Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переворот в тиражировании информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Заря Нового времени знаменовалась техническим переворотом в сфере массовых коммуникаций. Им стало изобретение печатного станка с подвижными, сменными литерами немецким мастером Иоганном Гутенбергом. Это новшество оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI в. и взрывного действия на социум не произвел. Изобретение Гутенбергом печатного станка оказалось на гребне уже происходящих грандиозных сдвигов в обществе, ответом на его остро назревшие запросы. К началу XV в. потребность в письменно зафиксированной оперативной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купеческие объединения, административный аппарат оформившихся национальных государств
и, наконец, укрепившиеся за минувшие два века университеты — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не могла быть удовлетворена только устной и изобразительной видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с обилием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории. Как пишет B.C. Люблинский, «...основной социальной предпосылкой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста».' Следствием такого спроса стало то, что новшество, предложенное И. Гутенбергом в городе Майнце на переломе XV в., еще до окончания столетия подхватили все ведущие европейские города. Типографии создаются в Страсбурге, Аугс- бурге, Нюрнберге, Базеле, Париже... В последнем году XV в. (1500 г.) работали 200 типографий в 69 городах.[82] Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), имел серьезные последствия для развития рекламной деятельности. Мы рассмотрим эти последствия, имея в виду два хронологических периода: до начала деятельности новой формы коммуникации — журналистики, сформировавшейся в первом десятилетии XVII в., и после этой кардинально важной вехи для бытия рекламы на протяжении XVII—XVIII вв. Относительная схожесть интересующих нас процессов в различных регионах Западной Европы дополняется к концу обозначенного периода рекламой в североамериканских колониях, действующей вначале по образцу происходящего в метрополии. Новые рекламные жанры Каталог, проспект, прейскурант В ближайшее же десятилетие после начала печатного тиражирования излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы становится печатный летучий листок. Чаще всего это был лист бумаги размером примерно 15 х 23 см, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшем заголовок. Подобно тому как это практиковалось в рукописных летучих листках, текст зачастую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась графическая иллюстрация. Последнее чаще всего применяли полемические конфессиональные листовки, в изобилии издававшиеся сторонниками и противниками Реформации. Хронологически реформационные идеи, получившие всеевропейский отклик, расшатывают монолит католицизма параллельно развитию третьей информационной революции. Эта связь не случайна. Вспомним суждение А.С. Пушкина: «Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда».[83] Диссидентские религиозные идеи распространяются по Европе XVI в. со скоростью лесного пожара, а главными «поджигателями» таковых являются публицистические и рекламные тексты. Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствующее положение занимают типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных новинках, а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления' постепенно сменяющий рукописный si quis. Одно из первых подобных объявлений о своих изданиях сделал типограф Генрих Эггештейн в Страсбурге в 1466 г. Около 1470 г. его примеру последовали не менее четырех типографий в Майнце, Базеле, Страсбурге, Риме. А еще через несколько лет к жанру печатного объявления обратились английский издатель Уильям Кэкстон, немецкий — Антон Кобергер и венецианский — Эрхард Ратдольт[84]. Объявления этого времени, которые приводит Г. Сэмпсон звучали так: «Приходи, богатый и бедный, эта блистательная книга продается по очень малой цене». Или: «Тот, кто хочет купить книги захватывающего содержания, должен придти по следующему адресу» [85] Сфмг^тгеиоггмп^заЛвпксткйиг СХШМ (mrt.третС гтЛпшмщ G&tpufvM ptrmile fruteioe -силой (юташЯт. Cdm ЬиоЛя ^ гтар№ dmuiiu frtfcMt,
JVn nfi art pftifiroie font gwne (frw £e Beufoitebee ftcnc foirtbuimj (ESrncii Cjfeoe штя* toffirt tcre spire <ttb|irr Мм» пыибд Mil TOjue mt «-garb** &c flwr) ряв &u/frt too? fiittrt imiRteiwitf jCxmfrt tooua faaft/a 9 urf^dfjnt OMtr) icy Soflrr (wife ЙЛпгоквмйпгЛрм fu/« fTjEcflSlOilT (««ft iTmeitpr mop tmfa > C»j> oat oupmiM me Of mt cfttfwtiwf Ьг tnc auanctt flifirp&tunbrfbt/l, <&e* fciftrt JfiuQcut iefaiflt USt я» SoHttquebtfomfftfl 5D*rt If ЮТ twlr fpftfc Z#iflUac<tnine)padtmM.
в
Старейшее изображение типографии. Гравюра «Пляска смерти» (из лондонского издания 1499 г.)
В ходе дальнейшего оповещения о деятельности типографии краткий вербальный текст объявления преобразуется в развернутое перечисление последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист). Например, в объявлении Петера Шеффера (преемника Гутенберга в Майнце), вывешенном для всеобщего обозрения в 1470 г., перечислялась 21 книга с аннотациями по типу современных проспектов. Кроме того сообщалось, что книги напечатаны тем же шрифтом, что и вывешенный проспектУильям Кэкстон добавлял к своим объявлениям фразу «Просьба не срывать!». Издатель размещал их обычно у входа в собор, в университет, на зданиях гостиниц. И также уведомлял потенциальных читателей о шрифте, которым исполнена книга. If it pleee onj> man epiritarl or temporel to bj>e onp ppre ol ttoo anb tfcrc (omemorarios of <«lwburt mc fHprpntib afttr tftt forme of tbis preset Itttretofwfce ben totl anb truly correct, fate bpm come to ®e«tmo- nreter in to tfyr almonretrjpe at tfjc reeb pale anb tw «bat babe tbem goob cbept -V Frupplico etet tebula. Объявление У. Кэкстона Примерно в тот же 1470 г. римские издатели стали снабжать рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экз.). Их примеру последовал знаменитый венецианский типограф и ученый Альд Мануций. «Напечатав свои первые 15 греческих книг, Альд в 1498 г. издал их каталог с приведением цен»,[86] введя тем самым в широкий оборот жанр прейскуранта. Книга получает спрос и ее продажа уже не ограничивается стенами типографии. Известен выпущенный в 1500 г. в Меммин- геме (Германия) список двух сотен продающихся книг, напечатанных в Венеции и Нюрнберге, то есть полноценный каталог. Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в ярмарочных условиях. В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне, с 1564 г. распространяются каталоги книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей. В Лейпциге такая информация известна с 1595 г. Постепенно подобные образцы дают начало рекомендательной библиографии. Рекламная функция титульного листа Вербальная реклама книг осуществлялась еще одним, своеобразным и убедительным способом — посредством выразительной подачи их титульных листов. Дело в том, что до последней трети XV в. понятия «титульный лист» не существовало, как не было и специально выработанной формы заголовка. Заглавием как в античности, так и в Средневековье являлась первая строка рукописи, часто выделяемая переписчиком, почти всегда украшенная декорированной начальной буквой. Да и какие титульные листы могли быть применительно к папирусным книгам, свернутым в трубки. Их различали с помощью прикрепленных к трубкам ярлыков. С появлением нового способа брошюрования пергаменных «тетрадей» в средневековой Европе пространство для титульного листа, казалось бы, появилось, но острой необходимости в нем еще долго не возникало. Такая острая необходимость обнаружилась, как только потребовалось продавать множество разнообразных изданий, оперативно различать их между собой и, главное, привлекать к ним интерес покупателей. «И не пройдет и четверти века со времени печатания шедевра Гутенберга, как Эрхард Ратдольт создаст в Венеции в 1476 году первый в мире полный титульный лист, в котором наличествуют уже все библиографические элементы да еще вдобавок в стихотворной форме и с красивым орнаментом»...[87] Титульный лист все виртуознее украшается гравировкой, все изысканнее пользуется «игрой шрифтов», а главное — вводит в изложение заголовка восхваления содержательности книги и престижности ее автора. Вот многострочный заголовок к популярной поэме «Рейнеке-Лис», изданной впервые в Любеке в 1498 г.: Сие есть весьма преполезная, столь же забавная, сколь и поучительная книжица, в коей обиходным, однако, любезным манером под личиною льва, медведя, лиса, волка и прочих зверей примечательно изображены и живыми красками обрисованы жизнь и суть придворного, а также всех прочих сословий не токмо в свете их добродетелей, но и более того, в свете владеющих ими пороков. Здесь отчетливы рекламные элементы: похвалы занимательности и поучительности книги, ее стремлению исправлять социальное зло. MARTINI
ii s. proft:1сЙ1< Dc laudibus Pauii, de iitcris fa cris cdifccndis.dc cloquma, dc pcrnicic fophiffices, dc facroru codicum ad Ctr.Kos cafti garionc, St lingua^ rum pernio. Epiftola erasmi ad Dorpiu Титульные листы книг, выполненные Гансом Гольбейном Младшим Ccframcr гсфг {tmiuudinutittir. ЗШгдапг?де1сггсо ЫщМЪес gm/&№k$mi3. ?mgnilgfamficgi/ fkt/wo нш&Ые&р^Шп toengcbm bee ji(«s£jcit absfth; cjKstf^xt. _ «оют sue sai2ui ut* fel ««ииитяшАи ям nss fugUMiUtc :mm еал-fm Ira-tfiisiarta. ItWHSjAtteilfi H ИйВМаЛш® .. ■ a№M naarn fjjti вйайвтап: wisiBW.bct ■ uioji 5iw fm tfammШ m : rr aiti I |>n».iintit»fuefinn;jtinni:bai * <яи«(рвв»а«'я!: framtn- ill lObttl 5Ш l№ kmЙИМНИ» №>:%fil<ijir r-.11.4i Kiimjjma UniamsaiBfi.-Kai'jatrtiaifsm «JttOi'Afcfi:!Hi£.,|:t<t(!»refe J зв.Ссвдпдпшг вдвда at) ma с. иЛ Ьи* a kit» ■>«'inii,if.KMNiE$ij. " ' ftfirtvutftm: fteoiSiHlmsim L'.4i ммюмгоддопмвдятв Sj хгаттояшуаги tows: «ligiti 1 (OIBIW i)nm»kuhi«i- ijnu' '•ЭДд «акта» bm n fauna; i< щя Чаав.бМшИм fcvwMit 1 BiMta Шйва в &жж & I ten im i Mw Мсйрдац bis»». foii it 1вН4 tminJsji foirrji "ttfm f- 4jf [pre* fill ft ивг ьч» t{ rttn ton г ШЙШ* toK f mfprttrt mini 5114 таив. f,. 'Ш Ьвщ.их км ■ ftdis tumuaa* JT£ in tlmxnkt Mi • I mat>h Ё \-l til Я®»«*••» Sainfmit юз: м mrtv. ^iffa <MM:attMKiKic<ugAii*K,щ>0!> ilbmjiitnrri.fcUituЙiu.fitmi bwtoMMtfcuJuftarc... ri.iij ч (tfiffiifcro i^niiKtsiE*
.,j «гМглайпМгэмрАт mm.. ЗготваяькЬвшпЬрвва:" : jifcx tm S№eft:n $Bitn# tan «MiiteM. ft не» s* j? rBn tom:!tlalelitrfe»!?r 1Е1Г few q.Jf C«u юла вяз. рквМша wis npt;< Mttc IflMl111t U»sAllfiJ» mm." i tot- бщшш WieiergBtjiiKt oiml aUmi u. tenss ил: йаиййв Щт jseiа- l«it 1МйГр№)Ы.&Bill! Sr. iUirti6ia:l«n!ia»i?. имя», СайтпяшН^ета! rrnjilmu цш зияя: tjrtrj.,чт)(й мая ft9«WMm ft SirJj 9 tr-jr-r |«ИйК ю» щвШ ■ 1!ш vie), км й»' вкв ИИ емпй»;ашл> щ ри. «Ьо.иттап asalia«ЬЛия к п te«irilteit»bM foSil&Lti trie 5ift«тз UCJ Цгога fu. at шии* i «мм аиН «Я m ms fia. ftmtt!*»f'ife tarn: ««•.ftiamCbmrn' <O«tu0<K i JiBiOiri tmSiM й t (1(п:,5,агп». % «тю^чаь. i Wiif 'jitrtte ner: aifet! nsnii Й rastrr us:j,fc <m>- ад (wo twtinii i)t- тицмИ я Sim • НМягвлш^оаН ем- ни ii ч:г1аЫс и fen па птш то. (■шЗгеппКзЗик r:ji: Crrfrj* я swhifeeiita«щ'-т i8i.li» ■ в а&еттмип Sanr-i,TfiirajtlBtin awtuntna tm «ж Щжя. fepe?»» й»«тоИв№п1 «Шкге <йшк;;| fmra fanmam KBisdlatgiwswtat^ Ibiiitift» fc**f psnn»Si:: aS«ti*il»»"iej- ч ruta amna*««»-v*inr ийаго Л •eniin&vimmbucimatti ijjiheifflssiio ma:k tw jo srf'WOft fifet'jrftitA»^ tea emh tm tew»: EffiSt ш!йг te.i
Фрагмент Библии Иоганна Гутенберга Конфессиональная печатная реклама На втором месте по частоте обращения к печатной рекламе в XV—XVI вв. после типографов и книготорговцев находились служители церкви. «... Уже в конце XV в. прибывающих в Рим встречали десятки брошюр с ценами на разного рода документы, составляемые папской канцелярией...».[88] Наибольшую популярность получили тиражированные документы об отпущении грехов — индульгенции. У них были рукописные предшественники и рукописные же сведения о ценах, необходимых для отпущения грехов. В рукописном варианте это имело относительно скромные размеры. Печатный станок расширил предложение подобных церковных свидетельств в сотни раз. «... Индульгенции уже расходились многотысячными тиражами, когда книги еще печатались в немногих сотнях экземпляров, а самому Гутенбергу пришлось выпустить целых два тиража индульгенций, видимо выгодно ему оплаченных, чтобы суметь закончить выпуск своей 42-строчной Библии (1454 г.)».[89] Продажа индульгенций в массовых масштабах требовала рекламы, и таковая не заставила себя ждать. До настоящего времени дошли прейскуранты на различные конфессиональные услуги. В них указывается, например, что замолить грех убийства или инцеста будет стоить 5 крупных денежных единиц (grossi), клятвопреступление на одну единицу дороже, и на две единицы дороже оценивается духовная расплата за подделку важного документа. Рождение печатных афиш Как мы знаем из рассказа Ласарильо с Тормеса, приведенном в главе 2, распространители церковных документов: индульгенций, сакральных папских булл, а также всевозможных оберегов и амулетов, разъезжали по деревням и поселкам, пользуясь подчас хитроумными рекламными трюками. С началом печатного тиражирования спрос на рекламные оттиски в этой среде оказался очень велик. Следующие по интенсивности запросы на печатную рекламу еще в догазетный период проявляли владельцы транспортных средств, гостиниц и организаторы театральных зрелищ. По их заказу типографии нередко производили два жанровых рекламных варианта: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. Нередко формат, шрифты, иллюстративные детали афиш и летучих листков XV1-XVII вв. были одинаковы. Афиша наклеивалась на стены зданий, рекламный листок ходил «из рук в руки», а также распространялся через кофейни и клубы. бгггзстг«fiw «^■tefep^^*» Шт ЫыШгхф щМг f тмк тттё^фх, $тт* «|вЛ тстт-ттё t г Ш 4&М&Ш «лмс <Ш Ьяп&т яргя «fasfcxh to» wxtep <т еШ* ibmtwrtm i \ тгтш % ^bmt тш*&* ' ЬЫё* г t еШца фт*1 **т Щф^шф. sr. Шт4Мж<&т £§m*m>.§mi «еШ щр** * (рю&ит т ftJN esrfc - ЫтмМмтшШШтж^тт*^*» ч mmnkpiXwt* ШФА (Ц&МИСМГ. $*t до* Ыт**$й
ета ъ Фщ*4. й/ i it тжтттгттш штт ' ^шагш-ы ЪфШЬ И'Ф *т4,*ткт km ттт $<&кт > «Ц «Н$к»*г*«#- ж»- гчггтг-атшг! шит Ш> ШГШЖ -Т щкш&ч М* <
to» Hfiipb Iv^MiArfNu^^tKfmwutiiA kmuilkmtuiinuwumhaic f< -..-.( „•> «ЧС-',,.. ^ btolvnixubtbubanu ««А. й.» 4 «tneWLj.X't Л, w -.Wrt.».,- f <t«T.u»Л.Л. h'-'V 4-J.-iv^t-i tlptow. V4r>;.~.j, ГЧ'.!. I'.j4Ti i' i....v., (ru a tow* UWM rtw^ txe«r. idmAtW {''.кг Mnt wmwrf v9 /
«i ite» ««ечтад ei* 1 - ^ ^ n <.. J.-,,гы ;и'чяив| 'ш. I Для портовых городов столь же «горячим» рекламным местом были стены припортовых харчевен и иных злачных мест. Исследователь европейской истории Ф. Бродель помещает в книге «Игры обмена» образен летучего листка, информирующего об отправлении из бельгийского города Остенде в испанский Кадис
IN- L ADI In ecn excraordinair wcl Ф FLU YT-SCHI P OP С A D I X
jHn la t cen icghclijck: weten.dat бии OOSTBNDB par CADIX «со Udingbc leght voor <k gmccdc macl op die Vojagie. het oatraordioair vc\ bc/.cy!r Fluyi- ' Schip gheotemt dc M*rj, over dty seken ghearrirem ran Cadije, Cartagena. Trypaly, со Trepaoa, deer voor Meeftcr bljft up Cammaodetcn den Capircyo cftc Scbipjwr Punr KctUud'p&a Amftctdam, voor. йсо met (i;n Turdtfc Рейва» do Viegbtco zyn gerrguleett tic Caorcn tot T»„ Realm de hondett guide»! weerde, do Rauwe Lyowiten юг Twee Ducatra рю Bailor van I,, tor ti. Stockeo, CO grooter met adyeoaow gdijck oock de Caere™ en a«dcr Manufaaurca, nllei due gelt ale voor de prematica: со tiito scbij» Ы ШО Codr, Weder endc wit» dieoende. xcylen op dtn it. a iMcy goet ofb gceo: die daer ia gcllma a Laden fiiileo luia addrcfjeren am ti'Heer Thorns af den bovcG - geaoemdeo Capitcyo tot GOSTENDE. ®W» jt®j'(jet ben anQtmi booas.
Почтовые станции успешно соперничали по степени популярности с припортовыми кварталами. Отсюда обычно начинались очередные гастроли передвижных цирковых трупп. Не удивительно, что в Англии королевский указ от 1563 г. предписывал: «Они (актеры) должны повесить play-bills (афиши) около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии».[91] В Нюрнбергском музее хранится одна из ранних цирковых афиш под заголовком «Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади». Далее говорится, что «оно должно состоять из следующих пунктов» и тщательно перечисляются 25 эпизодов, включенных в представление. В том числе: Она приветствует зрителя реверансами, хозяину дарит поцелуй. Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совершенно правильно отвечает. Она снимает шляпу для своего хозяина, подвешенную на высоте 10 футов и вручает ее с поклоном. Она медленно садится отдохнуть на подушку и при этом касается пола только одной ногой. Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни одной капли. А затем она демонстрирует пьяную походку. Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него. Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу. Она благодарит и расстается со зрителями. Перечисление завершается фразой: «Все эти удивительные действия можно видеть Здня — в понедельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа пополудни». [92] Вербальная часть афиши, исполненной типографским способом, предварялась гравюрой «чудесной лошади» со стреляющим пистолетом во рту. Подобное сочетание ксилографических изображений и типографски исполненных подписей характерно для западноевропейских афиш XVI—XVII вв. Обратим также внимание на утомительное перечисление подробностей рекламируемого зрелища. Такая дотошность вербального информирования сохраняется в зрелищной рекламе вплоть до второй половины XIX в. и сходит на нетлишь с появлением многокрасочных художественных плакатов.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.013 с.) |