Проблема соотношения мышления и речи. Методы диагностики речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношения мышления и речи. Методы диагностики речи.



Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс.

И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи.

1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.

Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия

Пересечение речи и мышления происходит в семантическом компоненте – понимании элементов действительности. Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом для осуществления необходимых операций; для речевого процесса – стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика речевого процесса и его основная функция – создание вербального продукта, адекватного семантическому содержанию, и его экстериоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой психический процесс, содержащий такого рода семантический компонент. Таким процессом может быть не только мышление и восприятие, но и эмоциональное переживание.

Анализ соотношения речевых и мыслительных процессов представляет речь как некую «многовалентную» сущность, что допускает ее включение в разного вида когнитивные функции. Однако свойством «многовалентное» обладает также и мышление. Мыслительные процессы возможны в вербальной форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов.

Методы диагностики речи

1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, №3, 2001(ссылка)

2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития» (ссылка)

3. Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки.

4. Нейропсихологическая диагностика речи

5. «Классическая» логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В. (ссылка)

6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

Для специалистов можно порекомендовать следующие:

Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.

Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.

Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.

Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.

Методика Эббингауза позволяет оценить стройность и продуктивность мышления.

Обследуемому предлагают заполнить пробелы в рассказе:

Стал дед очень стар. Ноги у него не..., глаза не..., уши не..., зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо.... Сын и невестка перестали его за... сажать и давали ему... за печкой. Снесли ему раз обедать в..., он хотел ее подвинуть, да уронил на..., чашка и.... Стали тут... бранить старика за то, что он им все в... портит и... бьет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.006 с.)