Применение приемов страховки и самостраховки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение приемов страховки и самостраховки.



Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка — это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся: «проводка» по пути движения; подталкивание; поддержка.

«Проводка» по пути движения — это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся. Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание — это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка — один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений—упора руки в стороны на кольцах — «креста» — или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают совсем, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применить приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.

Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.

Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста.

Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.

Широко применять для страховки ручные и подвесные пояса-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе).

Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.

Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка — важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи успешно можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

Изучение приемов страховки и помощи. Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры движения (направление, амплитуду, необходимые усилия и т. д.). Кроме того, ошибки, допущенные товарищем, в некоторой степени предостерегают страхующего.

Обучение приемам страховки совершается параллельно с овладением гимнастическими упражнениями. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует учитель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внимание учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других способов предостережения травм, т. е. требовать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отношения к подготовке места занятий, придерживаясь правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигиены, а также правильного режима отдыха, питания и т. д. Учащиеся педагогических училищ овладевают навыками страховки и помощи на каждом практическом, а также на специально организованных для этого занятиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.008 с.)