Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методичесекое пособиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Москва 2010
Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология. Учебно-методическое пособие, 2010 - 276с. Рецензенты: Павловская Н.Е., профессор кафедры физиологии, биотехнологии растений и кормопроизводства ФГОУ ВПО «ОрелГАУ», председатель Орловского отделения общества биотехнологов России, доктор биологических наук, профессор Калашников А.Ф., профессор кафедры «Социология, культурология и политология» ГОУ ВПО «ОрелГТУ», доктор педагогических наук, профессор Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (спепень) «бакалавр»). Оно содержит сведения о важнейших понятиях и категориях социальной экологии: окружающей среде и ее охране; законах социальной экологии; экологическом сознании; экологической этике и культуре; экологическом здоровье; принципах экологической безопасности; стратегии экологического развития цивилизации: экологических проблемах социальной работы. Пособие способствует формированию экологического мышления, воспитанию нравственного поведения в системе «человек - общество - природа». Предназначено для студентов, учителей, преподавателей вузов и других учебных заведений.
© Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б., 2010
Введение
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации» Из Федерального закона «Об охране окружающей среды» Социальная экология (экология человека) является важнейшим разделом современной экологии. Это молодая наука, сформировавшаяся во взаимосвязи гуманитарных и естественных наук. Она анализирует социальные процессы и отношения, изучает основные закономерности взаимодействия в системе «человек – общество – природа», определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в этой системе, анализирует современные урбанистические общества и взаимоотношения в них людей и среды их обитания. В то же время последствия взаимодействия человека с окружающей средой являются одним из направлений социальной работы, главная цель которой – оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Таким образом, социальная экология как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке бакалавров по направлению 040400 «Социальная работа» и приобретает в настоящее время особую актуальность. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у будущего бакалавра социальной работы понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и определяют развитие качеств человека как биосоциального существа. Основные задачи: · проследить генезис системы человек-общество-природа и показать особенности её функционирования на различных исторических этапах развития; · выявить взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; · проследить связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека; · раскрыть политические и экономические механизмы социального управления качеством социальной и природной среды обитания человека; · показать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и необходимость формирования экологической культуры; · обосновать принципы экологической безопасности развития цивилизации; · выявить проблемы экологии человека в социальной работе. Пособие знакомит студентов с краткой историей развития экологии, ее структурой; основными базовыми понятиями; законами и категориями социальной экологии; экологическими аспектами здоровья; экономическими и правовыми основами рационального природопользования; понятием и принципами экологической безопасности. Мы надеемся, что пособие поможет студентам в организации их самостоятельной работы, поскольку помимо теоретических вопросов оно содержит необходимый методический материал: программу курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету, тематический план. Словарь терминов содержит основные понятия и категории изучаемой дисциплины. Список литературы поможет студентам сориентироваться в источниках информации при изучении дисциплины «Социальная экология».
С появлением на Земле человека связан процесс разрушения экологической гармонии. Этот процесс начался 40 тыс. лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, стал создавать орудия труда и в процессе своей деятельности производить средства для жизни. Человек, осваивая природу, вызвал в ней изменения, которые заранее не предвидел и которые, впоследствии, стали причиной нарушения экологического равновесия, сделав невозможными условия жизни не только для отдельных видов, но и для его самого. Вмешательство человека в биосферные процессы оказалось столь велико, что природа сегодня не в состоянии исправить дело рук его. На ранних этапах своего развития человечество имело лишь локальный характер экологических разрушений; впоследствии вмешательство человека в природу вызвало изменения, затрагивающие самые разнообразные области жизнедеятельности; помимо естественных экосистем появляются и антропогенные, создаваемые человеком. Таким образом, экологический кризис, затрагивая все сферы человеческого существования, является следствием отсутствия полной гармонии между обществом и природой. Когда же и как возникла экология? Еще в верхнем палеолите безвестный художник нарисовал на стенах пещеры фигуры, среди которых можно было опознать 25 видов зверей и 5 видов охотничьих птиц. Множество биологических сведений заключено в древних египетских, индусских, китайских, тибетских и античных европейских письменных источниках. Античные ученые пытались писать о способах существования зверей, их повадках, местах обитания, строительстве жилищ и т.д. Эпоха Возрождения с ее путешествиями и обновлением интереса к человеку значительно повысила интерес к изучению окружающего мира, но до зарождения экологии было еще далеко, хотя было уже много экологических данных, в том числе и о взаимоотношениях растений и насекомых. Существенное значение для развития экологии имели труды Ж.Бюффона, в которых он обосновал влияние среды на жизнь растений и животных, роль климата и характера местности. Российские ученые тоже не оставались в стороне от путей развития экологии. В 1755 г. вышла книга С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатской», в которой содержалось много экологических сведений. В первой половине XIX в. трудилось немало выдающихся ученых, близких к биоэкологии. Эту плеяду открывают Ж.Б. Ламарк. и К.Ф. Рулье, которые заложили основы синэкологии и утвердили понимание биотических факторов в жизни растений и животных. Их последователи М.Н. Богданов и Н.А. Северцов провели специальное исследование, которое далеко опередило становление экологии как науки. Большое значение для развития экологического знания имело учение Ч. Дарвина, который твердо проводил линию признания ведущего взаимодействия между видами и между ними и окружающей их средой, т. е. основную линию экологии. Сам же термин «экология» был предложен Э. Геккелем в 1869 г. Он происходит от греческого слова «ойкос», что значит «дом», «жилище». Буквально, экология – это изучение «жилищ» или, более широко, – «окружения»; «логос» – наука. Таким образом, экология – наука об окружающем нас мире, изучающая взаимоотношения растительных и животных организмов со средой обитания с целью выявления закономерностей, управляющих этими взаимоотношениями. Наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. В экологии главное - не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ с ней. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценозы), популяции организмов, биотопы. В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В ХХ столетии ситуация изменилась, экологов все больше стала интересовать роль человека в изменении окружающего нас мира. Разрушающее влияние деятельности человека на природу еще никогда не принимало столь острого характера, как в настоящее время. Загрязнение воздуха, воды, Мирового океана, эрозия почв, увеличение посевных площадей, вырубка лесов, чрезмерная урбанизация - все это повлияло на изменение климата, вызвало появление парникового эффекта, озоновых дыр. Продолжающееся нарастание негативных противоречий между человеком и природой может привести к непоправимой катастрофе - полному уничтожению всей нашей цивилизации. Таким образом, экология – наука, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимоотношения между собой и влияние среды на них. Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве. Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, учению о биогеоценозах и их системах. Структура биоценозов, на уровне формирования которых происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов. Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты. Как любая наука, экология обладает богатым арсеналом современных методов, что позволяет исследовать многие стороны взаимосвязи человека и окружающей среды. Для решения задач, стоящих перед экологией, она использует как свои собственные методы, так и методы других наук. Собственные методы экологии можно разделить на три группы: 1. Полевые методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы. 2. Лабораторные методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях. 3. Экспериментальные методы – это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании, как с полевыми, так и с лабораторными методами. 4. Антропоэкологические методы – это методы сбора информации, сложившиеся в науках, которые послужили базой формирования социальной экологии. Среди этих методов – оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Кроме собственных методов, экология широко использует методы материнских наук, таких как биохимия, физиология, микробиология, генетика, цитология, гистология, физика, химия, математика и др. (рис. 1). Современная экология имеет сложную структуру. Выделяют следующие основные разделы общей экологии: · аутэкология - изучает взаимоотношения отдельных особей (представителей вида) с окружающей их средой; определяет пределы устойчивости вида по отношению к различным экологическим факторам; · демэкология - изучает взаимоотношения популяций с окружающей их средой, а также ряд характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой; · синэкология - исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой; формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д. Помимо этого, общую экологию подразделяют на экологию растений, экологию животным и гуманную экологию: · Экология растений изучает среду их обитания в зависимости от климатических условий, отношения между растениями и т. д. · Экология животных изучает отношение животного мира к живой и неживой среде. · Экология человека изучает отношение человека к живой и неживой окружающей среде.
В настоящее время экология человека условно делится на два направления: - антропоэкология – изучает биологическое взаимодействие человека на организменном и популяционном уровне с окружающей средой; - социальная экология – изучает взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, включающей природные и общественные компоненты. Кроме того, в состав общей экологии входят: · Биосферная экология - изучает глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. · Лесная экология - исследует способы использования ресурсов леса при их постоянном восстановлении и роль лесов в водном режиме ландшафтов. · Экология морей - изучает влияние хозяйственной деятельности человека на морские экосистемы: загрязнение при добыче на шельфе нефти и газа, при сбрасывании в моря и океаны промышленных, бытовых стоков и твердых отходов, в том числе и с морских судов. · Сельскохозяйственная экология - исследует способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения лугов и ресурсов почвы, при сохранении окружающей среды и получении экологически чистых продуктов. · Промышленная экология - исследует влияние выбросов предприятий на окружающую среду и здоровье людей; возможности уменьшения вредных выбросов за счет разработки и внедрения безотходных технологий. · Городская экология - изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе. · Медицинская экология - изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. · Математическая экология - моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при воздействии на те или иные экологические условия. · Химическая экология - разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву, продукты питания; способы очистки газообразных, жидких и твердых отходов и новые технологии производства, при которых количество отходов уменьшается. · Экономическая экология - разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования: оценку стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение. · Юридическая экология - разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Специальный раздел общей экологии, занимающийся изучением взаимодействия общества со средой, окружающей человека, называется социальной экологией. Ее структуру можно представить в виде схемы (рис. 2):
Рисунок 2. Схема структуры социальной экологии
Таким образом, экология как наука, сформировавшаяся в середине XIX в., стремится в полной мере исследовать все стороны взаимоотношений живых организмов, в том числе и человека, с неорганической и органической средой.
Вопросы для самоконтроля 1. Труды каких ученых повлияли на становление экологии? 2. Кто и когда впервые предложил термин «экология»? 3. Дайте определение экологии. 4. Какие методы использует экология? 5. Дайте характеристику антропоэкологических методов. 6. Какова структура экологии? 7. Перечислите основные разделы современной экологии. 8. Дайте характеристику социальной экологии.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.174.145 (0.011 с.) |