Источники индивидуальных различий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники индивидуальных различий.



 

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой.

Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность определяется генами, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении.

Если имеется химическая разбалансировка или мутация (неполнота генов, лишний ген XYY, мутации), развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии.

Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических.

А внутри границ наследственности данного человека конечный результат зависит от среды. Вспомните понятия генотип, фенотип, норма реакции.

Таким образом, в каждом проявлении активности человека суммируется наследственное, проявленное в определенном средовом воздействии.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в данном случае, возможно, говорить об устойчивом проявлении особенностей на протяжении нескольких поколений. Естественно генетической фиксации не происходит.

Вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий.

1. Биогенетические теории - формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. Представление о том, что воспитанием можно сделать всё

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждал, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек).

Высшие психические функции, свойственны только человеку, опосредствованы предметной деятельностью. Таким образом, ребенок не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми.

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

1. Пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма).

2. Реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление – игрушки, сладости – то такая форма поведения закрепляется).

3. Активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

Вильям Штерн. Выдвинул принцип конвергенции 2 факторов, которые в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии, они пересекаются (конвергенция).

Л.С. Выготский. Поддерживал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.

Элементарные функции больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольные: память, логическое мышление, речь) – они являются продуктом культурно-исторического развития человека и наследственные задатки играют роль предпосылок. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, поэтому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется. Не просто механическое сложение двух факторов.

Петровский. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, дейст-вующие на Личность независимо друг от друга. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующая ступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его в «чистом» виде не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом

Социа́льно-экологи́ческая тео́рия описывается и развивается в книге «О экспериментальной экологии человеческого поведения» Ури Бронфенбреннера.

Бронфенбреннер предполагает, что бытие человека во многом определяется системами, в которые он включен, и характером влияния этих систем друг на друга.

Система — это сообщество общающихся и влияющих друг на друга людей. Системы 1-го уровня, в которые входит ребенок, называются микросистемами.

Межсистемное пространство Бронфенбреннер называет мезосистемой — это системы 2-го уровня. При столкновении разных систем происходит встреча различных культур, поэтому, обычно, корень проблемы видится в отсутствии гармонии между разными микросистемами. Например, семья находится в конфликте с родственниками по линии матери или родителям подростка не нравятся его товарищи во дворе. Теория утверждает, что на детское развитие, происходящее в мезосистемном пространстве, имеет огромное влияние.

По отношению к ребенку существуют системы, в которые сам ребенок не входит, но которые оказывают на него косвенное влияние. Конфликтные ситуации на работе отца и возможность его сокращения оказывают влияние на внутреннюю жизнь семьи и тем самым являются значимыми для существования ребенка. Низкие заработки в системе школьного образования влияют на работу учителей и тем самым на положение ребенка в школе. Такие системы называют экзосистемами.

Наверху системной иерархии находится макросистема — эта система описывает действующие в обществе ценности и находится вне терапевтической работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)