Тема 1. «Индивидуальные особенности личности и индивидуальный подход в воспитании» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. «Индивидуальные особенности личности и индивидуальный подход в воспитании»



Тема 1. «Индивидуальные особенности личности и индивидуальный подход в воспитании»

Цели:

· Раскрыть психолого-педагогическое содержание понятий «индивидуальность», «индивидуальный подход в воспитании»;

· Познакомиться с многообразием возрастных и индивидуальных различий детей и освоиться некоторые методы их диагностики;

· Изучить принципы,средства и методы реализации индивидуального подхода в работе классного руководителя.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь»,опорная схема «Средства и методы индивидуального подхода в воспитании», рефераты студентов.

Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Классификации индивидуальных различий детей.

2. Способы выявления индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход как педагогический принцип.

4. Средства и методы индивидуального подхода.

Темы рефератов (фиксированных докладов):

1. Возрастные особенности школьников.

2. Психофизиологические и психосоциальные различия детей школьного возраста.

3. Врожденные и приобретенные черты индивидуальности ребенка.

4. Методы изучения психологических особенностей личности школьника.

5. Сущность понятий «индивидуальность», «личность». Дискуссии в современной психологии и педагогике о соотношении понятий «личность» и «индивидуальность».

6. Сущность понятия «индивидуальный подход в воспитании».

7. Принципы реализации индивидуального подхода в работе современного классного руководителя.

8. Средства и методы осуществления индивидуального подхода в воспитательной работе.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Укажите те стороны индивидуальности, которыми воспитатель и учитель должны интересоваться прежде всего.

2. Предложите алгоритм реализации индивидуального подхода в работе классного руководителя.

 

Тема 2. «Одаренные дети»

Цели:

  • Составить представление о сущности, психологических признаках и видах одаренности у детей;
  • Познакомиться с принципами работы с одаренными детьми;
  • Изучить опыт выявления и поддержки одаренных детей.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, дидактические материалы к деловой игре «Телефон доверия» Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Виды одаренности.

2. Признаки одаренности.

3. Трудности одаренных детей.

4. Зарубежный опыт поиска и поддержки одаренных детей.

5. Принципы составления и реализации программы работы с одаренным ребенком.

Темы рефератов:

1. Феномен человеческой одаренности с педагогической точки зрения.

2. Педагогические проблемы в работе с одаренными детьми.

3. Одаренный ребенок: одиночество и трудность понимания.

4. Система выявления и поддержки одаренных детей в США.

5. Специальное образование для одаренных детей.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Нуждается ли одаренный ребенок в особом внимании и поддержке?

Деловая игра «Телефон доверия» (см. «Задания для семинаров»).

 

Тема 3. «Трудные дети»

Цели:

  • Составить представление о причинах возникновения отклонений в поведении школьников;
  • Познакомиться с принципами и способами оказания помощи трудному подростку.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, карточки с описанием проблемных задач.

Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Понятие «трудный ребенок».

2. Причины появления трудных детей.

3. Диагностика причин подростковых кризисов.

4. Педагогическая помощь кризисному подростку.

Темы рефератов:

1. Фактор семьи в формировании девиаций поведения у подростков.

2. Болезнь и двиантное поведение подростка.

3. Типы трудных подростков.

4. Принципы оказания помощи трудному подростку.

5. Программы оказания помощи трудному подростку.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные задачи (см. «Задания для семинаров»).

 

Тема 4. «Воспитание детей в семье»

Цели:

  • Уяснить значение семьи как наиболее естественной среды развития личности.
  • Охарактеризовать компоненты педагогической атмосферы семьи.
  • Проследить связь между типом семьи и индивидуальными особенностями ребенка.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, карточки с описанием проблемных ситуаций.

Продолжительность: 4 часа

План семинара:

1. Значение семейного воспитания для развития личности.

2. Педагогическая атмосфера семьи.

3. Типы семей и их влияние на развитие личности.

Темы рефератов:

1. Традиции семейного воспитания в украинской культуре.

2. Традиции семейного воспитания в крымско-татрской культуре.

3. Роль матери в воспитании.

4. Роль отца в воспитании.

5. Гиперопека и гипоопека в семейном воспитании.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные ситуации (см. «Задания для семинаров»).

 

Тема 5. «Сотрудничество учителей и родителей в учебно-воспитательном процессе»

Цели:

  • Изучить основные подходы к осуществлению взаимосвязи школы и семьи в педагогическом процессе;
  • Освоить базовые приемы планирования работы классного руководителя с родителями;
  • Овладеть основными техниками общения учителя с родителями.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, специальная литература, доклады студентов, карточки с описанием проблемных ситуаций.

Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Цели и задачи школы в ее работе с семьей.

2. Принципы общения учителя с родителями.

3. Формы организации сотрудничества учителей и родителей.

Темы рефератов:

1. Традиции участия родителей в управлении школой в США.

2. Обеспечение связи семьи и школы: возможности современных электронных технологии.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Студентам для разыгрывания предлагаются проблемные ситуации (см. «Задания для семинаров»).

 

Тема 6. «Школьные конфликты»

Цели:

  • Освоить приемы описания и анализа школьных конфликтов.
  • Научиться находить пути конструктивного разрешения школьных конфликтов.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, специальная литература, журнальные статьи, сообщения студентов.

Продолжительность: 2 часа.

План семинара:

1. Причины школьных конфликтов.

2. Типы педагогических конфликтов.

3. Техники конструктивного разрешения конфликтов (на конкретных примерах).

Темы рефератов:

Студенты получают задания на основе изучения специальной литературы и собственного опыта школьной жизни описать конкретный школьный конфликт.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Значение педагогических конфликтов для развития личности.

Основные правила конструктивного разрешения конфликтов в школе.

 

Тема 7. «Дифференцированное обучение»

Цели:

  • Познакомиться с дидактической категорией «дифференциация обучения», основными подходами к осуществлению дифференциации в современной школе;
  • Научиться определять стратегию осуществления дифференцированного обучения на разных уровнях.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, специальная литература, «Педагогический энциклопедический словарь», материалы к дебатам.

Продолжительность: 2 часа.

План семинара:

Значение термина дифференциация в дидактике.

1. Соотношение дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

2. Принципы и уровни дифференциации в современных системах обучения (сравнительные характеристики).

3. Возможности внутриклассной дифференциации. Педагогический потенциал гетерогенных и гомогенных групп.

Темы рефератов:

1. Дифференцированное обучение – приоритет школы будущего.

2. Мифы и реалии дифференцированного обучения (из опыта современной школы).

3. Дифференцированное обучение с точки зрения гуманистических принципов образования.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные вопросы к дебатам (см. «Задания для семинаров»).

Тема 1. «Индивидуальные особенности личности и индивидуальный подход в воспитании»

Цели:

· Раскрыть психолого-педагогическое содержание понятий «индивидуальность», «индивидуальный подход в воспитании»;

· Познакомиться с многообразием возрастных и индивидуальных различий детей и освоиться некоторые методы их диагностики;

· Изучить принципы,средства и методы реализации индивидуального подхода в работе классного руководителя.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь»,опорная схема «Средства и методы индивидуального подхода в воспитании», рефераты студентов.

Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Классификации индивидуальных различий детей.

2. Способы выявления индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход как педагогический принцип.

4. Средства и методы индивидуального подхода.

Темы рефератов (фиксированных докладов):

1. Возрастные особенности школьников.

2. Психофизиологические и психосоциальные различия детей школьного возраста.

3. Врожденные и приобретенные черты индивидуальности ребенка.

4. Методы изучения психологических особенностей личности школьника.

5. Сущность понятий «индивидуальность», «личность». Дискуссии в современной психологии и педагогике о соотношении понятий «личность» и «индивидуальность».

6. Сущность понятия «индивидуальный подход в воспитании».

7. Принципы реализации индивидуального подхода в работе современного классного руководителя.

8. Средства и методы осуществления индивидуального подхода в воспитательной работе.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Укажите те стороны индивидуальности, которыми воспитатель и учитель должны интересоваться прежде всего.

2. Предложите алгоритм реализации индивидуального подхода в работе классного руководителя.

 

Тема 2. «Одаренные дети»

Цели:

  • Составить представление о сущности, психологических признаках и видах одаренности у детей;
  • Познакомиться с принципами работы с одаренными детьми;
  • Изучить опыт выявления и поддержки одаренных детей.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, дидактические материалы к деловой игре «Телефон доверия» Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Виды одаренности.

2. Признаки одаренности.

3. Трудности одаренных детей.

4. Зарубежный опыт поиска и поддержки одаренных детей.

5. Принципы составления и реализации программы работы с одаренным ребенком.

Темы рефератов:

1. Феномен человеческой одаренности с педагогической точки зрения.

2. Педагогические проблемы в работе с одаренными детьми.

3. Одаренный ребенок: одиночество и трудность понимания.

4. Система выявления и поддержки одаренных детей в США.

5. Специальное образование для одаренных детей.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Нуждается ли одаренный ребенок в особом внимании и поддержке?

Деловая игра «Телефон доверия» (см. «Задания для семинаров»).

 

Тема 3. «Трудные дети»

Цели:

  • Составить представление о причинах возникновения отклонений в поведении школьников;
  • Познакомиться с принципами и способами оказания помощи трудному подростку.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, карточки с описанием проблемных задач.

Продолжительность: 2 часа

План семинара:

1. Понятие «трудный ребенок».

2. Причины появления трудных детей.

3. Диагностика причин подростковых кризисов.

4. Педагогическая помощь кризисному подростку.

Темы рефератов:

1. Фактор семьи в формировании девиаций поведения у подростков.

2. Болезнь и двиантное поведение подростка.

3. Типы трудных подростков.

4. Принципы оказания помощи трудному подростку.

5. Программы оказания помощи трудному подростку.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные задачи (см. «Задания для семинаров»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.071 с.)