Тема 2. Методы научного познания: наблюдение, опыт, исследование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методы научного познания: наблюдение, опыт, исследование.



Проблемные вопросы: Как возникли первоначальные знания о природе? Какие способы, методы изучения природы были в древности? Какие факты говорят о том, что человек – часть природы? Продолжает ли современный человек изучать природу или он уже всё знает о ней?

Работа по группам. Ребятам предлагается набор карточек, им необходимо расположить по порядку выполнения написанные на карточках шаги исследовательской деятельности:

· Выделение проблемы

· Постановка целей и задач исследования

· Формулировка рабочей гипотезы

· Выбор метода исследования

· Подготовка оборудования

· Проведение эксперимента

· Сбор собственного экспериментального материала

· Обобщение результатов эксперимента

· Анализ и объяснение результатов

· Выводы

· Представление результатов работы

Практическая часть. «Наблюдение: на городских окраинах». Это последние улицы и дома городской застройки, а также примыкающая к ним местность. Здесь расположены пустыри, железнодорожные насыпи, заросшие пашни, земли неопределенного характера. Рядом с такими местами расположена наша школа и наши дома. Какие растения Вы наблюдали на городских окраинах? Большая часть растительности носит обобщенное название – бурьян: лопух, чертополох, клоповник…Но растут еще: ромашка, сурепка, пустырник, пастушья сумка, марь, крапива… Почему растут именно эти растения? Каковы условия для жизни растений? Сильно нарушен не только естественный растительный покров, но и верхний почвенный слой. Растения существуют на строительном мусоре, бытовых и промышленных отходах. В связи с отсутствием деревьев (вырублены) растения сильно нагреваются и иссушаются летом и перемерзают зимой. Как могут выживать растения в таких тяжелых условиях? Как может сложиться «судьба» этих участков? Можно ли выдвинуть гипотезы или материала для выдвижения гипотез для ответов на два последних вопроса не хватает? Можно ли назвать жизнь этих растений феноменом, аномалией? Русский ученый Л.Г.Раменский разделил все растения по типам жизненной стратегии на три типа: «львы», «верблюды» и «шакалы». Растения какого типа могут встречаться на городских окраинах? Чем они отличаются от других? Если бы вам на этом участке пришлось провести эксперимент, то какие измерения вы бы провели? Насколько полезны для города эти растения пустырей?

Демонстрационный опыт: Растительный насос. Как растения ухитряются без всяких насосов качать воду снизу вверх, от корней к листьям. Возьмем свежую морковку (желательно в начале урока), срежем ботву и сверху, там, где у морковки лунка, вставим стеклянную трубку. Нальем в стакан воду и поставим в нее морковку стоймя. Придумаем, как укрепить её, чтобы она не падала. До половины трубки нальем подсоленную воду и понаблюдаем, что будет дальше. А будет вот что: жидкость в трубке начнет подниматься. Если все сделать аккуратно, то вода даже может вылиться из трубки. Это морковь заставляет её двигаться вверх. Так же она ведет себя на грядке, когда её поливают водой. То же явление можно увидеть и без всякой трубки. Как это можно сделать? (Полить растение и накрыть его перевернутой банкой).

Домашнее задание:

Попробовать разобраться, как растение перекачивает воду. Для скорости будем работать с моделью растения. Моделью нам послужит сахарный сироп. В кастрюльке разогрета вода, в воду насыпано столько сахара, что он больше не растворяется. Этим сиропом мы наполняем стакан доверху и закрываем его плотно пергаментом, хорошо размоченным в воде. Обвяжем туго лист ниткой. Проследить, чтобы под листом не осталось пузырьков воздуха. Такое устройство – это увеличенная в тысячи раз модель растительной клетки. Поставим стакан в банку и нальем сверху воды, чтобы она закрыла стакан. Проследите, что произошло с листом через несколько часов?

Проверка домашнего задания. Через несколько часов листок в вашем домашнем опыте раздулся и образовал пузырь. Размоченный листок служит перегородкой. Он пропускает через себя молекулы воды, но задерживает более крупные молекулы сахара. Такие перегородки называются полупроницаемыми. Что же происходит, когда по одну сторону вода, а по другую – сироп? Молекулы воды стараются проникнуть в стакан и разбавить сахарный раствор. В результате стакан переполняется жидкостью, и листок принимает форму пузыря. Примерно то же происходит в растительных клетках, заполненных клеточным соком. В нем растворены жизненно важные для жизни растения вещества. Вода, стараясь разбавить сок, идет от корней к листьям. А излишек её испаряется через крохотные отверстия, которые есть в каждом зеленом листе. Ломтик лимона или разрезанную пополам ягоду земляники можно посыпать сахарной пудрой – сразу же начнет выделяться сок. Он проникает через перегородки в растительных клетках и разжижает раствор сахара, который образовался на поверхности лимона или земляники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.006 с.)