Упражнение «Действия в уме». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Действия в уме».



Упражнение направлено на усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

«

Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: Пишите!

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

1 класс — «Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... пишите!..» (3)

«Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!..» (ответ: 8)

2 класс — «Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 4)

«Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!..» (ответ: 2)

3 класс — «Даны два числа: 54... и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 5)

«Даны два числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 27)

б) Тренировка распределение внимания

Упражнение 1. Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать количество ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получа­ют, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия и победители поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение 2. Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиа­скопом.

Возможны три варианта работы:

а) с таблицей №1; б) с таблицей № 2; в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1, а после перерыва в 10 минут с таблицей № 2). Время работы ограничено: с таблицей №1-3 мин, с табли­цей №2 -7 минут.

Учитель сообщает детям: «Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на ко­тором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без оши­бок». Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только коли­чество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапа­зон — от 1 до 30. В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизмен­ным — 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.

Таблица №1   Таблица №2  
       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

в) Развитие навыка переключения внимания

Упражнение 1. Одну вычеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет на­оборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" — подчеркиваем, "О"- вычеркиваем, по команде «Внимание» проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву «С» теперь вычеркиваем, а букву «О»- подчеркиваем.

Рос цветочек золотистый,

Стал он круглый и пушистый,

Внимание!

Саша дунет, засмеется,

 

Пух по ветру понесется.

Там, куда упал султанчик,

Будет новый одуванчик.

Для тренировки переключения внимания используются уп­ражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таб­лицы" (см. методика "Красно-черная таблица").

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Поря­док же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета
в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того, как у ребенка будут удовлетворительные резуль­таты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от 1 до 24, красные — от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном. Поскольку это зада­ние сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных — 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице крас­ные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастаю­щем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел — букв. Работа идет таким образом: Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее краснея цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н...

Таблица к заданию "Красно-черные пары"

З-А 11-И 4-С 6-Г 10-Б
5-М 8-Е 2-Н 9-К 4-Ф
12-Р 1-В 8-Ч 8-М 7-Н
7-Ф 5-Б 11-Л 2-Т 10-Е
9-А 3-К 1-В 6-Х 12-И

 

При успешной работе детей количество пар может быть уве­личено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черных пар чисел — букв.

Упражнение 2. Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 возрастающем порядке числа, расположенные в случайном по­рядке в 12 клетках квадрата № 1. В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

Табл.№1 Табл.№2

                 
               
               

 

Приложение 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.01 с.)