Символизация на начальных этапах культуры и культовая протореклама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символизация на начальных этапах культуры и культовая протореклама



В функциональном обогащении роли знаковых средств эпохи па­леолита весьма существенно явление символизации. Это наделение предметов и знаков дополнительными смыслами, порой весьма далекими от их исходных значений. В первую очередь сакраль­ными (священными) смыслами. Это непосредственный результат постижения нашими далекими предками всего окружающего в двух измерениях: реальном и сверхъестественном. Как пишет из­вестный французский социопсихолог и этнограф Jl. Леви-Брюль:

Что прежде всего захватывает их (первобытных людей — Авт.) внимание и почти полностью занимает его с того момента, когда оно было чем-нибудь пробуждено, что целиком заполняет и удерживает его, — это присутствие и более или менее определенное влияние невидимых сил, действие которых они чувствуют на себе и вокруг себя2.

Невидимые силы постепенно конкретизируются в мировоз­зрении первобытных людей, они воплощаются в грозных явле­ниях природы, в особях животного мира, а затем и в изделиях рук человеческих, создающих специальные символические сакраль­ные предметы: тотемы, фетиши, чуринги, различные культовые изображения. Некоторые из них применяются узким кругом жрецов под покровом мистической тайны. Другие же, напротив, тяготеют к публичности, к постоянному их демонстрированию.

Так формируется в первобытном обиходе обширный пласт куль­товой проторекламы. В нем совмещаются процессы символизации и демонстрирования, они находят свое реальное бытование в совокуп­ности ритуалов. Первобытный ритуал — это такая демонстративная акция, которая призвана свидетельствовать о верности сообщества исконным традициям, заветам предков, его неуклонном служении невидимым высшим силам. Все это должно быть продемонстриро­вано публично, наглядно, выразительно. По словам известного оте­чественного исследователя В.Н. Топорова, ритуал —

своего рода парад всех знаковых систем (естественный язык, язык жестов, мимика, пантомима, хореография, пение, музыка, цвет, запах и т.п.), никогда и нигде более не образующих такого всеобъемлющего единства'.

Здесь осуществляется предъявление всего наилучшего, имеюще­гося в данном сообществе, почитаемым божествам. Это чрезвычайно тонко разработанная, напряженная и ответственная самопрезента­ция первобытного коллектива перед сакральностью мироздания. В го же время это укоренение в культуре процессов символизации. У философа Ямвлиха изХалкиды, жившего на рубеже III—IV в. н. э., в размышлениях о существе ритуалов отмечается:

Невыразимое изрекается в неизреченных символах, не имеющее образа со­храняется в образах, то, что превыше всякого изображения, запечатлевается в изображениях, и все свершается при помощи единой божественной причины2...

Выразительно трактуется в труде философа воздействие ри­туала на его участников:

... Многообразный обряд божественного почитания при священнодействиях одно сущее в нас или вокруг нас очищает, другое совершенствует, третье приводит к соразмерности и порядку, четвертое освобождает от принадле­жащей смертному роду ошибочности иным способом и делает все приятное для превосходящих нас3.

Татуировка как средство ' племенной самоидентифи каии и. Татуировка на лине майори

 

В опыте культуры самых различных народностей возника­ют опорные символы, не только концентрирующие внешние по отношению к людям элементы мироздания, но и вбирающие важнейшие психологические состояния самого человека. Карл Юнг назвал их архетипическими символами, возникающими в те самые далекие времена, о которых мы ведем речь. И ведем имен­но потому, что без предварительной ориентации в генезисе и сущности символа, невозможно понять и сущность проторекла- мы. Именно символы — ее основной язык, именно посредством символики осуществляется подавляющее число демонстратив­ных процессов, касающихся как отдельных индивидуумов, так и сообщества, в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.004 с.)