что является предметом экологической этики?


Глава 9. Экологическая культура и образование

Слово «культура» происходит от латинского глагола сиtiит, что трактуется в двух значениях: «возделывание почвы» и «совершенствование души».

В философии культура определяется как специфический спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценно­стях, в совокупности отношений людей и природы между собой и к самим себе.

Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по от­ношению к природной и социальной необходимости. Культура в качестве социального явления может быть опре­делена в самом общем виде как «образ жизни» человека и обще­ства. И в этом своем статусе культура представляет собой важ­нейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. По­следнее возможно при условии коренной перестройки мировоз­зрения людей, переоценки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой.

Экологическая культура – это сложное личностное образование, несущее в себе:

· ответственность за состояние окружающей среды;

· наличие экологических взглядов и убеждений;

· опыт деятельности по изучению и охране природной среды;

· системе научных понятий по проблемам экологии и биологии.

Показателями экологической культуры являются внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культурности определяет внешний уровень, который, в свою очередь, проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими. В структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношение выделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическими особенностями личности позволило предположить, а экспериментальная проверка позволила сделать вывод о том, что наиболее значительными являются мотивационно-целевой (формирует взгляды и убеждения относительно природы, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинает развиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологии, биологии и охране природы).

На основании этого было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.

Человек с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные экологические знания, ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой человек способен к объективной оценке поступков по отношению к природе, самокритичен к собственным действиям, принимает активное участие в разработке и проведении экологических мероприятий.

Человек со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличается по степени полноты знаний в области экологии, но не умеет оперировать основными понятиями по экологии, не всегда необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в экологических мероприятиях.

Человек с низким уровнем экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии носят формальный характер, отсутствует самокритичность. Он не знает основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми, не принимают участия в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

К большому сожалению, проблема экологической культуры еще мало изучена; практически нет литературы, посвященной этой важнейшей теме. Одним из первых, кто вплотную подошел к проблеме экокультуры был знаменитый ученый и исследователь В.И. Вернадский; он впервые занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, насколько внедрены экологиче­ские принципы в деятельность людей по сохранению и воспроиз­водству природных богатств.

Экологическая культура представля­ет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духов­но-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. По­нятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, ко­торая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа». Признаком экологиче­ской культуры становится не степень отличия соци­ального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «челове­ческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

За свою историю человечество при­выкло жить без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ори­ентированной деятельности. Существенный вклад в вопрос культуры внесли наши отечественные философы. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что все социальные перемены в судьбе человечества не­пременно связаны с отношением человека к природе, отсюда, кро­ме прочего, следует необходимость исследовать генезис экологи­ческой культуры на общечеловеческом уровне.

Более развернуто трактовал культурно-этиче­ский вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое от­ношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека.

Первый, страда­тельный, исторический «доцивилизованный» тип экокультуры имел свои этические принципы, хотя и не осоз­нанные - в них уже проявляла себя некая мудрость человека в от­ношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и дру­гой, не менее актуальный - «Не убий!»

Затем последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к гос­подству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъ­ектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться.

Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество ин­дивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем.

Но начинают закономерно зарож­даться и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры, происходит становление прогрес­сивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как «гуманистический ("ноосферный") тип». Этот новый тип эколо­гической культуры с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производст­венные отношения, экологическое мышление, экологическую дея­тельность, экологические общественные институты и, наконец, экологическое образование и воспитание.

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодейст­вия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологи­ческих отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

В содержании экологических отношений выделяют два струк­турных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, включающие, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обита­ния, во-вторых, отношения в материально-производственных сфе­рах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом при­своения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существова­ния как общественного существа.

Одной составляющей экологической культуры являются собственно экологические и свя­занные с ними знания; другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры является эмоционально-эстетическая культура. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные состав­ляющие образуют единое содержание процесса становления ново­го экологического мышления.

Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информа­ции, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания и эко­логической культуры в целом. Среди таких социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания.

Российское экологическое образование имеет давние тра­диции формирования знаний о взаимоотношениях человека и при­роды.

Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обще­ству, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования озна­чает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.

Экологическое образованиес позиций гуманистической модели предстает как межпредметная область знания, включающая как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. С другой стороны - как процесс обучения, образования, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимо, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в сотрудничестве содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем.

Работы в области экологического образования ведутся в нашей стране около тридцати лет. Со второй половины 1980-х годов целью экологического образования перестало быть лишь информирование молодежи. Однако методика, используемая в практике экологического образования, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний главным образом в области теоретических основ фундаментальной и прикладной экологии. Вместе с тем известно отсутствие связи между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением.

Модель экологического образования, ориентированная преимущественно на передачу специальных знаний называется традиционной. Традиционная модель базируется на директивном информировании обучающегося и потому может быть охарактеризована как авторитарная, директивно-информационная. Целью ее является формирование экологической культуры (включая мировоззрение, нормы морали и права, способы и формы общения людей, знания, навыки), ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

За последние десятилетия идеи гуманистической психологии, к становлению, развитию и применению которых в теории и практике педагогики причастны многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, значительно повлияли на подходы к образованию. Поэтому-то говорить о традиционной модели можно лишь условно, причем не противопоставляя ей гуманистическую, а сопоставляя их для демонстрации того, что разные методы позволяют решать разные задачи. При этом, хотя экологическое образование не представляет отдельную, изолированную систему, его отличительная черта - нравственный аспект. Гуманистическая модель экологического образования ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Цель экологического образования гуманистической модели - создание условий, способствующих:

1. самореализации и личностному росту учащихся;

2. становлению экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики);

3. становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознан ной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем;

4. проявление заботы об окружающей среде в целом и повышение качества жизни.

Таким образом, необходимость скорейшего перехода от информационно-директивной к гуманистической модели экологического образования определяется стремительным обострением экологической обстановки и тревожными прогнозами будущего состояния биосферы, мировой экономики и снижения благосостояния людей. Идеи модели экологического образования, обогащая традиционную, повсеместно проникают в практику экологической работы преподавателей.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение экологической культуры.

2. Охарактеризуйте уровни экологической культуры.

3. Дайте характеристику структуры экологической культуры.

4. Что такое экологическое образование?

5. Каковы модели экологического образования?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 5121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.072 с.)