Тема 5. Как стать исследователем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Как стать исследователем.



Работа с составом слова “исследователи”, поиск однокоренных слов и корня слова. В корне слова заключена его сущность. Мы должны идти от найденных следов, быть следопытами. Что такое “след” в узком и в широком значении, в прямом и в переносном?

Проведение опыта по письменной инструкции: «Отпечатки пальцев».

Оборудование: тарелка, свеча, тальк, бумага.

Инструкция: 1.Холодную тарелку держим над пламенем свечи.

2. Тарелка покрывается копотью.

3. Соскребем черный налет с тарелки на лист вощеной бумаги или пергамент.

4. Повторим операцию несколько раз, пока не наберем достаточное количество сажи (четверть чайной ложки).

5. Смешаем сажу с равным количеством талька.

6. Теперь можно оставить отпечаток: подышим на какой – нибудь палец и прижмем его к листу белой бумаги. Пока на листе ничего не видно.

7. Далее необходимо присыпать это место черной смесью.

8. Потрясем лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был прижат палец.

9. Затем осторожно беличьей кисточкой проводим несколько раз по отпечатку. Остатки смеси ссыпаем обратно на пергамент. Если все было сделано аккуратно, на бумаге останется четкий отпечаток пальца.

Вопрос: Откуда появились отпечатки? (На коже есть обязательно немного жира. Его выделяют подкожные сальные железы. До чего бы мы не дотрагивались, на всем оставляем незаметный след. А смесь, которую мы приготовили, хорошо прилипает к жиру).

Записать свои наблюдения и сделать выводы. Объяснить наблюдения на основе теоретических знаний. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Коллективное рассуждение: Какие следы мы наблюдаем в окружающей нас жизни? Что мы исследовали в своей жизни? К каким выводам пришли?

Групповая работа: Какие проблемы нас интересуют, что мы хотели бы исследовать? Школьники в своих выступлениях обозначают проблемы, кажущиеся им самим главными в данный момент, выдвигают пути решения (гипотезы, методы). Одноклассники внимательно слушают и делятся собственными гипотезами и методами решения этих проблем. У ребят могут быть одинаковые проблемы, но разные пути их решения. Учителю необходимо заострить внимание на том, что методы решения могут быть разными, что результат исследования может не соответствовать гипотезе.

Лабораторный опыт: очистка воды от примесей.

Оборудование: у учащихся – воронка, колба, фильтровальная бумага, стакан с водой, песок, глина, мел, почва; Практическое задание: очистить воду от нерастворимых веществ. Используется отстаивание, фильтрование. Учащиеся составляют план проведения опыта и фильтруют воду. Делают выводы.

Как этот способ очистки воды можно применить в жизни? Когда? Чем можно пользоваться вместо фильтровальной бумаги?

Демонстрационный опыт: очистка воды от растворимых примесей дистилляцией. У преподавателя – штатив, спиртовка, две пробирки, пробка с газоотводной трубкой, стакан, вода, содержащая растворимые вещества (например, поваренную соль).

В каких случаях нам нужна дистилляция? Какими способами можно очистить воду? Является ли проблема очистки воды актуальной в наше время? Почему?

Домашнее задание:

· Узнать, как устроен один из фильтров для воды и какова его эффективность.

· Составить план очистки воды от мазута. Мазут – вязкая темная жидкость, полученная из нефти, нерастворимая в воде, тяжелее воды.

· Описать случай из своей жизни, анализ которого позволил придти к жизненно-важным выводам.

 

Тема 7. Химические явления.

Демонстрационные опыты: горение магния, взаимодействие меди с кислородом, железа и серы.

Оборудование. Тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая ступка, пробирка, стакан, магнит, небольшой кусочек ткани, медная проволока, тонкая пластинка магния, порошок серы (4 части), порошок железа (7 частей), нож.

- взаимодействие серы с кислородом

медь красного цвета + кислород при нагревании оксид меди черного цвета

- горение магния

магний серебристо – белого цвета + кислород при горении оксид магния белого цвета

- взаимодействие серы и железа

железо темного цвета, притягивается магнитом, тонет в воде + сера желтого цвета, не притягивается магнитом, не тонет в воде в итоге: сульфид железа черного цвета, не притягивается магнитом, тонет в воде

Учащиеся зарисовывают этапы последнего опыта:

· притяжение смеси магнитом сквозь лист бумаги;

· опускание смеси в стакан с водой;

· нагревание смеси в пробирке над пламенем спиртовки.

Демонстрационные опыт: разложение сахара при нагревании.

Оборудование. Сахар, штатив, спиртовка, пробирка, фарфоровая чашечка, лучина. Задание учащимся: наблюдать за изменением цвета и агрегатного состояния вещества; за тем, что появляется на стенках пробирки; за тем, что выходит из пробирки. Сделать выводы.

Практическое задание. Описать опыт по выявлению в яблоке железа – металла, находящегося в виде химических соединений.

Лабораторные опыты: отделение воды от масла, действие кислоты (уксуса) на мел.

Оборудование. Штатив, делительная воронка, химический стакан, подсолнечное масло, вода, кусочек мела, уксус.

Практическое задание. Спланировать, подготовить и провести опыты: отделение воды от масла, действие кислоты на мел. Записать результаты в таблицу:

Название опыта Что делали Что наблюдали Вывод
       

Практическое задание: Составить план проведения опыта «Химическая грелка». Определить цель опыта: Получение тепла при помощи химической реакции. Составление плана опыта, подготовка оборудования.

Оборудование: Банка из – под майонеза, алюминиевая проволока, медный купорос, поваренная соль, древесные опилки.

Организация опыта:

1.Вложить в банку согнутую спиралью алюминиевую проволоку.

2. Проволока должна хорошо прилегать к стенкам.

3. Приготовить смесь, которая будет вступать с алюминием в реакцию: три чайные ложки медного купороса смешать с двумя чайными ложками поваренной соли.

4. Предварительно большие крупинки необходимо растереть ложкой, иначе будущая реакция может замедлиться.

5. К смеси соли и купороса добавить 30г древесных опилок (5 столовых ложек).

6. Размешать вещества в отдельной банке и наполнить смесью банку, где находится проволока. Наполнить не до самого верха, а на 2 см ниже.

7. Вливаем в банку четверть стакана воды.

8. Лишнюю воду, которая не впиталась опилками, слить.

9. Через несколько минут грелка начнет испускать тепло.

Какие вопросы могут поставить юные исследователи, пока еще не изучавшие химию, но увидевшие этот опыт?

Демонстрационный опыт: очистка поваренной соли от примесей.

Цель: Сформировать представление об очистке твердых растворимых веществ.

Оборудование: Загрязненная поваренная соль, стакан, фильтр, воронка, стеклянная палочка, фарфоровая чашечка, спиртовка, штатив.

Учащиеся в группах по 3 – 4 человека составляют план по очистке поваренной соли от примесей. Обсуждают планы, приводят их к единству: 1. растворение загрязненной примесями соли в воде; 2. фильтрование; 3. выпаривание фильтрата. Демонстрация учителем опыта очистки поваренной соли от примесей по плану, составленному учениками.

Домашнее задание.

· Провести опыт по разложению сахара при нагревании в домашних условиях, используя сахар, ложку, газовую или электрическую горелку, лист плотной бумаги или блюдце. Сделать выводы.

· Можно ли очистить воду от растворенного в ней сахара с помощью фильтрования? Составить план по очистке воды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.236.179 (0.01 с.)