Индивидуальные особенности воображения. Развитие воображения в онтогенезе. Психодиагностика воображения и представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности воображения. Развитие воображения в онтогенезе. Психодиагностика воображения и представления.



Индивидуальные особенности воображения зависят от степени его развитости у конкретного человека и типу образов, которыми оно чаще всего оперируются. Особенности воображения связаны со спецификой мышления, восприятия и памяти конкретного человека. Развитие воображения осуществляется в тесном взаимодействии с развитием личности, в процессе воспитания, получения знаний и опыта, а так же в единстве с развитием памяти, воли и чувств.

В зависимости от преобладания того или иного качества у человека, можно выделить следующие:

Степень яркости и глубины образов. Яркость воображения зависит от эмоциональной сферы человека и уровня чувствительности. На высоком уровне развитости воображение у творческих людей музыкантов, художников, писателей.

Живость и сила воображения. Создание неправдоподобного и не естественного свойственное сказочникам и писателям-фантастам.

Степень правдивости и реалистичности. Фантазии в области не реальных представлений или обыденное фантазирование.

Широта воображения. Богатость содержания воображения, одновременное использование представлений с различных сфер, с будущего настоящего и прошлого.

Произвольность воображения. Использование воображения для достижения поставленного результата.

Тип сенсорности. Преобладание слуховых, зрительных или двигательных образов воображения. Принадлежность к какому либо типу воображения существенно отражается на индивидуальных и психологических особенностях личности.

Профессиональная деятельность человека. Доминирующие потребности человека и область деятельности непосредственно зависят то воображения.

Первый период

Выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет)

Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

2 этап (3 года)

Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

3 этап (4-6 лет)

Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

На сегодняшний день нет методик, диагности­рующих функциональные механизмы представления и вообра­жения. Более того, для большинства используемых методик диаг­ностики операционных механизмов не определены границы воз­растных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации учебной деятельности школьников.

Об уровне развития воображения можно судить по смене пре­обладающих его форм и продуктивности, оригиналь­ности, самостоятельности творческих процессов. О развитии пространственных представлений можно судить на основе успеваемости школьника по таким дисциплинам, как гео­графия, геометрия, черчение и др.; слуховых представлений – на уроках музыки; абстрактно-логических представлений – на уроках физики, математики и т.д. Успешность решения образных задач тоже может служить критерием развития способности воображения, об этом же говорит и склонность ученика к различного рода сочинительству и изобретательству.

Помимо методик, основанных на самонаблюдении, существуют три общих методических подхода к изучению и диагностике способностей к созданию представлений и оперированию ими:

1) оценка деятель­ности человека, связанная с анализом объективных показателей актуализации (объективации) представления;

2) тестирование, связанное с задачами мысленного манипулирования образами-представлениями;

3) саморанжирование и самооценка отдельных параметров представлений.

Для диагностики способностей воображения ис­пользуются следующие методические подходы:

1) оценка ориги­нальности традиционных видов и форм деятельности;

2) тестиро­вание, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;

3) тестирование, связан­ное с оценкой продуктивности процессов воображения;

4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, спе­цифические переживания и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.008 с.)