Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры, направленные на развитие общей произвольности⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Пуговица» Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Веселые человечки» Данная игра проходит как в лото: ведущий достает рисунок, а дети по схеме ищут его изображение. Найди отличия между картинками» Составление целой картинки из разрезанных и придумывание небольших рассказов по ней; задания типа: «найди отличия между двумя картинками» и др. Да и нет не говорить» Цель: развитие произвольного поведения, в частности произвольного речевого общения. Инструкция: «Мы с тобой будем играть в такую игру. Я тебе буду задавать вопросы, а ты – отвечать. Но ты не должен отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю тебя: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить «Да». Например, ты можешь ответить: «У меня есть игрушка». Все понятно?» Проведение: может проходить индивидуально с отдельными учениками или в парах (вопросы придумывают дети сами). Материал для индивидуальных занятий: 1. Как тебя зовут? 2. Ты мальчик или девочка? 3. Ты ходишь в детский сад? 4. Ты любишь ходить в школу? 5. Ты живешь далеко от школы? 6. Ты любишь мороженое? 7. Какого цвета бывает мороженое? 8. Ты ел черное мороженое? 9. Ты умеешь летать? 10. Твой папа / мама играют в куклы? 11. Волк боится зайца? 12.Ты любишь ходить к врачу? 13. Тебя зовут..(неверное имя)? 14. Корова умеет летать? 15 Ты сейчас спишь? и т.д. 5. «Мышата и кот» (можно использовать на уроке для укрепления дисциплины). Т.к. произвольность в 1 классе еще не достаточно развита, то это отражается и на соблюдении дисциплины. Прежде чем что-то объяснить, учителю необходимо, чтобы его слушали. Необходимо создавать игровую мотивацию, которая безболезненно позволит наладить дисциплину и включит первоклассников в процесс обучения. Например, учитель предложит поиграть в мышат и кота. Классу отводится роль мышат, которые учатся в мышиной школе, а где-то поблизости разгуливает кот, который по шуму пытается обнаружить мышиную школу, чтобы съесть мышат. Если мышата будут сидеть тихо, то он их не найдет, а если кто-то будет шуметь, то он быстро их разыщет.
6. «Угадай слово» ( способствует усвоению звукового анализа слов). Учащимся предлагается стать добрыми волшебниками и отправится в страну слов, откуда пришло письмо с просьбой выручить слова, которые заколдовал в своем замке злой колдун. Освободить слова можно только в том случае, если правильно определить звуковой состав слова. Угадывать можно только до трех раз. Если и с третьего раза слово не будет расколдовано, т. е. не будет определен звуковой состав, то оно остается в замке. Если же анализ звукового состава произведен верно, то слово может «убежать» из замка. Затем учитель описывает детям замок, в котором томятся заколдованные слова и говорит, что дорога в него сейчас свободна, т. к. злой колдун куда-то ушел. «Мы входим в первую комнату и видим в ней слова. Давайте попробуем их освободить! Только надо поторопиться, пока не вернулся колдун». Каждый ребенок поочередно расколдовывает слова, а учитель сообщает о результате: удалось или нет освободить слова. Игра должно проводиться эмоционально. Числовой ряд» К доске выходят несколько учащихся, число их зависит от длины числового ряда, который изучается. Каждый ребенок получает большую карточку с написанной на ней цифрой или числом. Затем учитель расставляет ребят в соответствии с их порядковыми номерами и просит каждого громко произнести свое число и запомнить, где он должен стоять, т. е. после какого о перед каким числом. Остальные ученики должны просчитать весь числовой ряд как в прямом, так и в обратном порядке. После этого учитель изображает ветер, ворвавшийся в окно и перемешавший порядок чисел. Учитель просит «живые числа» правильно занять свои места. 8. «Поиск клада» (игра на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля).
Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов. 1. Ориентировочно-обучающий этап. Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий. 2. Этап освоения правил. Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия. Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирующей и контрольной функций: ребенок видит перспективу освоения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры. На примере игры – «Поиск клада» 3. Этап совместных форм деятельности. Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослыми и ребенком, а затем между детьми. Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль). 4. Контрольно- итоговый этап. Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции- субъекта присвоения учебно-игрового опыта. Содержание игры: На первом этапе игры («учусь составлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения, используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребенка на положения предметов относительно себя и других точек отсчета. На втором этапе игры («учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет- «клад» и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его. На третьем этапе («учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь ребенок прячет клад, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения. На четвертом этапе («учу играть другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища. Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятать клад, рефлекс присвоения новых умений. В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.
9. «Фабрика игрушек» ( формирование приемов самоконтроля). Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей. В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится всреднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер- проверяемый) способствуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с товарища на самого себя. Детям дается задание — отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила контроля за действиями партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации. Для развития приемов самоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр. Сделай так же» Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, учитель ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например: а) квадрат из треугольников по заданному образцу
б) елочку из треугольников
в) узор из геометрических фигур
г) композицию Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец). Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дастся карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров. Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху и снизу. Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответы записывают на соответствующей ступеньке.
Число — контролер» Ученики получают карточки с примерами: 2-1= 3-1= 0+3= 9-9= 1+1= 7-7= 5-3= Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10. Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом. 13. «Нарисуй по указанию»: 1. В правом нижнем углу нарисуй два маленьких красных кружка; 2. Слева от кружков нарисуй большой синий треугольник; 3. Посередине листа нарисуй две фигуры одинаковой формы; 4. Посмотри сколько кружков на листе и в левом верхнем углу нарисуй столько же красных квадратов 14. «Точно выполни указание»: 1. Положи карандаш на тетрадь; 2. Положи тетрадь на карандаш; 3. Положи карандаш так, чтобы он был между резинкой и тетрадью; 4. Положи карандаш так, чтобы он оказался одновременно под тетрадью и резинкой; 5. Положи резинку ближе к карандашу, чем к тетради; 6. Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от резинки; 7. Положи карандаш справа от тетради и резинки.
Литература: 1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983. 2. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.146 с.) |