Программа курса «социальная экология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «социальная экология»



Цель курса «Социальная экология» состоит в том, чтобы сформировать у будущего бакалавра социальной работе понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и определяют развитие качеств человека как биосоциального существа.

Задачи курса:

· проследить генезис системы человек-общество-природа и показать особенности её функционирования на различных исторических этапах развития;

· выявить взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания;

· проследить связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека;

· раскрыть политические и экономические механизмы социального управления качеством социальной и природной среды обитания человека;

· показать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и необходимость формирования экологической культуры;

· обосновать принципы экологической безопасности развития цивилизации;

· выявить проблемы экологии человека в социальной работе.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Социальная экология относится к числу базовых дисциплин подготовки будущего бакалавра социальной работы. Её изучение даст выпускнику:

· понимание общих закономерностей развития системы человек - общество-природа;

· необходимые знания экологии человека как биосоциального существа;

· знание связи качества социальной и природной среды обитания человека с состоянием его здоровья, качеством рабочей силы, продолжительностью активной трудовой деятельности и т.д.;

· знание политических, правовых и экономических механизмов управления качеством социальной и природной среды обитания человека;

· понимание назначения конкретных Направлений социальной работы в формировании благоприятных для человека качеств социальной среды обитания.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса «Социальная экология» выпускник должен:

· знать экологические особенности человека как биологического и социального существа;

· знать историю эволюции системы человек-общество-природа и особенности её функционирования на различных этапах развития;

· понимать взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания;

· понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотических компонентов экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций;

· иметь представление об экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

· иметь представление о популяциях в экологии, систематике, генетике; закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности;

· иметь представление о популяционной генетике, генетических основах стабильности популяций;

· знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

· знать причины изменений природной среды под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме;

· иметь представление о современных теориях эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем;

· понимать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессовым воздействиям среды;

· понимать механизмы влияния загрязнения природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

· понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

· знать основные черты кризисных экологических ситуаций;

· знать экологические принципы, рационального природопользования;

· понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;

· понимать связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека;

· знать политические, правовые и экономические механизмы управления качеством социальной и природной среды обитания человека;

· знать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и принципы формирования экологической культуры;

· знать экологические аспекты современных концепций развития цивилизации;

· понимать основы экологической составляющей национальной и международной безопасности;

· понимать значение конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятных для человека качеств социальной среды обитания.

Содержание курса

Тема 1. Введение в экологию

Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии (предмет, задачи, методы, законы, принципы). Структура современной экологии.

Экологические факторы. Общие закономерности воздействия экологических факторов. Жизненные формы организмов.

Экология экосистем. Биосфера. Человек как биосоциальное существо. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологических проблем с другими глобальными проблемами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.005 с.)