Тема 8. Тайна жизни и экосистемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Тайна жизни и экосистемы.



Оборудование. Иллюстрация различных природных объектов и бытовых предметов, механизмов. Схемы и изображения различных систем: нервной, кровеносной, водопроводной, транспортной, Солнечной и т.д.

Система очистки сточных вод

1.Решетка для механической очистки сточных вод (просветы в решетке 2 – 3см).

2. Песколовка (огромная емкость, в которой вода движется со скоростью 0,3 метра в секунду, осаждающийся на дно песок периодически убирают).

3. Отстойник глубиной 2м, где вода, практически не двигаясь, находится около 2 часов. На дно оседают мельчайшие частицы. Сверху удаляют всплывшие пятна – жиры и нефтепродукты.

4. Аэротенки – специальные камеры, в которые подаётся сжатый воздух. Он вызывает бурное перемешивание воды. Вся органика переходит в хлопья ила, затем эта смесь поступает в огромный резервуар. Здесь хлопья оседают на дно в виде частиц.

5. Добавление в воду хлорки с целью обеззараживания.

Можно ли исключить из данной системы хоть один элемент? Какие последствия это может иметь?

Коллективное размышление.

Учащиеся приводят примеры систем в природе и жизни человека, выделяют признаки каждой системы.

Можно ли природу определить как систему? (Есть компоненты, взаимодействующие между собой, выполняющие каждый свою функцию, природа обладает целостностью, единством, нет ничего лишнего, природа обладает новым качеством, отсутствующим у её компонентов).

В чем проявляется это новое качество?

- Природа обладает новым свойством – она живая.

Каковы особенности природы как системы?

- Это открытая система, т.к. в неё постоянно поступает энергия (солнечная и земных недр). Природа прошла длительный путь развития, формировалась постепенно, менялась и продолжает меняться сейчас. Природа – развивающаяся и саморегулирующаяся система.

Практическая часть.

Наблюдение за растением, которое учитель накануне посадил или за два дня вытащил из почвы и оставил без воды.

Выводы: нарушена целостность системы, которая обеспечивает жизнь растению.

Наблюдение: растительная клетка под микроскопом.

Цель. Дать представление о растительной клетке как о сложной системе, в которой каждый компонент несет определенную функцию и все компоненты связаны между собой.

Оборудование. Микроскопы, предметные стекла, срез листа растения.

Практическое задание. Понаблюдать за растительной клеткой, выделить её структурные части и сделать вывод о ней как о системе взаимодействующих компонентов. Зарисовать растительную клетку. Сделать выводы.

Коллективное размышление. Цепочки питания в экосистемах.

Естественные экосистемы: Озеро, река, залив, море, океан.

Познакомьтесь с таблицей: Значение для различных рыб тех или иных органов чувств при отыскании пищи

Название рыбы Зрение Боковая линия Обоняние Усы Губы Рот
Щука (питается днем) +++ +       +
Окунь +++ + +   + ++
Форель (питается днем) +++ + +   ++ ++
Голавль +++ + ++   + ++
Язь +++ + ++   ++ ++
Лещ (питается чаще ночью) ++   ++   ++ ++
Жерех (питается днем) +++ +     + ++
Судак (питается чаще ночью) +++ + +   + ++
Сазан ++   ++ + ++ ++
Сом (питается чаще ночью) ++ + +++ + ++ ++
Угорь ++ + +++   ++ ++
Налим (питается чаще ночью) ++ + ++ + ++ ++

Условные обозначения:

+++ основной орган, участвующий в отыскании пищи;

++ орган, всегда участвующий в отыскании пищи;

+ орган, иногда участвующий в отыскании пищи;

0 орган отсутствующий или не участвующий в отыскании пищи

Справка: Боковая линия – это канал, который тянется вдоль туловища рыбы от головы до хвоста. Боковая линия помогает рабам определять силу и направление течения, малейшие колебания воды, чувствовать движение соседа в стае, волнение на поверхности.

Для справок: Рыб по характеру питания можно разделить на 4 группы:

· рыбы, поедающие мелкие микроорганизмы на дне или вблизи его;

· рыбы, поедающие те организмы, которые обитают во взвешенном состоянии в толще воды;

· смешанное питание (кормятся как рыбы первой и второй группы);

· хищники.

Докажите, пользуясь таблицей:

1. Есть ли среди вышеперечисленных рыб хищники?

2. Есть ли среди вышеперечисленных рыб мирные рыбы?

3.Может ли повлиять дождь на питание данных рыб? Если да, то на питание каких рыб он повлияет? Какие рыбы могут полноценно кормиться в торфяных карьерах, в реках с каменистым дном, в озерах с илистым дном?

4.Какая пища (приманка) может заинтересовать данных рыб: черви, пиявки, рак и его мясо, ракушки, лягушки, слизняки, мясо, шпик, сыр, кровь животных, личинки насекомых, живцы, опарыш, хлеб, жуки, муравьи, бабочки, гусеницы, зерна, морковь, лесные ягоды? Составьте и заполните таблицу: «Питание рыб»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.169 (0.005 с.)