Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы демонстративного поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторической социологии известны различные формы демонстративного поведения, преследующего (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с материальными затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Виды демонстративного поведения обстоятельно рассмотрел американский социолог Т. Веблен в труде «Теория праздного класса», впервые опубликованном в 1899 г. Опираясь на исторические прецеденты, автор усматривает в показном расточительстве, отличавшем крупных магнатов во все времена, способ сохранения и утверждения социального престижа. Отсюда «лукулловы пиры» римского патрициата, их многочисленная клиентелла, состоящая из приближенных нахлебников, отсюда же грандиозные празднества средневековых феодалов, к которым, даже вопреки их желанию, обязывал общественный статус. На протяжении всей эволюции демонстративного расходования очевидным образом подразумевается, что для того чтобы сохранить добрую славу потребителя, его демонстративное расходование должно быть направлено на излишества. Чтобы приносить почет, оно должно быть расточительным1. Здесь в проторекламный оборот втягиваются не только символы и знаки, но непосредственное натуралистическое демонстрирование той грани власти и могущества, которая обеспечивается богатством. Редкие по выразительности картины демонстративной расточительности можно найти у римского писателя 11строния Арбитра. Описание пира у вольноотпущенника Три- малхиона стало как бы эталоном расточительности в погоне за престижем. Облик хозяина пира карикатурен: разбогатевший нувориш использует разнообразные формы демонстрации своей шачительности. На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звездочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикрепленным сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости2. Весь дальнейший пир, в описании Петрония, состоит из на- i ромождения бесконечного числа яств и такого их оформления, /h it ifii Г Теория праздного класса. М., 1984. С. 130. Ilcinpoiitiii Арбитр. Сатирикон. М., 1997. С. 49. чтобы удивить, ошеломить, ошарашить многочисленных гостей, заставить их еще долго вспоминать о роскошном застолье. Исчезли ли подобные формы рекламирования своей значительности за прошедшие со времен Древнего Рима две тысячи лет? Нет, они полностью сохранились, получив в наши дни обозначение «престижное потребление». И если в античности подобные процессы осуществлялись на уровне инстинктивного подражания, теперь они нередко целенаправленно программируются производителями новых товаров и рекламистами. Мы еще раз можем убедиться в том, что многие приемы и методы профессиональной рекламы «вырастают» из проторекламного основания. И в наше время обычные предметы повседневного обращения способны «удвоить» свое значение, обретая объемность символов. Это происходит тогда, когда предметы приобретаются ради их демонстрирования окружающим, чтобы подтвердить высокий социальный статус их хозяев. Потребительская стоимость товаров оттесняется на второй план их престижной ценностью! Новейшие нувориши, подобно Трималхиону, не способны, в подавляющем большинстве, побороть искушение и не продемонстрировать тяжелую золотую цепь на собственной шее или перстень с бриллиантом за миллион долларов. 1.7. Знаки собственности как вариант проторекдамы Демонстрирование богатства вызывает к жизни еще один вид проторекламы — знаки собственности. Как известно, имущественное расслоение — один из катализаторов распада родопле- менной общности. Символика власти была призвана крепить коллективистские узы, и, действительно, этого достигала. Собственническая символика нередко действовала в противоположном направлении. На стадии рабовладельческого общества мы находим разветвленную систему меток, подтверждающих принадлежность тому или иному хозяину вещей, орудий, домашнего скота, людей рабского состояния. Один из видов наиболее архаичных меток — клеймо, выжигавшееся раскаленным стержнем на шкуре животного, а также — нередко и на теле раба (рабыни). В последнем случае его не всегда стремились выставить напоказ. Но если раб бежал, а его ловили, расправа почти наверняка включала нанесение клейма на видном месте: на лбу, щеке, подбородке. Разумеется, знаки собственности не так уж часто связаны со столь драматичными ситуациями. Обычно это — просто систематичное маркирование вещей, принадлежащих тому или иному хозяину, его родовой эмблемой или гербом. Вслед за клеймом средством маркирования становится штамп. Он являл собой, как и ныне, вырезанное на прочном материале зеркальное изображение эмблемы, росписи или иного знака и стал первоисточником возникновения оттисков на сургуче, воске и пр., именуемых печатями. Представители двух высших сословий Древнего Рима, сенаторы и всадники, имели утвержденное законом право на личную печать. Обычно штамп для нее вправлялся в золотое кольцо и повсюду был с его владельцем. Оттисками печатей Перстень скреплялись письма, деловые документы, императора Августа правительственные распоряжения. По обычаю, после смерти владельца оригинал печати помещался в захоронение или уничтожался, чтобы избежать злоумышленных или нечаянных подделок. Древность знаков собственности зафиксирована и в российской истории. Киевские, черниговские и некоторые владимирские князья широко пользовались княжескими знаками в своем хозяйстве. Они ставились на монетах, на печатях, на особых верительных табличках, даваемых княжеским тиунам, на княжеском оружии, на пломбах княжеских товаров, шедших за границу, и т.д. Древнейшие знаки связываются с Владимиром Святославичем и его сыновьями Мстиславом и Ярославом Мудрыми1. Княжеские знаки археологи обнаруживали среди клейм гончаров на глиняной посуде из Киева, Канева, Изяславля, Белгорода, Остецкого городца и Вышгорода. К тому же на сосудах ставились и имена заказчиков. Владельческими знаками испокон помечались и различные объекты крестьянского хозяйства на Руси от домашней vi вари, скота до межевых участков, для закрепления которых in пользовалось понятие «межник». Им могли служить не- i Kojii.Ko особо расположенных камней или кол с вырезанным па нем клеймом. 1'ыо<1к(н< 1>'. Л. Ремесло//История культуры Древней Руси. M.-JL, 1948. Т. 1. | 167 169.
1Ж г^п а ш ж и ШЗ СШ Г*у ■ Ti Клейма мастеров на ториах кирпича. Смоленск. XII в. з
Знаки собственности выступают в роли проторекламы в тех случаях, когда наносятся на живые или неживые объекты с демонстративной целью. В первую очередь, для того, чтобы устрашить потенциального вора могуществом хозяина, который отыщет похитителя в любом случае, и тем предотвратить потраву. Нередко в роли удосто- верителей собственности выступали магические обозначения: знаки креста, окружности, имитации солнечного диска. Подобное маркирование как бы отдавало имущество под охрану магических сил. 1.8. Знаки авторства как вариант проторекламы Сравнительно недалеко от знаков собственности по смысловому наполнению находятся авторские сигнатуры. Это способы авторского удостоверения изготовленной продукции, которые наносились мастером на созданное им изделие. Наиболее древними носителями подобных знаков и надписей являются строительные каменные блоки, кирпичи, керамические предметы. Во многих подобных случаях проторекламные приемы начинают выполнять лоподлинно рекламные функции. Это происходит тогда, когда характер надписей обретает состязательное конкурентное содержание. Такой текст найден, к примеру, в Карнакском храме в египетских Фивах и относится к XVI в. до н. э. От имени зодчего Инени надпись гласит: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал дни потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание и грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил»[10]. Здесь самовосхвалению сопутствует рекламная «подсветка».
Еще отчетливее эти тенденции у мастеров древнегреческой керамики. На одной из краснофигурных ваз XI в. до н. э. значится: «Расписывал это Эвтимид, сын Полия, так, как еще не расписывал Эвфроний»'. Здесь отчетливо обнаруживает себя творческая конкуренция — могучий стимул совершенствования во все времена. И здесь же стремление запечатлеть достоинства своего мастерства во мнении окружающих — необходимая рекламная составляющая самоутверждения личности.
Знаки Рюриковичей на свинцовых товарных пломбах Более скромно выглядят авторские надписи российских ремесленников XII в. из Новгорода Великого. Здесь найдены два серебряных сосуда, сделанных по одному и тому же образцу. Каждый из них имеет на дне четкую надпись по определенной формуле. В первом случае надпись гласит: «Гэсподи, помозирабу твоему Флорови. Братило делал». На втором сосуде запечатлены слова: «Господи, помози рабу своему Костяньтину (так! — Авт.). Коста делал. Аминь» [11] . Демонстративность — семиотическое основание рекламнос- ти — заявляет о себе в культуре многообразными способами. Иногда тяготение к ней доставляет мастерам, даже очень именитым, большие неприятности. Плутарх рассказывает о неосторожном поступке знаменитого афинского ваятеля Фидия. Создавая статую Афины Парфенос для центрального полисного храма, вырезая на ее щите
Пример дает представление о том, что, хотя демонстративное поведение присуще представителям рода человеческого во все времена, различные эпохи ставят определенные ограничения этому стремлению. С тем, что на щите Афины был изображен правитель Перикл, граждане полиса еще мирились. А вот возведение на алтарь в столь близкое соседство с покровительницей юрода лица ремесленника, каменотеса, человека ручного, презираемого в античном мире труда, прощено не было. Акт демонстративности предполагает уважение к традициям, хотя, конечно, постоянно их размывает введением новых способов и приемов. Тем не менее, опыт Фидия нашел многократное продолжение в эпоху Возрождения. Исследователи отмечают, что в таких художественных шедеврах, как «Страшный суд» Микеланджело и «Афинская школа» Рафаэля, запечатленных на стенах Ватиканского дворца, имеются соответственно ситуации декорированные автопортреты этих художников. В эпоху Возрождения находит свое выражение еще одна грань личностной демонстративности, в полной мере донесенная до нашего времени. Это стремление заказчиков картин на сюжеты из Священной истории или тех, кто оплачивал заказ (донаторов), быть изображенными на полотне рядом с почитаемыми святыми. Первоначально включение донаторов в сюжет картины осуществлялось сдержанно. Такова «Троица» Мазаччо, заказанная четой состоятельных флорентийцев для своей церкви. Здесь донаторы — муж и жена — коленопреклоненно обрамляют сюжетный центр картины. Они отделены от главных лиц колоннами и осязаемо находятся за пределами сакрального пространства изображения'. Иное обнаруживается через столетие на картине Ганса Голь- бейна Младшего, именуемой по фамилии донатора «Мадонна бургомистра Мейера». В картине Богоматерь с Младенцем окружают шесть (!) членов мейеровского семейства. Они так тесно обступили центральных персонажей, что полностью оттеснили их от переднего плана, перехватывая на себя внимание зрителей. А сам глава семейства, отчасти благоговейно, но отчасти даже кощунственно, касается рукой покрова Мадонны.[13] Неверно думать, что нами изложены забытые ныне демостра- тивно-рекламные приемы. Отнюдь нет — ныне донаторы обыкновенно именуются спонсорами и находят способы настойчиво заявлять о себе, если не в живописных картинах, то в телевизионных «картинках». Обобщая изложенный в данной главе материал, дадим итоговое определение проторекламы. Протореклама — это демонстративный знаковый комплекс, обеспечивающий оперативную наглядную и смысловую коммуникацию и самопрезентацию действующим субъектам. Сопряжение проторекламных процессов с подлинно рекламными, плавное «перетекание» первых во вторые наиболее зримо заявляет о себе в сферах конфессиональной, социально-политической и ремесленнической деятельностей. Разумеется, это происходит только по мере достаточно отчетливого их самоопределения в общественном разделении труда и осуществляется в процессе перехода родоплеменных сообществ к государственному типу объединений, ко времени возникновения урбанистической культуры. О специфике данного этапа и его влиянии на становление рекламы речь пойдет в следующей главе. I >ЫПИЕ ВЫВОДЫ 1 Проторекламные процессы — необходимая историко-куль- турная предпосылка становления профессиональной рекламной деятельности. 2 11ротореклама базируется на знаковой функции демонстрирования и представляет из себя многообразные знаковые комплексы, наличие которых в культуре восходит к эпохе палеолита. I Демонстрационные проторекламные процессы вовлекают в свою орбиту архетипические символы, в свою очередь влияя на варианты символизации в культуре. I (реди направлений проторекламы наиболее полно в архаической культуре представлены: сакральная, престижная, ремесленническая и собственническая протореклама. I I lllll'(>ЛЫ IЫЕ ВОПРОСЫ I Как складываются демонстративные приемы применения знаковых средств? ' Какие типы знаков действуют в проторекламе? I < Нн.ясиите отличие проторекламы от профессионально сформировавшейся рекламы. I Каковы отличия символов от обычных знаков? 11.н kojii.ko широко использовались в архаичной культуре зна- I н собственности? fi 11о)1спите роль проторекламы в самоидентификации личности. I l.i юни 1С варианты проторекламы, действующие в наши дни. Реклама в античном обществе Социальные факторы
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.009 с.) |