Характеристика гим. Как одного из средств и методов физ. Воспит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика гим. Как одного из средств и методов физ. Воспит.



Харак-ка спортив.видов гим.Новые направл-я спортив-х видов гим.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у жен­щин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художествен­ной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры и др. (см. главу 12). Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов (см. гла­ву 12). Они служат прекрасным средством физического воспита­ния девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В стар­ших классах проводятся самостоятельные занятия художествен­ной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Художественная гимнастика предназначена для женщин. Онапредусматривает упражнения без предмета и с предметами, такими, как мяч, обруч, лента, скакалка, булавы.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, пол и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. Заниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Она организует и проводит соревнования, включая первенства России.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмен! выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложно-координационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнера ми. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки i шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.

В 1995 г. Международным олимпийским комитетом (МОК) аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России.

Перечисленными спортивными видами гимнастики занимаются сотни тысяч людей. Все три разновидности имеют одинаково боль- шое значение для решения задач физического воспитания граждан нашей страны.

Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою программу многеборья. Программа составляется для каждого разряда в отдельности. Спортсмену, набравшему на соревнованиях опреде- ленную сумму баллов, присваивают соответствующее разрядное звание. Классификационные программыи разрядные требования

изложены в специальной литературе.

Содержание гимнастики и ее методические особенности

Каждое из основных средств системы физического воспитания, в том числе и гимнастика, характеризуется особым содержанием, т. е. специфическими физическими упражнениями, методами применения их и обучения им, а также формами организации занятий.

Гимнастические упражнения представляют собой исторически сложившиеся формы, созданные на основе анатомически возможных для человека движений с целью воздействия на его организм. Основой для их разработки послужили знания об устройстве организма человека, о влиянии на него этих упражнений и практический опыт применения их. По мере развития науки о физическом воспитании и научно-методической разработки гимнастики гимнастические упражнения и методы их применения совершенствуются.

К наиболее типичным для гимнастики специально разработанным упражнениям относятся следующие их группы: строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения, большинство прыжков (главным образом опорных), упражнения на снарядах (перекладине, брусьях и т. п.) и упражнения художественной гимнастики.

Разнообразие форм и вариантов этих упражнений, а также их количество весьма велико. Эта особенность гимнастики обеспечивает не только разностороннее, но и избирательное воздействие на организм занимающихся (т. е. на отдельные части тела и даже мышцы и суставы), что делает гимнастику основным средством общего физического развития занимающихся любого пола, возраста, подготовленности и состояния здоровья.

Кроме перечисленных упражнений в гимнастике широко применяются подвижные игры, а также такие прикладные упражнения, как ходьба, бег, метание, некоторые формы поднимания и переноски тяжестей, прыжки, лазание, упражнения в равновесии, переползании и преодолении различных препятствий. Помимо упражнений, имеющих жизненно необходимое значение, используются и разнообразные гимнастические формы их в целях развития основных двигательных качеств.

Изучение большого количества упражнений, обладающих единой технической основой, способствует прочному овладению общими основами этих важных в жизненной практике движений, что также является типичным для гимнастики. Такой путь овладения основными движениями с успехом используется в гимнастике и при изучении упражнений других групп.

Характерной особенностью гимнастики является наличие специальной терминологии, причиной возникновения которой послужило большое количество упражнений, не встречающихся в повседневной практике.

Кроме упражнений типично гимнастических, в практике гимнастики в качестве вспомогательных средств применяются спортивные упражнения, некоторые спортивные игры, прогулки, походы ит. п., главным образом, в целях более разносторонней общей физической подготовки и более эффективного гигиенического воздействия на занимающихся.

Основной формой организации занятий гимнастикой является урок, проводимый всегда по точному плану. Характер гимнастических упражнений и методика проведения гимнастического урока дают возможность относительно точно заранее определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический результат.

Выбор упражнений и методов их применения, а также структура урока и методика его проведения подчинены в гимнастике общим и частным задачам системы физического воспитания. Гимнастика имеет свои методические особенности, которые позволяют широко применять ее для занимающихся любого возраста, пола и любой подготовленности.

К ним относятся:

1. Разносторонность воздействия на организм – с помощью гимнастики успешно решаются задачи как общего физического развития, так и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека.

2. Большое количество разнообразных специально разработанных упражнений и специфические особенности методики их применения; эта особенность гимнастики дает возможность решать общие и частные задачи гимнастики разнообразными путями и средствами и относительно избирательно воздействовать на развитие отдельных систем организма, на отдельные части тела и на отдельные мышцы и суставы, когда в этом имеется необходимость.

3. Строгая регламентация педагогического процесса и в связи с этим возможность относительно точно регулировать эффективность занятий и влияние физических упражнений на занимающихся.

6.Гимкак учебно-педагогич и научная дисциплина

Гимнастика как учебная и научная дисциплина

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствованы из жизни людей, а искусственно созданы для более целенаправленного и эффективного решения различного рода задач). Как учебно-педагогическая дисциплина гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований и преподается в специальных учебных заведениях: лицеях, колледжах, факультетах и институтах физического воспитания и спорта. С этих позиций гимнастика может квалифицироваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессиональной направленности, существенная часть профилирующей подготовки педагогов по физической культуре, направленная на формирование целостной системы знаний, способностей и качеств; создание соответствующей системы «преподавание–обучение–оценивание»; формирование педагогического мастерства у студентов.

Благодаря своим методическим особенностям, о которых речь пойдет ниже, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.

Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования связаны с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся, выявлением закономерностей выполнения упражнений и их зависимости от системы свойств и качеств человека и т.д.

 

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, об­ласть научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся. В об­щих чертах о них было сказано выше, более подробно они излага­ются в следующих главах.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть метода­ми обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, воен­но-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффектив­ные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музы­кальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно фор­мулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и ме­тодами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, пси­хологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-трениро­вочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным ис­кусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще по­казана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Мос­кве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее зада­чами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и во­инской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики боль­шое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и со­временной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп-

пам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификацион­ные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гим­настике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, исполь­зование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислитель­ной техники и др.

7. Причины возникнов-я и харак-ка систем гим. в европе в 18 и первой половине 19 века(немецкая.шведская.французкая)

Наиболее сильное влияние в этом направлении, и в частности в вопросах физического воспитания, оказали взгляды Жан-Жака" Руссо (1712—1778 гг.) и Песталоцци (1746—1827 гг.). Руссо и Песталоцци впервые поставили вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения в широком педагогическом плане. Песталоцци теоретически обосновал так называемые анали-тические упражнения как средство совершенствования координаци- онных способностей.

В 70-х годах XVIII в. в некоторых городах Германии появились школы нового типа — филантропины, в которых и были сделаны первые попытки использовать идеи Руссо и Песталоцци. В филантропинах начали зарождаться и формироваться основы будущих буржуазных гимнастических систем. Наиболее известными руководителями физического воспитанияв филантропинах были Фит и Гутс-Мутс.

Антон Фит (1763—1836 гг.) работал водном из первых филант- ропинов. В трехтомном труде он обобщил личный опыт и изложил свои взгляды на физическое воспитание, а также подверг теоретическому анализу все физические упражнения, которые применялись тогда в филантропинах.

Гутс-Мутс (1759—1839 гг.) работал в другом филантропине почти одновременно с Фитом. Как и у Фита, в гимнастику Гутс- Мутса входили все известные тогда физические упражнения. Гутс- Мутс придавал большое значение форме движений. Он широко применял различные снаряды для лазанья и упражнений в равновесии, применял предметы для метания, большое внимание уделял гимнастическим играм и строевым упражнениям.

К началу XIX в. в развитии гимнастики наметились три направления: г и г и е н и ч е с к о е (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

а т л е т и ч е с к о е (гимнастика расценивалась как средство раз- вития двигательных навыков человека путем использования сложных гимнастических упражнений, в том числе и упражнений на снарядах);

п р и к л а д н о е (гимнастика использовалась как средство обу- чения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

Первыми европейскими странами, где это произошло, были Германия, Швеция и Франция.

Немецкая гимнастическая система (турнен) возниклав Германиив тот период, когда она была раздроблена на мелкие админи- стративно-территориальные единицы (княжества), мало связанные между собой как экономически, так и политически. Наиболее круп- ным из них было Прусское королевство. Идея национального объединения с целью создания единого мощного государства популяризировалась в мелких гимнастических кружках — турнферейнах.

Руководителем одного из них был Фридрих Ян (1778—1852 гг.).История считает его творцом немецкой гимнастики.

В основу системы, создаваемой им, Ян положил упражнения на гимнастических снарядах и военные игры. Он считал, что упражне- ния на снарядах лучше, чем другие, развивают физические силы и укрепляют волю человека. Кроме того, на занятиях в перерывах между упражнениями ученики слушали беседы руководителя, пре- имущественно на националистические темы. Ян называл свою гим- настику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — «турнерами». Позднее появилось сокращенное наименование самой немецкой системы — «турнен».

Вслед за немецкой системой возникла и шведская национальная система гимнастики. Причины, послужившие зарождению этой си- стемы, были те же, с той лишь разницей, что Германия уже была втянута в наполеоновские войны, а Швеции это только угрожало.

Пьер Линг (1776—1839 гг.) начал, а его сын Яльмар Линг (1820—1886 гг.) закончил создание шведской системы.

В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг и начал свою самостоятельную работу по созданию национальной системы гимнастики. В основу своей системы он положил гигиенический принцип. П. Линг считал, что для физического воспитания необходимо применять только такие упражнения, которые укрепляют здоровье и развивают тело человека. П. Линга совершенно не интересовало педагогическое значение гимнастики.

Методика шведской системы гимнастики была основана на анато- мическом признаке, т. е. подбирались упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Почти одновременно со шведской начала формироваться и французская система гимнастики.

Полковник Аморос (1770—1848 гг.), один из приверженцев На- полеона (испанец по происхождению), считается создателем фран- цузской системы гимнастики. В 1817 г. в Париже была открыта специальная гимнастическая школа для военных, где Аморос и начал создавать свою систему путем подбора и практической проверки необходимых средств (упражнений) и методов обучения им.

Жизненно необходимые и военно-прикладные навыки Аморос считал основными для этой цели, а упражнения для формирования, закрепления и совершенствования этих навыков — главным в своей системе. Однако во Франции среди гражданского населения система1 Амороса популярностью не пользовалась, так как французы устали от непрерывных войн и мало интересовались военной гимнастикой. В то же время военные круги многих государств старались возбудить интерес к военной гимнастике, популяризируя эту систему.

Таким образом, к середине XIX в. сложились три национальные гимнастические системы, отражавшие три указанных направления: шведская (гигиеническая), немецкая (атлетическая) и французская (прикладная).

В РОССИИ

Славянофильское течение, возникшее в России во время освободительной войны на Балканах, привело к тому, что основными специалистами по физическому воспитанию, приглашаемыми из-за границы, стали чехи.

К началу первой мировой войны сокольская гимнастика препо- давалась в 854 учебных заведениях (54%) и была признана как официальная система физического воспитания для средних учебных заведений. При учебных округах были открыты специальные курсы

по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.

Теория и практика гимнастики в дореволюционной России к этому времени достигла уже значительного развития. В этом отно- шении Россия уступала лишь тем странам, где гимнастика являлась основой национальной системы физического воспитания (Франция,

Швеция, Германия, Чехия). Вершиной научной мысли о физическом воспитания в стране являлась в то время система

П. Ф. Лес-гафта, которая, однако, после смерти ученого не могла получить должного распространения, так как царское правительство старалось использовать гимнастику преимущественно в военных целях и прибегало к услугам иностранных специалистов.

Развитие спортивной гимнастики было связано с возникновением и распространением гимнастических обществ. Еще в 1863 г. в

Петербурге было основано общество «Пальма», в 1868 г. в Москве— «Московское гимнастическое общество», в 1869 г. — «Петербургское гимнастическое общество» и др. Некоторые из этих обществ испытывали влияние немецких турнеров, а часто и руководились ими.

В последующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую выраженный гигиенический характер. В 1883 г. при участии известного русского писателя А. П. Чехова, а также писателя В. А. Гиляровского

(будущего председателя общества) было основано «Русское гим- настическое общество». Это общество по настроениям было демо- кратичнее других. В нем состояли рабочие, студенты, мелкие слу- жащие, а также представители буржуазии.

С 1885 г. в России начали проводить соревнования по гимнастике.

В первом соревновании участвовало 11 человек. Последующие соревнования были проведены в 1886, 1888 и 1892 гг. В последнем из них участвовало 20 человек, в 1903 г. — 15 человек.

В 1900 г. в России появились первые организации общества «Сокол», сначала

в виде сокольских гимнастических кружко в наиболее крупных административных центрах (Петербург, Москва, Киев, Харьков, Одесса, Ростов, Тифлис и др.). Быстрое развитие Сокольского движения и сокольской гимнастики началось после революции 1905—1907 гг.; было оформлено общество «Русский со- кол», стал издаваться журнал «Вестник русского сокольства». Это объяснялось тем, что царское правительство решило использовать сокольскую гимнастику для отвлечения учащихся от политической деятельности и для допризывной подготовки молодежи.

Деятельность сокольских обществ (сначала кружков) содейст вовала развитию в России гимнастики, и в частности спортивной гимнастики. В обществах накапливался опыт методики преподава- ния, готовились кадры руководителей, росло мастерство гимнастов.

В сокольских гимнастических обществах России занималось в 1915 г. несколько тысяч, что же касается других гимнастических организаций, то число их членов было ничтожным.

 

Основные задачи урока.

Виды уроков.

Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс.

На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п.

Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.

Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.

Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей.

3. Части урока.

Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три взаимосвязанные части:

1. Подготовительная;

2. Основная;

3. Заключительная.

Деление урока на части в большей степени связано с фазовым

характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия использования энергии в процессе работы: 1 - зона предрабочих сдвигов («предстартовая»); 2 — зона врабатывания; 3 - устойчивого состояния; 4 - снижения работоспособности (утомления); 5 - восстановления. Нередко утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой работоспособности в другом..

3.1. Подготовительная часть.

Содержание подготовительной части обеспечивает организацию

учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок начинается вводным ритуалом - построением, рапортом, сообщением о задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы организма к решению главных задач урока. Эти упражнения могут быть как обще - так и специально - подготовительного характера.

Обще — подготовительная часть включает упражнения,

неспецифические по отношению к главным задачам урока. Её цель - активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие эффективному проявлению двигательных возможностей. В качестве средств используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки. Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими закономерностями, так и логическими связями между упражнениями.

Специально - подготовительная часть направлена на активизацию

систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока.

Для организации деятельности занимающихся в подготовительной

части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить эффект педагогического воздействия на занимающихся.

Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной

части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.

В группу физиологических задач входят:

-подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;

-разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений;

-подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости.

Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части- 160-180 уд/мин.

К образовательным задачам относятся:

-обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях;

-формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки;

-обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии;

-развитие психомоторных способностей.

Воспитательные задачи:

-привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой;

-приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;

-воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;

-развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности и смелости;

-приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;

-воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении заданий;

-приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.

Основными средствами решения педагогических задач служат строевые (обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов гимнастики.

Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.

3.2. Основная часть.

Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,

времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена каждая из них.

В зависимости от содержания, структура этой части может быть

однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется построением основной части без деления на разделы. Она типична для занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью одного двигательного задания, например, кроссового бега.

В основной части урока решаются следующие задачи:

1. Повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся.

2. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений.

3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др.

 

Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:

а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном снаряде;

б) увеличение количества снарядов;

в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;

г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и др.

Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является оптимальной и как ее определить для данной категории занимающихся.

Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:

1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором- может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем- повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.

2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре.

3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующим упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния.

4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.

Средства

В подготовительной части урока гимнастики, как правило, при- меняются упражнения умеренной интенсивности: строевые упраж- нения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейке. Слишком интенсивные упражнения могут снизить работоспособность занимающихся в основной части урока. В связи с этим в подготовительной части урока не следует специально развивать у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость и даже гибкость.

Выбор конкретных упражнений для подготовительной части за- висит от специфики гимнастики, условий проведения урока и прежде всего от его задач, состава занимающихся и обстановки. Упражнения, включаемые в подготовительную часть урока гимнастики, очень разнообразны. В пределах только одного урока занимающиеся обычно выполняют большое количество различных по характеру двигательных действий, которые вовлекают в активную работу весь двигательный аппарат человека, вынуждая его работать в самых различных режимах (ритм напряжения и расслабления, ацикличность переключения работы различных мышечных групп и т. п.).

Содержание упражнений должно соответствовать задачам урока.

Если основное назначение подготовительной части урока сводится только к разминке, то количество упражнений будет меньше, а формы их проще. В тех случаях, когда в ней предполагается решение и образовательных зад дач, количество упражнений увеличивается и содержание меняется.

Чередование упражнений

Чаще всего подготовительная часть начинается с выполнениястроевых упражнений. Разновидности передвижений или заменяют строевые упражнения, или следуют непосредственно за ними. Заключает подготовительную часть урока, как правило, комплекс общеразвивающих упражнений. Однако в отдельных случаях, в зависимости от содержания основной части, общеразвивающие упражнения могут предшествовать разновидностям передвижений.

В комплексе общеразвивающие упражнения распределяются в порядке нарастающей интенсивности и чередуются по назначению. В начале комплекса следует давать упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью, в спокойном темпе и ограниченной дозировкой. По ходу выполнения комплекса амплитуда движений, темп и дозировка нарастают.

Общие методические указания

к проведению подготовительной части урока

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению подготовительной части урока, преподаватель должен уметь: 1) пользоваться различными способами информирования занимающихся об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.66 (0.088 с.)