Подходы к организации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к организации обучения



Природная любознательность младших школьников, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового позволяют легко включить ребёнка в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения, поэтому обучение должно начинаться с умения видеть проблемы, с умения удивляться. Организовывать работу по решению проблем необходимо по законам проведения научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. В рамках исследовательского подхода по традиции, заведенной еще Д. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт и его постепенное расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связанного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования обучения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы:

Ø Анализ и установление причинно – следственных связей;

Ø Сравнение, обобщение и конкретизация;

Ø Выдвижение гипотез;

Ø Перенос знаний в новую ситуацию;

Ø Поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;

Ø Планирование исследования;

Ø Оформление результатов проведенного исследования.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской деятельности школьника. В современной теории исследовательского обучения (Дж. Шваб, П. Брандвейн, Леви) выделяется 3 уровня его реализации на практике:

1. Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти самостоятельно учащимся;

2. Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно (может быть коллективный поиск);

3. Постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и разработкой решения занимаются самостоятельно учащиеся.

Задачей учебного курса является постепенный переход к исследовательской деятельности учащихся третьего уровня.

Ожидаемые результаты

Говоря о результате, мы должны ясно понимать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И пусть ребята не делают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции и развития познавательных сил. Педагогический результат – это опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новых знаний и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Результат образовательного процесса определяется через выявление уровня сформированности исследовательского и творческого мышления учащихся.

В качестве возможных линий анализа сформированности исследовательского мышления учащегося мы выдвигаем следующие критерии:

· степень проявления поисковой активности,

· глубина, прочность овладения способами и приёмами исследовательской деятельности,

· оригинальность, правдоподобие, обоснованность и действенность выдвигаемых гипотез, их количество;

· планомерность и организованность выполняемого исследования;

· полнота и обоснованность выводов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.004 с.)