Способы измерения аналитических показателей, их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы измерения аналитических показателей, их классификация



Формировать систему показателей для целей экономического ана­лиза необходимо с учетом следующих требований:

­ для анализа отдельных аспектов хозяйственной деятельности предприятия необходимо достаточное количество показателей;

­ все показатели должны в динамике отражать реальные процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивать однозначное понимание анализируемых процессов и яв­лений;

­ в систему показателей должны входить несколько частных пока­зателей и один обобщающий, объединяющий частные показатели и обеспечивающий единство системы;

­ система показателей должна всесторонне характеризовать резуль­таты работы каждого структурного подразделения предприятия.

Показатели, применяемые в процессе экономического анализа, можно разделить на несколько групп:

1) абсолютные и относительные: абсолютные показатели выражаются в стоимостных, натуральных единицах (рублях, днях, штуках и т.п.), относительные — в процентах;

2) количественные и качественные: количественные отражают коли­чественную сторону результатов хозяйственной деятельности предпри­ятия (объем выпуска и реализации продукции, объем выполненных работ или оказанных услуг), качественные — характеризуют каче­ственную сторону хозяйственной деятельности, к таким показателя от­носятся себестоимость, производительность, рентабельность и т.п.

В процессе экономического анализа применяется ряд способов и приемов экономического анализа, которые условно подразделяются на две группы — традиционные и математические.

Традиционные приемы используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями и включают: ис­пользование абсолютных, средних и относительных величин; приме­нение способа сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода. Перечисленные приемы, как правило, используются при анализе и оценке детерминированных систем, в которых связь между анализируемыми факторами и резуль­тативным показателем носит функциональный характер и может быть представлена в виде произведения, частного или алгебраической сум­мы факторов.

Экономический анализ тех или иных явлений, процессов, ситуаций начинается с абсолютных величин, без которых обойтись невоз­можно, но используются они, как правило, в качестве базы для исчис­ления средних и относительных величин (показателей). Средние показатели определяются на основе массовых, качественно однород­ных данных и служат для обобщения соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов, позволяя оп­ределить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. В аналитических расчетах в ходе экономического анализа применяются по необходимости различные виды средних показателей:

­ средняя арифметическая (простая и взвешенная);

­ средняя гармоническая;

­ средняя хронологическая;

­ средняя геометрическая;

­ мода;

­ медиана.

В экономическом анализе широко используются также относи­тельные величины (проценты, коэффициенты), которые позволяют анализировать динамику показателей и показатели структурно­го порядка. Относительные величины определяются делением одной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравне­ния. Проценты применяются при изучении степени выполнения плановых заданий, динамики хозяйствования, уровней доходности, рентабельности и т.п. Коэффициенты определяются отношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу.

В процессе осуществления экономического анализа могут исполь­зоваться следующие относительные величины:

­ планового задания;

­ выполнения планов;

­ динамики различных показателей;

­ показателей структуры;

­ координации;

­ интенсивности;

­ относительные величины эффективности.

 

Анализ экономических показателей, явлений и процессов начинается с использования абсолютных величин. В отличии от БУ, где абсолютные величины являются основными измерителями, в анализе они являются, как правило, исходными показателями, которые используются в дальнейшем как база для аналитических расчетов.

В практике аналитической работы чаще всего пользуются относительными величинами.

Относительные величины – производные показатели, отражающие соотношение величины исследуемого явления с величиной другого явления или величиной этого явления, но взятой в другое время или по другому объекту.

Отличительной особенностью относительных величин является то, что хотя обычно они представляются в форме абсолютных числовых значений, выражают результат соотношения общих или индивидуальных абсолютных величин.

По содержанию и форме выражения относительные величины, используемые в экономическом анализе подразделяются на следующие виды:

­ относительные величины планового прогнозного задания – это соотношение абсолютной плановой или прогнозной величины показателя с величиной этого показателя за предплановый период или др. период принятый за базу сравнения.

­ относительные величины выполнения плана или погноза выражаются как соотношение между фактическими и плановыми величинами одинаковых экономических показателей за один и тот же период.

Коэф. выполн. плана =

­ относительные величины структуры характеризуют соотношение частей и целого.

­ относительные величины координации – это соотношение частей целого между собой, характеризующие соответствие одной части целого с другой его частью, принятой за базу сравнения.

­ относительные показатели динамики – это результат сопоставления абсолютной величины одного и того же показателя за два периода времени, выражающие степень изменения показателей во времени.

­ относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности развития какого-либо явления в соответствующей среде. Например удельный вес малообеспеченных в общей численности населения региона.

­ относительные величины эффективности – это соотношение эффекта (результата) от хозяйственной деятельности организации с ресурсами или затратами. Например: производительность труда, рентабельность, фондоотдача.

Относительные величины просты в расчетах и удобны при проведении анализа. основным недостатком явл. то, что они не учитывают эффект масштаба. Используя данные финансовой отчетности можно рассчитать относительные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (рентабельность, ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость, оборачиваемость, фондоемкость, фондоотдачу и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.06 с.)