Сущность и виды институционализма и институтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды институционализма и институтов.



ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Сущность и виды институционализма и институтов.

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыноч­ного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте.

Институционализм не имеет сколько-нибудь единой экономической теории. И особое течение буржуазной политической экономии его представителей объединяет методоло­гия. Все они растворяют общественно порожденные отношения людей в институциях и подменяют тем самым собственно политическую экономию вульгарной буржуазной социологией, опираются на метод «социальной психологии» и плоский эволю­ционизм, не признающий революционных форм общественного развития.

Институции - это юридически оформившиеся обычаи, имеющие в своей основе психологию различных профессиональных или социальных групп.

Три течения институционализма: антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимость государственного вмешательства в экономику.

В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Дж. Коммонс - социально-пра­вовой (юридический), У. Митчелл - конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Теория прав собственности.

Собственность - закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью. Собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

Теория трансакционных издержек.

Теория трансакционных издержек представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации.

Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.

Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений.

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Второй класс теорий - это институциональные теории. Институты - это относительно стабильные и типизированные образцы, модели в социальной структуре общества или в сетях социального взаимодействия. В институциональных теориях полезность организационного устройства - вещь второстепенная. Вещи делаются определенным способом потому, что институционализированные нормы или правила предлагают направления действий в явной или неявной форме. Законность специфического института, включая все относящиеся к нему модели поведения, может быть отделена от его относительной практической ценности. Перефразируя Абрахама Линкольна, некоторые люди умудряются быть прагматиками все время, большинство людей - прагматики время от времени, но все они не могут быть все время прагматиками. Обычно прагматические направления могут существовать лишь благодаря тому, что они встроены в среду с малым количеством институтов.

Третье направление - это культурологическая (культуралистская) теория. Она обращается к ценностям, предпочтениям, значимым символам и психическим программам в широком смысле. Это программирование на уровне сознания деятельности индивидуумов, которая имеет значение. В данном подходе полезность также второстепенна, однако она неожиданно возникает как функция упомянутых предпочтений и ценностей. Культурологическая теория делает акцент на том факте, что полезности различаются в зависимости от класса акторов и что эти классы различаются в зависимости от различия процессов социализации. Сторонники этой теории также склоняются к тому, чтобы рассматривать институты как единицы, сводящиеся к индивидуальным психическим программам. Несмотря на то что это, в принципе, не противоречит понятиям полезности и институционализации, сторонники культурологической теории повторяют снова и снова об их относительном значении с точки зрения культуры.

Некоторые из ведущих теоретиков и исследователей организационного поведения сами являются выдающимися практиками. Самые яркие примеры - это Фредерик У. Тэйлор, Анри Файоль, Честер Барнард (ChesterBarnard). В свою очередь, части организационного поведения, такие как организационное развитие, работа в группах или командах, кружки качества и уплотненное производство, которые доступны и выражены в очень практичных и простых для подражания формах, базируются на знаменитом теоретическом и исследовательском фундаменте, таком как социальная психология Курта Левина или социотехническая школа.

 

5. Личность и ее социальная роль в организации.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

 

МАРКЕТИНГ

Комплекс маркетинга (4Р).

Комплекс маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга. Комплекс маркетинга (marketing-mix) - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации

Одним из важнейших составляющих комплекса маркетинга является Product, или ассортиментная политика. Она напрямую зависит от направления денежных потоков, его оценки и прогноза. Ассортимент может изменяться в соответствии с тремя подходами: вертикальным, горизонтальным и комплексным. Вертикальное изменение ассортимента представляет собой начало выпуска продукции, ранее закупаемой у других производителей, а также продвижение ее в собственной торговой сети. Горизонтальное изменение представляет собой расширение ассортимента и выход на новые рынки сбыта в рамках действующей кооперации. Комплексный подход представляет собой расширение ассортимента как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Продукт, товар - все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, места, организации, идеи и т.д.

Price, или цена, как важнейший экономический инструмент комплекса маркетинга, оказывает непосредственное воздействие на характер доходности предприятия. Ведь для определения цены любого товара важнейшими показателям возможности его реализации являются спрос на аналогичную продукцию, чувствительность покупательской способности, конкурентоспособность, а также уровень издержек, связанных с ее производством и реализацией. Поэтому очень важным направлением деятельности маркетинговой службы компании является обоснованный выбор эффективной ценовой стратегии, направленной на разработку политики единой или дифференцированной, высокой или низкой, стабильной или нестабильной, льготной или дискриминационной цены, а также политики, предусматривающей всевозможные надбавки и скидки.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

23. Бизнес-планирование: понятие, цели, этапы и методы.

Бизнес-планирование – это процесс целенаправленного распределения во времени комплекса используемых в производственной и коммерческой деятельности предприятия ресурсов, охватывающий функциональные решения в области производственной, финансовой, маркетинговой, экономической, кадровой политики субъекта.

В качестве целей бизнес - планирования, как правило, выступают основные цели предприятия:

1. Максимизация (получение) прибыли;

2. Захват определенной рыночной доли («ниши»);

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости;

4. Социальные цели;

5. Расширение и (или) диверсификация деятельности предприятия;

6. Рост стоимости акционерного капитала (бизнеса) и т.д.

Основными этапами бизнес - планирования являются: определение цели проекта, анализ, выработка решения (планирование), оценка эффективности проекта и контроль за его реализацией.

Для разработки планов (выработки решений) необходимо пройти следующие этапы:

1. Определить факторы, которые необходимо учесть при принятии решений (экономические, экологические, культурные, социальные, политические, технологические и др.);

2. Определить внешние и внутренние силы, с помощью которых можно влиять на выявленные факторы;

3. Построить прогнозы развития событий;

4. Предложить варианты коррекции прогнозов;

5. Разработать для каждого варианта список необходимых мероприятий и определить последовательность действий по их осуществлению, а также требуемые для этого ресурсы.

Методы бизнес - планирования в основном применяются при анализе внешней среды (обработке маркетинговой информации), внутренней среды (оценки текущей ситуации на предприятии) и расчете показателей экономической эффективности бизнес - проектов.

К основным методам бизнес - планирования относят:

1. Методы финансового анализа: вертикальный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, факторный и метод анализа финансовых коэффициентов.

2. Индексные модели.

3. Программно-целевое планирование.

4. Функционально-стоимостной анализ.

5. Базисный и цепной анализ затрат и доходов.

6. Матричный анализ: товар - рынок, SWOT-анализ, Бостонская матрица, матрица PIMS, модель Портера и др.

7. Прогнозные сценарии и модели.

24. Этапы бизнес-планирования и структура бизнес-плана.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки.

Третий шаг к созданию бизнес-плана - это точное определение своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.

Четвёртый шаг - установление общей структуры создаваемого документа.

Пятый шаг бизнес - планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.

Шестой шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес- плана.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме

2. Проектируемый продукт или вид услуг

3. Оценка рынка сбыта

4. Конкуренция

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка риска и страхование

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Содержание фаз жизненного цикла проекта.

Типичный жизненный цикл инвестиционного или технического проекта состоит из 4 фаз:

- начальная фаза – разработка миссии (концепции проекта);

- фаза разработки – планирование проекта;

- фаза реализации – поэтапный процесс исполнения проекта;

- фаза завершения – процесс выхода из проекта.

Начальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является разработка концепции проекта, включающая:

- сбор исходных данных и анализ существующего состояния;

- выявление потребности в изменениях;

- определение основных параметров и характеристик проекта;

- цели и стратегия их достижения, задачи, результаты;

- основные требования, ограничительные условия, критерии;

- уровень риска;

- окружение проекта, потенциальные участники;

- требуемые время, ресурсы, средства и др.

- определение и сравнительная оценка альтернатив;

- представление предложений, их апробация и экспертиза;

- утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

Фаза разработки. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонент проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ этой фазы:

- назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды;

- установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников;

- развитие концепции и разработка основного содержания проекта;

- структурное планирование;

- организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями;

- организация выполнения базовых проектных и опытно-конструк­тор­ских работ по проекту;

- представление проектной разработки;

- получение одобрения на продолжение работ.

Фаза реализации проекта. Главное содержание этой фазы следует из ее наименования – выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта. Основными работами этой фазы являются:

- организация и проведение торгов, заключение контрактов;

- полный ввод в действие разработанной системы управления проектом;

- организация выполнения работ;

- ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта;

- ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта;

- детальное проектирование и технические спецификации;

- оперативное планирование работ;

- установление системы информационного контроля за ходом работ;

- организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в том числе запасами, покупками, поставками;

- выполнение работ, предусмотренных проектом (в том числе производство строительно-монтажных и пусконаладочных работ);

- руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса;

- решение возникающих проблем и задач.

Завершающая фаза или окончание проекта. На этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуще­ствляется подведение итогов и разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:

- планирование процесса завершения проекта;

- эксплуатационные испытания окончательного продукта(ов) проекта;

- подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;

- подготовка документации, сдача объекта и конструкторской продукции заказчику;

- оценка результатов проекта и подведение итогов;

- подготовка итоговых документов;

- закрытие работ и проекта;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- реализация оставшихся ресурсов;

- накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;

- расформирование команды проекта.

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Принципы менеджмента качества. Стандарты серии ISO 9000. «Дисциплины профиля «Производственный менеджмент»

Стандарты ИСО серии 9000 отражают идеологию менеджмента качества. Эта идеология является базой для построения и развития системы качества в любой организации. В основе системы менеджмента качества лежат 8 принципов. Принципы менеджмента качества сформулированы достаточно кратко, но идея, заложенная в формулировках принципов, развертывается далее в конкретных требованиях стандарта ИСО 9001. Каждый принцип может быть раскрыт в нескольких блоках требований стандарта.

Первые принципы менеджмента качества были включены в текст стандартов в версии 2000 года. Эти принципы были сформулированы И в стандарте ИСО 9000: 2005 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь":

1) организация, сфокусированная на заказчика - организация зависит от своих заказчиков и поэтому должна понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять требования заказчика и стараться превосходить ожидания заказчика.

Принцип говорит, что любые организации созданы для удовлетворения потребности Заказчиков - своих потребителей, а не наоборот. С точки зрения менеджмента качества все действия организации должны быть направлены на выявление, понимание и удовлетворение потребностей заказчиков.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Увеличение дохода и доли рынка за счет более гибкой и быстрой реакции на изменения на рынке;

- Увеличение эффективности использования ресурсов организации за счет роста удовлетворенности потребителей;

- Повышение лояльности потребителей и за счет этого увеличение повторных заказов.

2) лидерство руководства - руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации.

Для эффективного достижения целей организации ее руководство должно не просто хотеть достигнуть поставленных целей, но и быть лидерами в достижении этих целей, быть примером для всех остальных сотрудников в стремлении к этим целям.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Сотрудники организации начинают разделять цели организации, за счет этого они будут больше мотивированы на достижение поставленных целей;

- Появляется возможность выстраивать, выполнять и оценивать любые действия в организации на основе единых непротиворечивых принципов;

- Сокращается несогласованность и недопонимание между различными уровнями управления в организации.

3) вовлечение людей - служащие всех уровней - это сущность организации и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации.

Хорошо и эффективно люди в организации смогут работать только тогда, когда они увлечены своей работой, когда она им интересна. Чтобы достигнуть целей по качеству, в организации должны быть созданы условия для максимальной заинтересованности людей в той работе, которую они выполняют.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Появляется мотивация, активное участие и вовлечение сотрудников во все процессы организации, что повышает эффективность их труда;

- У сотрудников появляется заинтересованность в разработке предложений и внедрении инноваций в своей работе и работе организации в целом, что способствует более быстрому достижению целей организации;

- Появляется реальная ответственность сотрудников за свои собственные предложения и нововведения;

- Сотрудники стремятся сами принимать участие и помогать процессу непрерывного улучшения в работе организации.

4) процессный подход - желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как процесс.

Любая деятельность в организации должна рассматриваться как процесс, следовательно, она должна иметь четко определенные и однозначные входы, выходы, ресурсы, операции и взаимосвязь всех указанных составляющих процесса.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Снижается стоимости и сокращается производственный цикл за счет более эффективного использования ресурсов;

- Результаты работы становятся предсказуемыми, повторяемыми и могут быть улучшены, если в этом появляется необходимость;

- Первостепенное внимание уделяется возможностям для улучшения работы.

5) системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, способствующих результативности и эффективности организации.

Данный принцип говорит о том, что любые управляющие воздействия в организации необходимо осуществлять, учитывая взаимосвязь процессов и систем организации.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Улучшается взаимосвязь процессов и упорядочивается управление процессами, что приводит к более эффективному достижению желаемых результатов;

- Появляется возможность сфокусировать усилия на работе ключевых процессов. Внимание руководства не распыляется на решении текущих оперативных вопросов;

- Заинтересованные стороны получают уверенность, что работа организации является устойчивой, производительной и эффективной.

6) постоянное улучшение - постоянное улучшение является неизменной целью организации.

Данный принцип определяет необходимость постоянного развития организации.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Получение преимуществ за счет увеличения возможностей организации;

- Выстраивание действий по улучшению, выполняемых на всех уровнях организации, в единую стратегию организации;

- Появляется возможность быстро реагировать на возникающие изменения во внешнем окружении организации.

7) подход принятия решений, основанный на фактах - эффективность решений основывается на логическом анализе данных и информации.

Любые решения, любые управляющие воздействия должны приниматься только на основе объективных данных, объективных свидетельств, но никак не на основе предположений, домыслов или субъективных мнений.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Принятие каждого решения обосновано набором достоверных данных;

- Появляется возможность подтвердить эффективность принимаемых решений за счет анализа фактических данных;

- Появляется возможность вносить обоснованные изменения в ранее принятые решения.

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности.

Этот принцип ориентирует организацию на развитие своих поставщиков. Если поставщик в состоянии будет обеспечить стабильный уровень качества своей продукции, то для организации это даст возможность сократить контроль продукции от поставщика, сократить контроль за работой поставщика, тем самым снизив свои затраты на выпускаемую продукцию.

Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:

- Происходит оптимизация затрат и ресурсов;

- Появляется заинтересованность обоих сторон (организации и ее поставщика) в адекватных совместных действиях в случае изменения ситуации на рынке;

- Повышается ценность взаимного партнерства между организацией и ее поставщиком.

От того, насколько хорошо руководители и сотрудники организации понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть работа всей системы качества.

Изначально, в состав стандартов ИСО серии 9000 входило несколько стандартов, представляющих системы менеджмента качества (модели системы качества по ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003). В дальнейшем, в серии осталась только одна модель системы качества ИСО 9001. Кроме того, в последнее время появились стандарты, относящиеся к системам управления качеством, но имеющие номера выходящие за пределы серии.

Наиболее часто применяемыми стандартами серии являются стандарты ИСО 9000: 2005 (ранее ИСО 9000: 2000), ИСО 9001: 2008 (ранее ИСО 9001: 2000), ИСО 9004: 2009 (ранее ИСО 9004: 2000). Первый из указанных представляет собой стандарт на терминологию систем качества, второй - содержит требования к системе качества, третий - является стандартом, представляющим руководящие указания по развитию системы качества.

Мотивация принятия решения о разработке системы менеджмента качества, роль высшего руководства, разработка этапов работ по проектированию СМК, формирование рабочей структуры по проектированию СМК, обучения персонала.

Разработка СМК начинается, как правило, с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании СМК и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания СМК, проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

Руководители высшего звена должны личным примером демонстрировать приверженность качеству. Должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в который люди могут быть полностью вовлеченными в достижение целей организации. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.

Необходимо побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качеств, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать знания и опыт коллегам.

Этап 1 Распределение ответственности. Формирование Координационного совета.

Этап 2 Формирование структуры системы менеджмента качества. Создание рабочих групп процессов.

Этап 3 Согласование и опробование документов.

Этап 4 Внедрение документов СМК.

Этап 5 Утверждение документов СМК. Внедрение СМК

Этап 6 Измерения, анализ, мониторинг и улучшения СМК.

Сотрудники службы качества и члены команды должны пройти обучение по специальным программам, включающим в себя изучение требований ИСО 9001:2000 для результативного и эффективного функционирования СМК, а также методы ее создания и разработку всей необходимой документации. Обучение должно быть первым мероприятием в программе построения СМК. Как показывает опыт, система менеджмента качества в конечном итоге вовлекает практически всех работников предприятия - персонал является и составной частью, и разработчиком, и пользователем системы менеджмента качества. Поскольку подготовка персонала должна быть непрерывной, то на начальной стадии работ целесообразно провести базовое обучение по стандартам ИСО серии 9000 руководителей предприятия, начиная с высшего их звена, а также работников службы качества и специалистов из других подразделений, задействованных к работам по разработке системы.

Политика в области качества. Порядок разработки и принятия Политики. Роль политики в области качества как средства управления организацией. Связь Политики в области качества и целей в области качества.

"Политика в области качества", с юридической точки зрения, представляет собой заявление руководства, которое включается в "Руководство по качеству". Оно включает описание системы качества и представляется заказчикам.

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.

В соответствии с требованиями международных стандартов на системы менеджмента качества высшее руководство организации должно разработать Политику в области качества. Но для того, чтобы четко определить Политику высшему руководству необходимо сформулировать два важнейших документа - миссию и видение, а затем разработать стратегический план и бизнес-план.

Миссия - документ, в котором высшее руководство формулирует смысл существования, роль и значение предприятия в стране на текущий момент. Ясно, что это трудная задача, но это и есть одна из задач генерального директора. Он может пользоваться любыми советами и консультациями, но принять решение не может никто другой.

Появление и обнародование миссии позволяет сделать следующий шаг - сформулировать видение. Видение - это идеал, мечта, представление о том, каким руководство хотело бы видеть свое предприятие через 5-10-15 лет.

Далее необходимо установить потребности и ожидания потребителей и всех заинтересованных сторон. Только после этого можно сформулировать стратегические цели и наметить стратегический план.

Бизнес-план - это документ, в котором анализируются наличные ресурсы, выявляются потребности в дополнительных ресурсах и выискиваются пути получения этих дополнительных ресурсов. При этом имеется в виду также и механизм возврата заемных средств, если в них есть необходимость.

После завершения процесса разработки вышеперечисленных четырех документов генеральный директор в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 формулирует основные направления, цели и задачи организации в области качества в специальном документе - «Политике в области качества».

Политика в области качества это один из стратегических документов организации. В этом документе определяются основные принципы работы и развития ее системы управления в области качества. Как правило, политика в области качества представляет собой декларативный документ. Однако, каждая декларация, заявленная в политике, должна «раскладываться» на конкретные цели, планы и действия по реализации указанных деклараций. Отсюда появляется и прямая связь политики в области качества с целями в области качества.

Цели в области качества - это документ в котором организация устанавливает каких результатов в области качества она хочет достигнуть. Цели в области качества должны быть направлены на реализацию деклараций политики, но в отличие от политики, цели имеют конкретные показатели, которые можно измерить и достигнуть в ограниченные периоды времени.

Политику и цели в области качества обычно представляют отдельными документами. Либо можно цели в области качества включать в состав политики, но в этом случае политика в области качества будет иметь две части – открытую и закрытую. Открытая часть - это декларации, а закрытая часть – это конкретные и измеримые цели организации.

Типы аудитов систем менеджмента качества: аудит первой стороны, аудит второй стороны, аудит третьей стороны, аудит адекватности, аудит соответствия и др. Требования к аудиторам систем менеджмента качества.

Аудит Системы Менеджмента Качества (СМК) - независимый, систематический и ведущийся документальным образом процесс формирования свидетельств и грамотного и независимого их оценивания, целью которого является установление уровня исполнения установленных критериев (ИСО 19011:2002 «Руководящее указание по системе менеджмента качества и систем экологического менеджмента»).

В первую очередь аудит СМК является процессом систематическим, поэтому проводиться он должен в организации с конкретной, отмеченной в плане периодичностью. Периоды его проведения будут в прямой зависимости от того, к какому типу относится аудит СМК - внешнему или внутреннему. При внутреннем аудите организация изучает свою собственную систему, процедуры и деятельность. Этот аудит предоставляет руководству информацию об эффективности работы системы, независимо от соответствия политике и независимо от необходимости изменений. Все системы качества должны эффективно реагировать на изменения, внутренние и внешние, и грамотно выполненный внутренний аудит качества может обеспечить такое реагирование. Периоды проведения такого аудита устанавливаются самой организацией. Аудит, который требуется дополнительно к запланированным аудитам называется внеплановым аудитом. Внутренний аудит относится к аудитам первой стороной, проводится силами организации, служит основанием для поиска и устранения причин обнаруженных несоответствий, принятия решений по корректировке процессов и совершенствования системы качества организации.

Аудит второй стороны осуществляется организацией в своих собственных целях в другой организации. Сюда относятся аудиты, проводимые потребителями в организациях поставщиков, как существующих, так и потенциальных. Основная цель проведения аудита в организации поставщика - получить достаточно информации о системе качества поставщика и убедиться, что собственные требования организации потребителя в отношении поставщика выполняются и будут выполняться в дальнейшем. Важно, чтобы аудит проводился профессионально и точно отражал эффективность системы качества поставщика.

Аудит третьей стороны осуществляются внешними, независимыми организациями.

При осуществлении внешнего аудита (второй или третьей стороной), периоды аудита СМК устанавливаются заказчиком или по правилам органа по сертификации. Внешний аудит может быть сертификационным, надзорным и диагностическим. При сертификационном аудите орган по сертификации проводит оценку соответствия системы качества критериям сертификации и определяет возможность выдачи сертификата системы качества организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.166 с.)