Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Экологическое сознание, мышление, экологическая этикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. Существует четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия. Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.). Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия. Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание. Четвертый тип - отношение эстетическое. Считается, что первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - утверждение человеческого начала в природе и природного в человеке. В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Сознание, вобрав исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису, проявления которого можно наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. В конце XX столетия представления об экологическом сознании кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анализа содержания и структуры экологического сознания. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. Экологическое сознание может быть охарактеризовано по 3 параметрам: 1. Психологическая «противопоставленная включенность».Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как основная часть природы. 2. «Объективное субъектное» восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействияили как равноправный субъект взаимодействия. 3. «Прагматический непрагматический» характер взаимодействия.Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.д.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным. Исходной точкой исторического развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, а мыслили себя ее частью. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно «присутствовала» в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать ее. Это и определяло первую характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху - высокую степень психологической включенности человека в мир природы. Такое восприятие природы было обусловлено особенностями самого мышления человека той эпохи. Вторая черта экологического сознания в архаическую эпоху - субъективное восприятие мира природы. Взаимодействие с природой в архаическую эпоху, безусловно, носит в целом прагматический характер, поскольку главная его цель обеспечить роду физическое выживание. Род целиком погружен в природу не только физически, но и духовно: он как бы растворяется в ней. Третья черта экологического сознания в архаическую эпоху заключается в том, что наряду с доминированием прагматического взаимодействия с миром природы присутствуют элементы и непрагматического. В процессе развития человеческого общества, формирование сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, независимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов. На первом этапе поиски первобытным человеком причин природных явлений приводят к появлению представлений об особом потустороннем мире духов, управляющих всем происходящим, вокруг складывается анимистическая картина мира. Главным становится уже не столько взаимодействие с природой, сколько установление с помощью специальных ритуалов благоприятных отношений с этими духами, поскольку они могут, как помогать людям, так и вредить. На этом этапе духи мыслятся как некие сверхъестественные «двойники» реальных объектов и явлений, которые живут в них: «дух дерева», «дух ручья», «дух леса» и т.п. Существенную роль в формировании отчужденности от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Развитие общественного сознания привело к тому, что человек перевел взгляд с природы на самого себя, и в центре внимания оказалась проблема родовых, семейных связей. Второй этап отчуждения человека от природы связан с эпохой античности, когда складывается система представлений о богах как творцах природы. Теперь боги уже, как правило, обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Возникает своеобразное «равенство в отчужденности»: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы первая черта экологического сознания античной эпохи. Вторая черта экологического сознания этой эпохи заключается в том, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Наконец, третья черта экологического сознания эпохи античности понимание ценности непрагматического взаимодействия с миром природы: для античного человека природа это не только материальная, но еще и духовная ценность. Природа начинает выступать как образец, идеал гармонии, которой человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. В целом, античность явилась еще одним шагом на пути отчуждения человека от природы и, в определенном смысле, подготовила абсолютную их противопоставленность в последующие века. Третьим этапом отчуждения человека от природы явилось появление монотеистических религий, в частности, христианства. Иными словами, противопоставленность человека и мира природыопределена волей Бога. Это является первой чертой экологического сознания в эпоху Средневековья. Важную роль в этом сыграло картезианство, возникшее в XVII в. и ставшее одной из философских основ современной цивилизации. Первая чета картезианской модели мира - полная психологическая противопоставленность человека и природы. Природа не должна существовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку. Абсолютный прагматизмво взаимодействии с природой это третья черта картезианского мировосприятия. Последний четвертыйшаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису. Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчас антропоцентрического экологического сознания. Экологическое сознание как особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие этих двух систем в условиях их общего кризиса, направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии следует подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне. Таким образом, экологическое сознание, выделяя целый комплекс проблем, порождаемых современным этапом научно - технологического прогресса, биосоциальным развитием человека и взаимодействием искусственной и естественной среды обитания, делает эти проблемы достоянием общественного сознания. Оно приводит к возникновению ряда природоохранительных движений во всех странах мира. Благодаря ему и в других формах общественного сознания выкристаллизовываются особые экологические проблемы и системы знаний. Так, в сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль, затрагивающая нравственное отношение человека к природе; в сфере правового сознания вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы, по ограничению технических и химических выбросов в окружающую среду и т.д. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурном у (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель формирования экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения. Объектами отражения экологического сознания являются экологическая ситуация, социально-экологические отношения, социально-экологическая деятельность. Предмет экологического сознания составляют отношения людей к природе и друг к другу по поводу природы. Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера. Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д. В структуре экологического сознания различаются три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение. В специальных исследованиях выявляют четыре типа носителей экологического сознания с точки зрения решения экологических задач, связанных с поиском новых источников финансирования. Соответственно выделяют четыре типа людей. Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве. Экологические проблемы проникают также в сферу внутренней и внешней политики. Уже сегодня мировое сообщество принимает ряд согласованных решений по экологической безопасности ре только в отдельных странах и регионах, но и в масштабах всей нашей планеты. Эти обстоятельства показывают со всей силой, как через исследования наиболее острых проблем современности философия «соприкасается с действительностью», как она выполняет функцию духовной квинтэссенции, как она исполняет свою особую роль в системе современной культуры. Как отмечает В.И.Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.). Этика - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но допустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» совпадает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма общественного сознания и вид общественных отношений. Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Но возникает необходимость сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и природы, она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика. Подводя итог, можно отметить, что существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее, в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику типам взаимоотношений человека и природы. 2. Охарактеризуйте экологическое сознание. 3. Как происходит становление экологического сознания? 4. Какова структура экологического сознания? 5. Что является предметом экологической этики? Глава 9. Экологическая культура и образование Слово «культура» происходит от латинского глагола сиtiит, что трактуется в двух значениях: «возделывание почвы» и «совершенствование души». В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы между собой и к самим себе. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости. Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации. В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, переоценки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры. Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Экологическая культура – это сложное личностное образование, несущее в себе: · ответственность за состояние окружающей среды; · наличие экологических взглядов и убеждений; · опыт деятельности по изучению и охране природной среды; · системе научных понятий по проблемам экологии и биологии. Показателями экологической культуры являются внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культурности определяет внешний уровень, который, в свою очередь, проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими. В структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношение выделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическими особенностями личности позволило предположить, а экспериментальная проверка позволила сделать вывод о том, что наиболее значительными являются мотивационно-целевой (формирует взгляды и убеждения относительно природы, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинает развиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологии, биологии и охране природы). На основании этого было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий. Человек с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные экологические знания, ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой человек способен к объективной оценке поступков по отношению к природе, самокритичен к собственным действиям, принимает активное участие в разработке и проведении экологических мероприятий. Человек со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличается по степени полноты знаний в области экологии, но не умеет оперировать основными понятиями по экологии, не всегда необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в экологических мероприятиях. Человек с низким уровнем экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии носят формальный характер, отсутствует самокритичность. Он не знает основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми, не принимают участия в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам. К большому сожалению, проблема экологической культуры еще мало изучена; практически нет литературы, посвященной этой важнейшей теме. Одним из первых, кто вплотную подошел к проблеме экокультуры был знаменитый ученый и исследователь В.И. Вернадский; он впервые занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, насколько внедрены экологические принципы в деятельность людей по сохранению и воспроизводству природных богатств. Экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.). Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа». Признаком экологической культуры становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида. За свою историю человечество привыкло жить без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности. Существенный вклад в вопрос культуры внесли наши отечественные философы. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда, кроме прочего, следует необходимость исследовать генезис экологической культуры на общечеловеческом уровне. Более развернуто трактовал культурно-этический вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Первый, страдательный, исторический «доцивилизованный» тип экокультуры имел свои этические принципы, хотя и не осознанные - в них уже проявляла себя некая мудрость человека в отношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и другой, не менее актуальный - «Не убий!» Затем последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к господству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться. Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество индивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. Но начинают закономерно зарождаться и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры, происходит становление прогрессивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как «гуманистический ("ноосферный") тип». Этот новый тип экологической культуры с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производственные отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологические общественные институты и, наконец, экологическое образование и воспитание. В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности. В содержании экологических отношений выделяют два структурных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, включающие, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа. Одной составляющей экологической культуры являются собственно экологические и связанные с ними знания; другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры является эмоционально-эстетическая культура. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания и экологической культуры в целом. Среди таких социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания. Российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей. Экологическое образованиес позиций гуманистической модели предстает как межпредметная область знания, включающая как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. С другой стороны - как процесс обучения, образования, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимо, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в сотрудничестве содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем. Работы в области экологического образования ведутся в нашей стране около тридцати лет. Со второй половины 1980-х годов целью экологического образования перестало быть лишь информирование молодежи. Однако методика, используемая в практике экологического образования, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний главным образом в области теоретических основ фундаментальной и прикладной экологии. Вместе с тем известно отсутствие связи между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением. Модель экологического образования, ориентированная преимущественно на передачу специальных знаний называется традиционной. Традиционная модель базируется на директивном информировании обучающегося и потому может быть охарактеризована как авторитарная, директивно-информационная. Целью ее является формирование экологической культуры (включая мировоззрение, нормы морали и права, способы и формы общения людей, знания, навыки), ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью. За последние десятилетия идеи гуманистической психологии, к становлению, развитию и применению которых в теории и практике педагогики причастны многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, значительно повлияли на подходы к образованию. Поэтому-то говорить о традиционной модели можно лишь условно, причем не противопоставляя ей гуманистическую, а сопоставляя их для демонстрации того, что разные методы позволяют решать разные задачи. При этом, хотя экологическое образование не представляет отдельную, изолированную систему, его отличительная черта - нравственный аспект. Гуманистическая модель экологического образования ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Цель экологического образования гуманистической модели - создание условий, способствующих: 1. самореализации и личностному росту учащихся; 2. становлению экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики); 3. становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознан ной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем; 4. проявление заботы об окружающей среде в целом и повышение качества жизни. Таким образом, необходимость скорейшего перехода от информационно-директивной к гуманистической модели экологического образования определяется стремительным обострением экологической обстановки и тревожными прогнозами будущего состояния биосферы, мировой экономики и снижения благосостояния людей. Идеи модели экологического образования, обогащая традиционную, повсеместно проникают в практику экологической работы преподавателей. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение экологической культуры. 2. Охарактеризуйте уровни экологической культуры. 3. Дайте характеристику структуры экологической культуры. 4. Что такое экологическое образование? 5. Каковы модели экологического образования?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 5239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.200.167 (0.011 с.) |