Методические приемы ,направленные на закрепление и совершенствование техники изучаемого упражнения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы ,направленные на закрепление и совершенствование техники изучаемого упражнения.



Закрепление и совершенствование двигательного навыка. Когда все ошибки устранены

и движение выполняется правильно, гимнаст переходит от разучивания

к закреплению и совершенствованию двигательного навыка. Закрепление двигательного навыка связано с его стабилизацией, с повышением надежности выполнения. Если в начале закрепления движения спортсмен может точно выполнившего только в определенных условиях (в привычном гимнастическом зале, на привычных снарядах и т. п.), то после завершения стабилизации навыка условия, в которых выполняется Движение, не имеют такого значения. Непривычные условия, например соревнования, уже не сбивают гимнаста, и он успешно выполняет упражнения.

Долгое время в теории физического воспитания (и, естественно, в гимнастике) господствовало мнение

о том, что закрепление дви- гательного навыка строится на стереотипном многократном повто- рении заданного движения. Между тем исследования показали, что под влиянием различных факторов гимнаст довольно часто варьирует свои движения: он фактически не повторяет каждый раз одно

и то же,а, наоборот, часто вносит поправки. Под влиянием утомления илисильных эмоций техника движений, даже хорошо закрепленная,может изменяться.

Стабилизация навыка предусматривает воспитание умения противостоять при выполнении движения сбивающим воздействиям внутренних и внешних факторов.

Как уже было сказано, двигательный навык закрепляется много- кратным повторением освоенного упражнения. Причем это повто- рение должно протекать вначале

в стандартных, стабильных усло- виях до тех пор, пока упражнение не будет выполняться правильно

вбольшинстве попыток. Затем следует приступать к варьированию двигательных задач.

Для совершенствования двигательного навыка кроме приемов,

которые используются в процессе разучивания, рекомендуются при- емы, стимулирующие лучшее выполнение упражнения. Полезен ме- тод дополнительного ориентирования. Если, например, установитьориентир на расстоянии необходимой амплитуды махового движе- ния, то гимнаст будет добиваться именно этой величины амплитуды, не большейи не меньшей.

Во всех случаях, когда совершенствование качества выполнения упражнения требует максимальной амплитуды перемещения тела,могут быть использованы самые различные ориентиры.

Наряду с чисто техническими приемами стимулирования лучшего выполнения упражнений используютсяи педагогические приемы, повышающие эмоциональное состояние занимающихся.

Высокий уровень эмоционального состояния занимающихся по- зволяет лучше усвоить разучиваемый элемент. Повышение эмоцио- нального состояния в процессе занятий достигается не только благодаря успешному овладению упражнениями (хотя это и играет чрезвычайно важную роль), но также

и с помощью поощрений, а иногда — порицаний.

Решая задачи совершенствования двигательных навыков, необ- ходимо не только стимулировать лучшее выполнение элементов в стандартных условиях, но и приучать занимающихся выполнять их визменяющихся условиях. Повторяя элемент в различных условиях, гимнаст под руководством преподавателя вносит поправки, до- биваясь совершенствования двигательного навыка.

Совершенствование двигательного навыка

в изменяющихся ус- ловиях осуществляется путем применения ряда методических прие- мов. Важнейшие из них следующие:

1. Изменение высоты снаряда, на котором выполняется данное

упражнение. 2. Перестановка снарядов на другие места. 3. Соединение данного элемента с другими.

4. Включение разученного элемента в различные комбинации.

5. Выполнение упражнения на тренировках, проводимых в не- привычных условиях.

Итак, обучение даже одному какому-либо элементу представляет собой сложную задачу. Для успешного решения подобных задач в настоящее время прибегают к предписаниям алгоритмического типа

(см. раздел «Методика занятий гимнастикой в школе»).

32.Содержание основных документов планировнаия учебно-тренировочного процесса (программа,учебный план,разрернутый учебный план,рабочая программа,конспект).

 

Планирование и учет работы по гимнастике — необходимое ус- ловие успешного осуществления педагогического процесса.

Основой всего планирования учебного процесса являются годо- вые планы. В зависимости от задач коллектива и специфики учебного процесса годовой план строится в высших и средних учебных заведениях по семестрам, в общеобразовательных школах — по четвертям, в спортивных школах и секциях коллективов физической культуры — по периодам тренировки.

Для повышения эффективности педагогического процесса боль шое значение имеет хорошая организация контроля и учета работы.

Контроль и учет позволяют своевременно обнаружить и устранить недостатки

и восполнить пробелы, выделить главные и второстепенные задачи, определить содержание, формы и методы работы, повысить эффективность занятий, своевременно обнаружить и устранить недостатки в учебном процессе, обобщить положительный опыт и определить задачи на последующий этап работы.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Основными документами планирования учебной работы являются 1. План работы.

2. Учебный план.3. Учебная программа (в спортивных школах — перспективный план тренировки).4. Рабочая (тематическая) программа. 5. Рабочий план (график).6. Конспект урока.

План работы

План работы по гимнастике — основной документ планирования, охватывающий все разделы работы, — составляется на учебный или календарный год.

Составление плана входит в круг обязанностей: в общеобразовательной школе

и техникуме — старшего преподавателя по физи- ческому воспитанию, в вузе — заведующего кафедрой, в спортивной школе и секции коллектива физической культуры — старшего тренера. План обсуждается с исполнителями и утверждается руководителем организации или учреждения (директором школы или техникума, ректором вуза, председателем коллектива физической культуры). План обычно составляется по такой форме:

В план работы включаются следующие разделы:

1. Организационная работа: 1) комплектование учебных групп; 2) подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними;

3) подготовка актива (инструкторов-общественников, судей); 4) собрания, совещания по организационным вопросам; 5) проверка исполнения намеченных мероприятий,отчеты.

2. Учебно-методическая работа: составление учебно-методической документации

и расписания; мероприятия, направленные на повышение квалификации преподавателей, тренеров {методические занятия, открытые уроки, взаимопосещения, учебные сборы, кон- ференции и др.).

3. Учебно-тренировочная работа: составление календаря спортивных мероприятий; разработка положений о соревнованиях; установление сроков подготовки и сдачи норм комплекса ГТО; подготовка разрядников, судей и др.

4. Воспитательная работа: проведение мероприятий, направлен- ных на повышение идейно-политического уровня преподавателей, тренеров и занимающихся (учеба в сети партийного просвещения, доклады, лекции, беседы); встречи с мастерами и заслуженными мастерами спорта по гимнастике, олимпийскими чемпионами, при- зерами различных первенств; встречи с Героями Советского Союза, старыми коммунистами; коллективные просмотры кинофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет и др.

План воспитательной работы должен сочетаться с планом работы

партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.

5. Врачебный контроль: установление сроков медицинских осмотров (для гимнастов, преподавателей и тренеров), проведение консультаций, специальных врачебных наблюдений и исследований; сообщения о состоянии здоровья занимающихся и др.

6. Агитационно-массовая работа: проведение лекций, бесед, показательных выступлений, участие в массовых гимнастических выступлениях, оформление фотовитрин, стендов и другие мероприятия, способствующие пропаганде гимнастики среди населения.

7. Финансово-хозяйственная работа: проведение мероприятий по обеспечению необходимым оборудованием и инвентарем, решение вопросов, связанных с арендой и ремонтом гимнастических залов, площадок; приобретение спортивной формы, наглядных пособий и др.

В зависимости от задач и особенностей коллектива разделы плана и их содержание могут изменяться.

Учебный план. Учебный план раскрывает содержание учебной работы, последо- вательность прохождения учебных дисциплин или разделов про- граммного материала, количество часов, отводимых на весь периодобученияи на отдельные этапы. В учебном плане определяютсяформы занятийи устанавливаются сроки проверки усвоения про- граммного материала.Учебные планы составляются на период обучения (для средних

школ — на четверти, для средних и высших учебных заведений — на семестры, для спортивных школ и секций коллективов физической культуры — на периоды тренировки).

 

Учебные планы для учебных заведений утверждаются соотве ствующими министерствами

и являются государственными докментами. Учебные планы для спортивных школ

и секций коллективов физической культуры разрабатываются руководящими об- щественнымспортивными организациями.

При составлении учебного плана в первую очередь определяется общее количество часов на занятия в течение года. Например: секция гимнастики техникума состоит из начинающих гимнасток; начало занятий 1 сентября, окончание — 1 августа, продолжительность

учебного года — 11 месяцев (в июле намечается выезд в спортивно- оздоровительный лагерь); занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа; следовательно, на занятия будет отведено 44 недели по 6 часов, что составит 264 часа. Занятия другими видами спорта (легкая

атлетика, плавание, лыжи и т. п.) можно проводить в выходные дни.

Это позволит выделить больше часов для занятий гимнастикой. Зная задачи обучения и общее количество часов, отводимых для занятий в течение года, можно приступить к определению содержания разделов учебного плана, учитывая при этом календарь спортивных мероприятий, уровень физической

и технической под готовки занимающихся, материальную базу, климатические условия.

Учебный план состоит из двух разделов: т е о р е т и ч е с к о г о и п р а к т и ч е с к о г о. Рассмотрим форму и последовательность составления учебного плана для секции гимнастики (группа женщин- новичков).

При составлении плана сначала определяются темы теоретиче- ского раздела, затем количество часов на каждую тему и виды упражнений, которыми будут дополняться занятия гимнастикой. При этом нужно учитывать необходимость всестороннего развития занимающихся и подготовки их к сдаче норм комплекса ГТО.

Следующим этапом составления учебного плана является распределение видов упражнений

и количества часов по периодам тренировки. Для этого нужно предварительно определить продолжтельность каждого периода количество учебных видов. Например,если соревнования проводятся в мае, то подготовительный период будет длиться б месяцев (с 1 сентября по 1 марта), соревновательный период — 3 месяца, а переходный— 1 месяц.

Зная количество месяцев в каждом периоде, количество занятий в неделю и их продолжительность, можно определить количество часов в каждом периоде тренировки. В нашем примере в подготовительном периоде будет144 часа, в соревновательном — = 72,

в переходном — 48; всего —264 часа. Далее нужно определить, в какой период будут проводиться занятия дополнительными видами спорта; при этом следует учитывать климатические условия и необходимость данного вида для подготовки к соревнованиям.

Например: лыжный спорт включить в подготовительный период (декабрь — январь), плавание, если нет закрытого плавательного бассейна, — в переходный период (июнь — июль) и

т. д. В соревновательный период занятия дополнительными видами спортане включаются.

Последним этапом составления учебного плана является определение количества часов на занятия гимнастикой. Для этого нужно сначала определить сумму учебных часов, отведенных на теорию и дополнительные виды спорта, и вычесть ее из общего количества

часов, предусмотренных на весь период.

В графу «Содержание занятий» вносятся: в раздел «Теория»-темы занятий; в раздел «Практика» — занятия по общей и специальной физической подготовке, изучение и совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений, приемные, переводные и выпускные испытания, инструкторская практика, участие в соревнованиях.

Учебная программа. Учебная программа определяет объем знаний, уменийи навыков,

которыми должны овладеть занимающиеся за весь период занятий.Она составляется на основе учебного плана. В программе кратко излагается учебный материал по годам обучения

в соответствии с задачами каждого года. Приступать к составлению программы следует лишь после того,

как известны задачи учебно-воспитательного (тренировочного) процесса по годам обучения, определен контингент занимающихся, составлен учебный план.

При разработке программы нужно помнить, что учебный материал должен излагаться последовательно и систематично по возрастающей трудности, с учетом возрастных и половых особенностей, уровня физического развития и технической подготовленности занимающихся.

 

Программа излагается по следующей форме:

1. Название программы (например, «Учебная программа по гимнастике для спортивной секции школы»).

2. Объяснительная записка (цели и задачи, формы занятий, методические указания

к прохождению материала, распределение учебных часов по разделам и годам обучения и др.).

3. Программный материал— теория (содержание тем всех видов

теоретических занятий в порядке прохождения) и практика (содержания занятий и перечень упражнений, которыми должны овладеть занимающиеся).

Практический материал подбирается в соответствии с классификацией гимнастических упражнений. Упражнения на основных гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, бревно, конь) предшествуют акробатическим упражнениям, опорным прыжкам и упражнениям художественной гимнастики. Определив объем и последовательность изучения этих упражнений, можно определять объем прикладных (лазанье, прыжки, метание), общеразвивающих (без предметов и с предметами) и строевых упражнений.

4. Зачетные требования. При необходимости учитываются зачетные нормативы по той или иной группе упражнений.

5. Список литературы. Третий и четвертый разделы программы составляются по годам обучения.

Приведенная форма записи программы примерная. В зависимостиот задач обучения и особенностей коллектива она может изменяться.

На основании учебного плана и программы составляются остальные документы планирования.

В спортивных школах и секциях спортивной гимнастики коллективов физической культуры рекомендуется составлять перспективный план тренировки гимнастов.

1. Состав группы (фамилия, имя и отчество, год рождения, краткая характеристика гимнастов).

2. Основные этапы учебно-тренировочной работы (этапы подготовки, цель каждого этапа, основные задачи физической, технической, волевой подготовки, средства и методы обучения и совершенствования).

3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок (количество

занятий в неделю, их продолжительность, время на общую и специальную физическую подготовку, количество видов многоборья в основных и дополнительных занятиях, количество соревнований).

4. Нормативы по общей и специальной физической подготовке (наименование нормативов и требований по годам обучения).

5. Нормативы по технической подготовке (наименование норма- тивов и оценки по годам обучения).

6. Ориентировочная сетка учебных часов (содержание занятий:

теоретические занятия, общая и специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники, участие в соревнованиях и др.; количество часов по годам обучения.

Перспективный план тренировки

Перспективный план составляется с учетом примерных сроков,

необходимых для усвоения программного материала каждого спортивного разряда. В этом плане отражаются следующие разделы: 1. Состав группы (фамилия, имя

и отчество, год рождения, краткая характеристика гимнастов).

2. Основные этапы учебно-тренировочной работы (этапы подготовки, цель каждого этапа, основные задачи физической, технической, волевой подготовки, средства

и методы обучения и совершенствования).

3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок (количество

занятий в неделю, их продолжительность, время на общую и специальную физическую подготовку, количество видов многоборья в основных и дополнительных занятиях, количество соревнований).

4. Нормативы по общей и специальной физической подготовке (наименование нормативов и требований по годам обучения).

5. Нормативы по технической подготовке (наименование норма- тивов и оценки по годам обучения).

6. Ориентировочная сетка учебных часов (содержание занятий:

теоретические занятия, общая и специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники, участие в соревнованиях и др.; количество часов по годам обучения.

Рабочая программа На основании программы составляется рабочая (тематическая)

программа, которая представляет собой перечень учебного материа- ла, сгруппированного по темам для последовательного изучения на уроках. Тема рассчитана в среднем на три повторения. На темы распределяется учебный материал подготовительной и основной частей урока, а также и учебной практики. Материал заключитель- ной части, как правило, на темы не распределяется, а дается в виде перечня упражнений, которые используются в уроках в зависимости от содержания основной части урока и последующей деятельности. При составлении рабочей программы для секций в подготовительной части урока материал распределяется по темам в каждой группе упражнений (строевые, прикладные упражнения или разновидности передвижений, общеразвивающие, танцевальные упраж- нения, подвижные игры). Из этих тем составляется содержание подготовительной части урока в зависимости от задач урока, периода и этапа тренировки. Количество тем не должно превышать количества уроков.

Материал основной части урока распределяется по темам в каж- дой группе упражнений, входящих в программу.

Гимнастические элементы следует расписать по структурным группам, а затем распределить по темам и составить темы из со- единений, из частей комбинации. В конце должна быть тема, пред- ставляющая комбинацию в целом. Такое планирование обеспечит более последовательное освоение материала. После распределения материала основной части нужно проставить во всех группах упраж- нений количество повторений (не более трех). В темах, где включены

Комбинации в целоми прыжки, повторений должно быть больше, так как добиться прочного стабильного навыка выполнения упражнения можно только при многократном его повторении.

Рабочий план

В рабочем плане излагается учебный материал по урокам. Следует учитывать имеющиеся рекомендации по сочетанию видов многоборья в уроке. Рабочий план составляется на неделю, месяц, четверть, семестр,год, тренировочный период, тренировочный цикл. В плане указывают:

1. Количество видов упражнений, тематику теоретического и

практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отрезок времени. 2. Количество часов или занятий, отводимых на каждый вид упражнений.

3. Последовательность прохождения учебного материала.

4. Точные сроки зачетов, соревнований, прикидок.

5. Расписание чередования видов упражнения на занятиях. Рабочий план составляется по следующей форме:

В разделе «Содержание учебного материала» в частях урока указывается вид упражнений и номер темы. В общеобразовательной школе рабочий план составляется на

четверть для каждого класса по следующей форме:

В графе «Учебный материал» записываются название упражнений, контрольные упражнения; в графе «Номера уроков» условными обозначениями отмечаются упражнения, намеченные для про- хождения.

В процессе занятий необходимо следить за тем, как усваивается занимающимися учебный материал, и вносить поправки при состав- лении очередного рабочего плана.

Конспект урока_.

Конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, мето дику и организацию занятий. Он составляется на основании рабочего плана. В конспекте урока определяются задачи урока, продол- жительность его частей, чередование видов упражнений, их содер- жание, дозировка, основные построения и перестроения, организация и методика проведения урока. При составлении очередных конспектов необходимо учитывать результаты предыдущего урока, а также наличие оборудования и инвентаря. Конспект составляется заблаговременно.

Форма конспекта урока следующая: Для составления конспекта урока необходимо посмотреть в рабочем плане, какие упражнения намечены на данный урок, и опре- делить задачи. Затем определить материал основной части. Зная содержание основной части урока, можно составлять подготовительную часть урока. Весь подобранный учебный материал записы- вается в той последовательности, в которой он будет проводиться на уроке. При записи общеразвивающих упражнений следует указывать порядковый номер и запись производить согласно существующей форме.

При записи учебного материала основной части следует указы- вать вид многоборья (группы упражнения), номер темы. Если в урок включаются подвижные игры, эстафеты, преодоление полосы препятствий, то излагается краткое их содержание. В графе «Орга- низационно-методические указания» следует записать указания по технике выполнения упражнений, по организации работы и методические приемы. Исходя из содержания основной части, предполагаемой нагрузки и последующей деятельности занимающихся, определяют содержание заключительной части

и записывают

в уроке.

33.Виды учета,используемые в учебно-тренировочном процессе по гимнастке,и их содержание и название

Учет учебной работы позволяет определить, как решаются по- ставленные задачи, насколько правильно спланирована работа по гимнастике, каковы изменения физического развития занимающихся и их спортивные успехи.

Учет учебной работы отражает весь ход занятий по гимнастике, организацию, дисциплину, выполнение учебного плана, воспитательные мероприятия. Он должен проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным. Используя данные учета, можно своевременно вносить необходимые изменения и исправления

в практическую деятельность и в план.

Контроль и учет позволяют выявить лучших педагогов и тренеров и использовать их опыт.

В практике работы по гимнастике определились три вида учета: предварительный, текущий, или повседневный, и итоговый.

Предварительный учет

Предварительный учет заключается в ознакомлении с занимаю- щимися. В беседе с будущими учениками выясняются все необхо- димые данные, затем проводится медицинское обследование и выявляется их спортивно-техническая подготовленность. Кроме того, необходимо ознакомиться с материальной базой (место занятий, оборудование, инвентарь).

Предварительные данные позволяют правильно составить всю методическую документацию, укомплектовать учебные группы

и отделения. Полученные данные записываются в журнал или спе- циальную карточку по такой форме: 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Год рождения. 3. Дата вступления в коллектив. 4. 5. Ступень ГТО и номер значка. 6. Спортивные достижения:а) по гимнастике, б) по другим видам спорта.. 7. Судейская категория. 8. Место работы и должность. 9. Общественная работа. 10. Адрес, телефон.

После врачебного обследования во врачебные карточки заносятся

данные о состоянии здоровья и физическом развитии. После за- ключения врача

о допуске к занятиям проводятся контрольные ис- пытания для определения уровня физической

и спортивной подготовленности занимающихся. Контрольные испытания лучше проводить

в виде соревнований. Результаты соревнований следует записывать в протоколы или

журналы. Сравнение данных, полученных при последующих провер- ках, даст возможность судить о развитии занимающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.051 с.)