Отражение выбытия основных средств в бухгалтерском учете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение выбытия основных средств в бухгалтерском учете



Все хозяйственные операции организации должны оформляться оправдательными документами, которые составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Списание основных средств осуществляется на основании решения, принятого специально созданной комиссией. Данное решение оформляется актом на списание объекта основных средств (п. п. 77, 78 Методических указаний). Унифицированная форма такого акта утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7:

­ форма N ОС-4 - для списания объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);

­ форма N ОС-4а - для списания автотранспортных средств;

­ форма N ОС-4б - для списания групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств).

Оформленный акт передается в бухгалтерию организации, и на его основании в инвентарной карточке основного средства делается отметка о его выбытии (п. 80 Методических указаний).

Если право собственности на основное средство организация передает другому лицу, то передача оформляется актом приемки-передачи основных средств (п. 81 Методических указаний). Утверждены следующие унифицированные формы такого акта (Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7):

­ форма N ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

­ форма N ОС-1а - для зданий, сооружений;

­ форма N ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

Причем такой акт должен оформляться, даже если основное средство реализуется физическому лицу (Письмо УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 N 26-12/33266). На основании акта делается запись в инвентарной карточке основного средства.

Как правило, в бухгалтерском учете списание стоимости объекта ОС отражается на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету учета основных средств. При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта ОС в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость ОС списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов (п. 84 Методических указаний).

Моральным износом считается старение и обесценение объектов основных средств (ОС), технико-технологические показатели которых отстают от аналогов мирового уровня, что обусловлено влиянием научно-технического прогресса. ОС может морально устареть в результате: удешевления производства объекта, подобного выбывающему; создания нового, более экономичного или производительного объекта; изменения технологии или перепрофилирования производства на предприятии.

Физическим износом признаются материальное изнашивание основного средства, постепенная утрата им первоначальной стоимости в процессе использования или бездействия, вследствие влияния сил природы, а также при чрезвычайных обстоятельствах (пожар, наводнение). Первоначальная стоимость объекта основных средств по мере физического износа переносится частями на производимый продукт в виде амортизации. Физический износ бывает нескольких видов: механический износ, коррозия и усталость металлов, деформация и разрушение сооружений и пр. В результате физического износа, связанного с бездействием, ОС полностью или частично выходят из строя, а их стоимость утрачивается безвозвратно. Порядок списания основных средств в бухгалтерском учете регламентирован п. п. 77 - 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. (далее - Методические указания).

Утверждены Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.

Чтобы определить, пригодны ли к дальнейшему использованию те или иные основные средства и насколько эффективным может оказаться их восстановление, необходимо создать комиссию. В ее состав, который утверждается приказом руководителя, должны входить главный бухгалтер и лица, материально ответственные за сохранность ОС. Такой порядок предусмотрен п. 77 Методических указаний. Для участия в работе комиссии могут приглашаться технические специалисты предприятия, эксперты, а также представители инспекций, на которые возложены функции регистрации и надзора.

Для принятия решения о списании ОС комиссия должна:

­ провести осмотр объекта, который планируется списать, обратиться к данным технической документации; проанализировать возможность и рациональность восстановления этого основного средства; установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия); установить виновных лиц, если списание производится по обстоятельствам, возникшим по чьей-либо вине; рассмотреть возможность дальнейшего использования отдельных деталей; проконтролировать изъятие из списываемых в составе ОС деталей цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдачу на соответствующий склад; составить акт на списание объекта.

По окончании работы комиссия составляет акт на списание объекта основных средств (п. 78 Методических указаний). Для списания пришедшего в негодность автотранспорта применяется форма N ОС-4а, для иного объекта основного средства - форма N ОС-4, а для группы ОС, не являющихся автотранспортом, - форма N ОС-4б. При ликвидации объекта недвижимости составляются акты по формам N КС-9 и N КС-10.

В акте указываются данные, характеризующие объект: год изготовления (постройки), даты его принятия к бухгалтерскому учету и ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, а также проведенные переоценки, ремонты, причина выбытия, ее обоснование и состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Если основные средства выбывают вследствие морального или физического износа, то их списание необходимо обосновать и указать причину выбытия. Надо также подтвердить, что дальнейшая эксплуатация нецелесообразна, а модернизация данного объекта нерациональна. Кроме того, в акте обязательно отражаются отсутствие или наличие виновных лиц, решение о привлечении виновных к ответственности или освобождении от нее.

Эти первичные документы составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации (либо уполномоченным на то лицом). Первый экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность объекта ОС, и является основанием для сдачи на склад или реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Второй экземпляр передается в бухгалтерию, где на его основании ставится отметка о выбытии объекта ОС в инвентарной карточке основных средств (форма N ОС-6), а при выбытии нескольких объектов - в инвентарной карточке группового учета основных средств (форма N ОС-6а). Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации согласно правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний).

После демонтажа объектов основных средств обычно остаются какие-либо детали, узлы и агрегаты, пригодные для вторичного использования (например, для ремонта других объектов), а также материалы, не пригодные для эксплуатации (металлолом). Их необходимо оприходовать (п. 79 Методических указаний). Для этого применяются типовые формы документов, а именно:

­ накладная по форме N М-11 - для оприходования деталей, полученных при списании ОС, кроме зданий и сооружений;

­ акт по форме N М-35 - для оприходования материалов при списании зданий и сооружений.

Данные товарно-материальные ценности (ТМЦ) приходуются на склад по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под такой стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. В эту стоимость включаются суммы, уплаченные за доставку и приведение ТМЦ в состояние, пригодное для вторичного использования. Оставшиеся после разборки объекта материалы, не пригодные для дальнейшего использования, реализуются перерабатывающей или занимающейся сбором вторичного сырья организации либо вывозятся на свалку.

Порядок учета узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, регулируется Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней (далее - Инструкция). При списании приборов и изделий организация обязана изъять из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы (п. 6.19 Инструкции). Делать это можно самостоятельно или с привлечением специализированных организаций. При самостоятельном изъятии комиссия в акте о ликвидации указывает отдельно массу в лигатуре изъятых деталей, а также массу в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. Когда определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, в учетных документах делается запись о том, что в нем могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет установлено после списания и утилизации данного оборудования.

Серебросодержащие отходы от использованных кинофоторентгеноматериалов приходуются в карточках или книгах учета по общему объему, массе отходов и массе серебра в них исходя из лабораторных анализов или расчетных данных. На основании актов демонтажа (ликвидации) соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета. Одновременно изъятые из них детали приходуются в карточках учета отходов по наименованию, массе (в граммах), а также в стоимостном выражении.

Организация обязана собирать все виды лома и отходов драгоценных металлов во всех местах и от всех источников их образования (п. 3.1 Инструкции). Храниться лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, должны таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции). Соли, кислоты и другие химические соединения, содержащие драгоценные металлы, во избежание их порчи хранятся в соответствующей таре, предусмотренной ГОСТами или техническими условиями. Лом и отходы хранятся в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством. Их вскрытие по мере необходимости производит материально ответственное лицо, а при его отсутствии - комиссия с разрешения руководителя организации с составлением акта. Склады (кладовые), на которых хранятся лом и отходы, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы по окончании работы должны закрываться на замок, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Кроме того, в учреждениях два раза в год (по состоянию на 1 июля и 1 января) проводится инвентаризация драгоценных металлов в ломе и отходах (п. 5.1 Инструкции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.006 с.)