Характер-ка и причины возник-я сокольской системы гим-ки,ее влияние на развитие гимн. В России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер-ка и причины возник-я сокольской системы гим-ки,ее влияние на развитие гимн. В России.



В середине XIXв. (в 60-х годах) в Чехии возникло так называемое«сокольское» движение — форма национально-освободительной борьбы чехов, находившихся под властью Австро-Венгерской монархии. Гимнастика служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к предстоящей борьбе за национальное освобождение.

Главную работу по созданию сокольской системы гимнастики проделал доктор Мирослав Тырш (1832—1884 гг.). Основная задача, которую ставил перед собою М. Тырш, была создать такую гимнастическую систему, которая смогла бы увлечь всю чешскую молодежь обоего пола с самого юного возраста. Будучи профессором эстетики, М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными. Вот почему внешняя форма дви- жений стала в сокольской системе основным критерием. По содер- жанию сокольская система гимнастики вначале была очень близка к немецкой. Все упражнения систематизировались по чисто внешним признакам на четыре основных отдела.

К первому относились упражнения без предметов (ходьба, бег,вольные и порядковые упражнения, «разности»).

Ко второму — снарядовые упражнения (со снарядами и на сна- рядах; сюда же относились прыжки).

К третьему — групповые упражнения (пирамидыи гимнастические игры).

К четвертому — боевые упражнения (сопротивления, борьба,-

кулачный бой, фехтование).

Урок сокольской гимнастики по своей структуре и содержанию приближался к современным.

В первой части урока использовались порядковые (строевые) упражнения, вольные упражнения без предметов и с предметами

(палки, гантели).В основной— упражнения на снарядах, прыжки,

акробатика, боевые упражнения, игры и пр. В заключительной —ходьба и «умеренный» бег.

Занимающиеся делились во время урока на подгруппы для смены

по видам упражнений (то, что теперь называется «отделениями»).

Для сокольской системы гимнастики было характерно:

выполнение упражнений с вытянутыми носкамии пальцами рук,прямолинейность и резкость движений;

выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах

в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту

переходов из одного положения в другое и положений тела во время

пауз (в вольных упражнениях особенно):

точное и красивое выполнение прыжков, так же как и вольных упражненийи упражнений на снарядах.

В сокольской системе гимнастики окончательно сформировалась одна из особенностей гимнастики — стилизация формы движений. В ней впервые возникли массовые гимнастические выступления и соревнования (всесокольские слеты). Руководители сокольского движения уделяли массовым выступлениям особое внимание, так как понимали, какое огромное политическое влияние можно было здесь оказывать на молодежь.

Сложная техника упражнений сокольской гимнастики и их кра- сота обеспечили ей успех во многих странах.

Последняя треть XIX в. характеризуется ростом милитаризма и империалистических тенденций. В связи с этим буржуазное физическое воспитание изменяется, приспосабливаясь к решению задач правящего класса в новых условиях. В то же время начинает развиваться новая форма использования физических упражнений —спорт.

В РОССИИ

Славянофильское течение, возникшее в России во время освободительной войны на Балканах, привело к тому, что основными специалистами по физическому воспитанию, приглашаемыми из-за границы, стали чехи.

К началу первой мировой войны сокольская гимнастика препо- давалась в 854 учебных заведениях (54%) и была признана как официальная система физического воспитания для средних учебных заведений. При учебных округах были открыты специальные курсы

по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.

Теория и практика гимнастики в дореволюционной России к этому времени достигла уже значительного развития. В этом отно- шении Россия уступала лишь тем странам, где гимнастика являлась основой национальной системы физического воспитания (Франция,

Швеция, Германия, Чехия). Вершиной научной мысли о физическом воспитания в стране являлась в то время система

П. Ф. Лес-гафта, которая, однако, после смерти ученого не могла получить должного распространения, так как царское правительство старалось использовать гимнастику преимущественно в военных целях и прибегало к услугам иностранных специалистов.

Развитие спортивной гимнастики было связано с возникновением и распространением гимнастических обществ. Еще в 1863 г. в

Петербурге было основано общество «Пальма», в 1868 г. в Москве— «Московское гимнастическое общество», в 1869 г. — «Петербургское гимнастическое общество» и др. Некоторые из этих обществ испытывали влияние немецких турнеров, а часто и руководились ими.

В последующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую выраженный гигиенический характер. В 1883 г. при участии известного русского писателя А. П. Чехова, а также писателя В. А. Гиляровского

(будущего председателя общества) было основано «Русское гим- настическое общество». Это общество по настроениям было демо- кратичнее других. В нем состояли рабочие, студенты, мелкие слу- жащие, а также представители буржуазии.

С 1885 г. в России начали проводить соревнования по гимнастике.

В первом соревновании участвовало 11 человек. Последующие соревнования были проведены в 1886, 1888 и 1892 гг. В последнем из них участвовало 20 человек, в 1903 г. — 15 человек.

В 1900 г. в России появились первые организации общества «Сокол», сначала

в виде сокольских гимнастических кружко в наиболее крупных административных центрах (Петербург, Москва, Киев, Харьков, Одесса, Ростов, Тифлис и др.). Быстрое развитие Сокольского движения и сокольской гимнастики началось после революции 1905—1907 гг.; было оформлено общество «Русский со- кол», стал издаваться журнал «Вестник русского сокольства». Это объяснялось тем, что царское правительство решило использовать сокольскую гимнастику для отвлечения учащихся от политической деятельности и для допризывной подготовки молодежи.

Деятельность сокольских обществ (сначала кружков) содейст вовала развитию в России гимнастики, и в частности спортивной гимнастики. В обществах накапливался опыт методики преподава- ния, готовились кадры руководителей, росло мастерство гимнастов.

В сокольских гимнастических обществах России занималось в 1915 г. несколько тысяч, что же касается других гимнастических организаций, то число их членов было ничтожным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.006 с.)