Проблема типологии индивидуальных различий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема типологии индивидуальных различий.



Черта личности – это склонность человека вести себя определенным образом.

Психологическая типология (от греч. týpos – отпечаток, форма, образец) – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Классификация – один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми.

Индивидуальные различия в поведении выражаются в:

- различиях в проявлении свойств темперамента;

- свойств характера;

- эмоциональных различиях;

- мотивационных различиях;

- волевых различиях;

- индивидуальности;

- в способностях;

- в интеллекте,

- стиле и эффективности деятельности;

- в использовании защитных механизмов;

- в использовании копинг-стратегий (преодолевающее поведение).

Типологические различия – отнесение к определённому типу личности.

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга.

В психологии существуют два главных направления исследования личности. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных свойств, в основе второго - определение типов личности. В первом случае личность выступает как бы вместилищем набора качеств (А.В. Петровский). Второе направление представлено работами К. Юнга, Э. Кречмера, У.Шелдона, К. Конрада, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.Ф. Лазурского, А.Е. Личко.

Согласно концепции К.К. Платонова низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента (К.К. Платонов, 1965).

В понятие «индивидуально-типологические свойства» вкладывается различное содержание. Под этим понятием физиологи имеют в виду свойства общего типа нервной системы и их соотношения, которые определяют динамику нервных процессов

Типология И.П. Павлова основывается, прежде всего, на силе нервных процессов, при этом различаются сильные и слабые типы. В результате классификация И.П. Павлова выглядит следующим образом: Слабый – меланхолик; Сильный - неуравновешенный – холерик; Сильный - уравновешенный - подвижный – сангвиник; сильный - уравновешенный - медленный – флегматик.

В 1930-х годах исследование типов нервной системы у детей продолжил Н.И. Красногорский (1953, 1958). Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, речевых реакций детей, он выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И.П. Павлова, соответствует четыре типа темперамента: сангвиник - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии; флегматик - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип; холерик - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип; меланхолик - слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

В школах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показана методологическая неприемлемость типологий, полученных при изучении условных рефлексов.

В.Д. Небылицыну принадлежит заслуга наиболее детального анализа свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных психологических различий. В.Д. Небылицын выделил восемь первичных свойств нервной системы (сила, подвижность, динамичность, лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Небылицын В.Д. (1976) определяет темперамент как «характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» и предлагает выделить три ведущих компонента темперамента: первый относится к сфере общей психической активности индивида, второй - к его моторике, а третий - эмоциональности.

Важнейшая роль принадлежит первому компоненту - психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности». «К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков».

Третьим основным компонентом темперамента, по мнению В.Д.Небылицина, является «эмоциональность», представляющая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой».

Типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)