Из опыта работы школы-лаборатории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из опыта работы школы-лаборатории



Из опыта работы школы-лаборатории

Санкт-Петербург

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО

 

А в т о р ы: Алушина Л.Т., Васильева М.Ю., Гасникова Т.О.,

Григорьева И.В., Курицына О.В., Мельникова Л.И.,

Ни циевская С.Е., Платонова С.М.

 

П о д о б щ е й р е д а к ц и е й Платоновой С. М., канд. пед. наук, доцента кафедры теории и методики обучения и воспитания ЛГУ им. А.С. Пушкина

 

Р е ц е н з е н т ы:

доктор педагогических наук, профессор С.Г. Вершловский;

доктор психологических наук, профессор В.Л. Ситников.

 

 

Подходы к развитию мышления младших школьников: из опыта работы школы-лаборатории / Под ред. С.М. Платоновой. – СПб.: СПбАППО, 2007 – 126 с.

Книга адресована работникам школ, интересующимся проблемой развития у школьников умения учиться, наблюдать, исследовать и анализировать явления жизни и своё собственное поведение, быть мыслителями. Её авторами являются педагоги общеобразовательной средней школы №347 с углублённым изучением иностранного языка Невского административного района Санкт-Петербурга. Школа является школой-лабораторией и стремится поделиться своими первыми наработками по теме исследования «Развитие творческого мышления учащихся в образовательном пространстве школы».

Предлагаемый материал может быть полезен, прежде всего, социальным педагогам, школьным психологам, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня и учителям начальных классов, так как содержит образовательные программы и материал, который можно использовать для коррекции развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

С.М. Платонова, Л.Т. Алушина Концептуальные основы экспериментальной работы школы №347 Невского района Санкт-Петербурга по теме

«Развитие творческого мышления учащихся

в образовательном пространстве школы»………………………………..….с.4

 

Курицына О.В., Васильева М.Ю. Образовательная программа для учащихся

2 класса «Этика чувств». ……………………………………………………. 22

 

Мельникова Л.И. Образовательная программа для учащихся 4 класса «Я – исследователь»…………………………………………………………………….40

 

Григорьева И.В. Развитие исследовательского мышления четвероклассников на базовых уроках………………………………………………………………76

 

Нициевская С.Е. Преподавание ТРИЗ и использование его приёмов на уроках природоведения, географии и ОБЖ……………………………………………79

 

Гасникова Т.О. Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-2 класса «Круги внимания» с приложениями…………………………………..90

Приложение 1. Игры для развития внимания…………………………….103

Приложение 2. Игры и упражнения на развитие

произвольного внимания…………………………………109

Приложение 3. Игры, направленные на развитие

произвольной памяти……………………………………..115

Приложение 4. Игры на развитие общей произвольности……………….117

 

Концептуальные основы

Экспериментальной работы по теме

«Развитие творческого мышления учащихся

в образовательном пространстве школы»

Платонова Светлана Михайловна,

научный руководитель экспериментальной работы;

Алушина Любовь Тариеловна,

Зам. директора школы по эксперментальной работе

АКТУАЛЬНОСТЬ

Психологами зафиксировано явление снижения темпов развития современных детей, в том числе интеллектуального, вследствие влияния информационной среды, снижения активности ребёнка в различных видах деятельности (игровой, трудовой, в общении и т.д.). Значимой причиной является воздействие готового образного ряда, предлагаемого ребёнком СМИ, которое приводит к снижению воссоздающего и творческого воображения, рассогласованию работы полушарий головного мозга, поверхностности восприятия информации и т.д. Проведенный нами анализ возрастной динамики различных типов мышления учащихся убеждает в отсутствии условий для развития мышления ребёнка в современной школе, в наличии большого количества проблем: привязанность к сложившимся стереотипам, воспроизводство готовых схем, почти полное непонимание условности, конкретный характер мышления, несформированность анализа и синтеза и т.д. Таким образом, перед школой стоит задача качественного обновления организации учебного процесса, его отчетливой и последовательной ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся.

Современная психология рассматривает мышление как высшую подлинно человеческую способность. «Мышление – неразрывно связанный с речью процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т.е. опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её а нализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за её пределы» (А.В. Брушлинский).К настоящему времени создано большое количество рекомендаций по развитию различных типов мышления, но существуют они на уровне научных работ, которые в абсолютном большинстве остаются в пользовании специалистов-психологов. Мы исходим из того, что сейчас школа может и должна взять на себя часть ответственности за развитие интеллектуальных способностей детей, в частности, за развитие мышления.

Уровень, характер, способы мышления можно рассматривать как качественную ключевую характеристику развития личности. Мышление выполняет функции понимания, анализа, решения проблем и задач, является базовым процессом для познавательной деятельности, условием эффективности обучения. В то же время мышление формируется и развивается в учебно-познавательной деятельности. Это делает актуальным научную задачу поиска эффективных путей развития мышления в образовательном процессе.

Факторами, подтверждающими значимость инициативы школы для развития системы образования в Санкт-Петербурге, являются:

- неразработанность практических механизмов перестройки и функционирования образовательных систем развивающего типа в соответствии с процессами реформации системы образования в России, Государственной программой развития образования;

- распространенность в школьной практике установки на механические упражнения, на заучивание, на фрагментарное изучение материала, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого и т.д.;

- включение России в глобальное информационное пространство и компьютеризация отечественной системы образования в процессах ее модернизации порождают озабоченность обеднением духовно-эмоциональной сферы ребенка; это обстоятельство ставит перед школой задачу активного утверждения гуманитарного смысла знания, применения инновационных педагогических технологий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие интеллектуально-чувственных способностей детей, становление отчетливых критериев ценностного отношения к миру;

- потребность развивающегося демократического общества и рыночной экономики в личности креативного типа, динамичной, способной к самостоятельному мышлению и свободному выбору собственного места в системе общественного производства;

- перегруженность учебного процесса в школе и слабая межпредметная координация, которые приводят к снижению качества знаний учащихся, порождают симптомы познавательно-творческой пассивности учащихся, ведут к снижению интереса к учебной деятельности;

- поиск школами города путей реализации компетентностного подхода в обучении, обеспечивающего функциональную готовность выпускников к самостоятельной деятельности в различных сферах, в том числе, в сфере познания.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ СУТИ ИНИЦИАТИВЫ

Значимость мышления являлась первостепенной в контексте рационально-научной парадигмы, признающей ценность истины, единственно верного знания, научно-технического прогресса и приведшей к забвению религии, культуры, нравственности. Неокультуренное знание может вести ко злу. Сегодня на смену рационально-научной приходит культурологическая парадигма, признающая множественность истин, ценность диалога, значимость культуры различных этносов и народов.

Нам представляется перспективным осмысление культурологической парадигмы, но не через отрицание науки и мышления, а через реализацию дихотомического подхода, интегрирующего кажущиеся взаимоисключающими позиции. Поиск взаимосвязей между категориями “культура” и ”мышление” показал, что мышление можно рассматривать как способ мировосприятия, матрицу для анализа явлений бытия, которая имеет культурно-историческую основу, связана с возрастными особенностями учащихся. Сутью нашей педагогической инициативы является разработка и апробация поэтапного, ориентированного на возрастные особенности учащихся образовательного процесса. Этот процесс должен воспроизводить историю развития мышления и мировосприятия человека и человечества, обеспечивать погружение ребёнка в культуру исторических эпох, частью которой являлось отображение мира в сознании человека и в его творчестве, и создавать условия для целостного развития мышления учащихся. Мы исходим из идеи интеграции компонентов образовательного процесса на способе познания учащихся, имеющем культурно-историческую основу.

ЦЕЛИ

Цель экспериментальной работы:

создание условий для развития личности, обладающей культурой креативного, творческого мышления, путем конструирования целостного образовательного процесса культуротворческого типа, имеющего своей задачей воссоздать в сознании ребенка непротиворечивый и целостный образ мира. Эта цель требует междисциплинарной интеграции, ориентированной на особенности возрастного развития детей.

Образовательные задачи:

Ø развитие когнитивных способностей учащихся в контексте формирования культуры познания, культуры умственного труда, способности к самостоятельному получению, пониманию, интерпретации и практическому применению знаний;

Ø овладение учащимися различными видами творческого мышления: образным, рефлексивным, понятийным, логическим, исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, конвергентным, дивергентным;

Ø актуализация познавательной активности, устойчивых познавательных интересов в процессах развития способностей к диалоговому общению, сотрудничеству, сотворчеству.

Основные идеи программы «Развитие творческого мышления учащихся в образовательном пространстве школы»

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой её роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в её классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел своё выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека.

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сенситивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание и способы познания в наиболее благоприятный для этого период, чтобы строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития.

Современная психология рассматривает мышление как высшую подлинно человеческую способность. В развитых своих формах мышление есть творческое преобразование субъективных образов объектов в сознании человека, «их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования её новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологический словарь). Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, в том числе, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности. Мышление регулирует морально-этическую, коммуникативную, смысловую и другие составляющие поведения человека. Уровень и характер, способы мышления можно рассматривать как ключевую качественную характеристику развития личности, значение которой трудно переоценить.

Наше теоретическое исследование установило, что для понимания продукта мыслительной деятельности в психологии одним из центральных становится понятие репрезентации знаний и репрезентативных когнитивных структур. Английское слово «репрезентация» означает представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое. Т.е. речь идёт о внутренних психологических структурах, которые складываются в процессе жизни и обучения в сознании человека и в которых представлена сложившаяся у него картина мира, общества и себя самого. Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней.

Эти системы представляют собой не только системы хранения, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, схемами, сетками, планами), сквозь которые или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Чем больше развиты эти структуры, тем больше видит и понимает человек в окружающем мире, в людях, в себе. В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами и отношениями действительности, но и способы их получения, способы перехода от одних знаний к другим, от сырых чувственных данных к абстрактным и обобщённым репрезентациям. В разных ситуациях актуализируются не все возможные, но только определённые, адекватные условиям схемы.

Таким образом, целями и задачами обучения становится формирование сложных упорядоченных иерархических организованных структур репрезентации знаний, что равнозначно умственному психическому развитию учащихся или развитию мышления.

А.Богданов показал, что развитие системы представляет собой её изменение от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию как рост её организации. Умственное развитие должно подчиняться закону системной дифференциации, развития от общего к частному, от целого к частям. Развитие мышления должно проходить природосообразно, то есть, сообразуясь с порядком развития природы ребёнка, его возрастными, половыми, индивидуальными особенностями. Возможности мышления определяются, прежде всего, физиологической зрелостью мозговых структур, готовностью мозга к восприятию и переработке информации.

Исходя из этого, мы выделили этапы обучения ребёнка и тот тип мышления, которым он может овладеть на данном этапе в соответствии с положениями возрастной психологии. При этом мы опираемся, прежде всего, на 5 уровней умственного развития, выделенных И.М.Сеченовым: выделение предмета (образное) - выделение его элементов (рефлексивное) – отделение от предмета их признаков (понятийное) – мышление абстрактами или символами (абстрактное) – оперирование символами (логическое).

Дальнейшее умственное развитие мы видим в последовательном овладении исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, прогностическим видами мышления. В каждом из способов переработки и анализа информации ребёнок должен выйти на способность нестандартно творчески решать задачи и ситуации, то есть творческое мышление мы рассматриваем как высший уровень в развитии мышления любого типа.

Мышление – это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение имеют развитость языка, объём знаний, приёмы и операции мышления. Развитие человека как вида было связано с развитием его мышления. Для каждого этапа развития человечества была характерна своя репрезентация знаний и когнитивных структур, то есть своя система представлений, способов познания мира, своя картина мира. Генезис умственного развития мышления человека может быть соотнесён с процессом умственного развития ребёнка, когда овладение определённым типом мыслительной деятельности осуществляется параллельно с погружением в культуру соответствующей эпохи и её проживанием в культуротворческой деятельности. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень которой различен в разные эпохи и у разных народов.

О сновные задачи экспериментальной работы:

1. Определить условия и средства организации образовательного процесса культуротворческого типа в соответствии с сенситивными периодами становления мышления ребенка, обеспечивающего развитие продуктивного мышления на основе освоения языков и образов культуры, способность к сознательному культурному творчеству.

2. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития мышления и влияния форм научно-исследовательской работы на его развитие.

3. Разработать и апробировать эффективные технологии развития следующих видов продуктивного мышления: образного, рефлексивного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического.

4. Описать пути овладения педагогами данными технологиями и организации собственной исследовательской деятельности по развитию мышления учащихся.

Этапы и содержание работ.

I этап – поисковый (2005-2007 гг)

На данном этапе происходит практический поиск путей модернизации образовательного процесса в целях развития творческого мышления учащихся через апробацию созданных программ и проектов. Осуществляется демократизация управления, сотрудничество всех участников воспитательного процесса, создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов, для участия в совместном поиске путей инновационного развития школы.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü корректировка каждым педагогом и творческими объединениями педагогов, работающих в одной параллели, учебных предметных программ в соответствии со способами развиваемой мыследеятельности учащихся и междисциплинарным интегрирующим содержанием;

ü создание системы внутришкольного повышения педагогической квалификации, действующей на протяжении всего эксперимента;

ü разработка и частичная реализация системы воспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности, соответствующей формируемым в учебном процессе репрезентивным когнитивным структурам;

ü частичное подключение базовых предметов к процессу развития мышления и мировосприятия учащихся

ü создание исследовательской лаборатории учащихся “Учимся мыслить”;

ü разработка комплексной программы, направленной на умственное развитие учащихся в соотнесённости с историко-культурным подходом.

Ожидаемый результат:

· наличие комплексной образовательной программы, направленной на умственное развитие учащихся, соотнесённой с историко-культурным и возрастным подходом;

· удовлетворённость педагогов школы степенью реализации своих творческих способностей;

· рост квалификации педагогического состава школы в овладении технологиями развивающего обучения, развития мышления учащихся в обучении.

· овладение учащимися начальной школы образным, рефлексивным и исследовательским мышлением;

· осмысление детьми первобытной, славянской, античной, средневековой культур, их вклада в развитие человечества;

· овладение учащимися среднего звена логическим, диалоговым и критическим мышлением.

II этап – внедренческий (2007-2009 гг.)

Данный этап состоит в переходе к системной работе, упрочении и развитии качеств целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса за счёт постоянного обновления учебного материала, методов его подачи, гибкой системы учебных курсов, факультативов, воспитательной работы, соответствующих потребностям учителей и детей.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü продолжение работы по развитию мышления, внедрение научно-методических разработок и программ;

ü создание постоянно действующего механизма прогностического планирования, самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса;

ü апробация разработанных учебных программ, комплексной образовательной системы школы;

ü организация системы самодиагностики мышления учащимися;

ü диагностика трудностей, с которыми сталкивается педагог при ведении работы по развитию мышления учащихся;

ü апробация разработанных и скорректированных учебных программ, комплексной образовательной программы школы;

ü отслеживание результативности умственного развития учащихся, внесение корректив в действующие образовательные программы;

ü коррекция системы работы классных руководителей на основе интеграции с учебным блоком школы, создания в классе развивающей среды общения и включения учащихся в культуротворческую деятельность;

Ожидаемый результат:

· создание пакета методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в образовательном пространстве школы;

· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие творческого мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения.

· успешность образовательного движения школьников на каждом возрастном уровне, органичная, взаимообогащающая преемственность образовательных этапов;

· осмысление детьми роли эпох Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени в развитии культуры человечества;

· наличие целостной картины мира в сознании выпускника и его способность к самоопределению и культурному творчеству в послешкольный период;

· высокий уровень когнитивного развития ученика, владение способностью к творческому мышлению.

III этап – итоговый (2010г.)

На данном осуществляется работа по анализу и обобщению опыта работы, оформлению итоговой документации, подготовки материалов для публикации.

Основное содержание экспериментальной работы:

ü описание результатов работы как педагогической технологии умственного развития учащихся в культуротворческой деятельности;

ü анализ и обобщение полученных результатов;

ü разработка программы повышения педагогической квалификации учителей школ по овладению технологией формирования продуктивного мышления учащихся;

ü организация конференций, семинаров по распространению накопленного опыта развития мышления школьников.

Ожидаемый результат:

· создание пакета диагностической и методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в культуротворческой школе;

· результаты мониторинга по проблеме исследования;

· издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения;

· наличие комплексной образовательной программы умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;

· описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности;

· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;

· организация и проведение проблемных семинаров, практикумов по развитию продуктивного мышления учащихся.

Учитывая, что процесс воспитания осуществляется, прежде всего, личностью самого педагога, особое внимание уделяется развитию личностного и творческого потенциала, повышению педагогического мастерства, психологической подготовке педагогов. Принятие цели образовательной системы, овладение способностью к творческой реализации педагогики развития в собственной профессиональной деятельности, адекватными целям и принципам образования педагогическими технологиями — эта работа является первым и основным условием реализации разрабатываемой концепции.

Продукт, предъявляемый по окончании работ:

· диагностический и квалиметрический инструментарий различных видов продуктивного мышления;

· методические разработки технологий развития образного, рефлексивного, понятийного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического мышления учащихся;

· комплексная образовательной программа умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом;

· досуговые развивающие программы и проекты, направленные на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующие им методические материалы по возрастным ступеням обучения;

· программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся;

· публикации:

“Уроки развития мышления”;

“Учителю о мышлении”;

“Образовательные программы учебных курсов, факультативов”;

“Описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности”.

 

Таблица. Система развития продуктивного мышления в культуротворческой школе.

Кл Тип мышления Прогнозируемый результат Развивающая деятельность Базовые и специальные предметы Основное междисциплинарное интегрирующее содержание; понятия. Культурологические категории Эпохи для культуротв.деятельности Педагогические технологии
                 
  Чувственно-образное Способность эмоционально воспринять и создавать художественные образы   Восприятие художественного материала; поэтическое творчество, мифотворчество, сочинение сказок Чтение, развитие речи, природоведение, изобразительное искусство, музыка; РТВ. Коррекционная программа «Круги внимания» Миф, легенда, сказка. Мифологическое сознание, образ, образность. Чувство. Красота Первобытные культуры ТРИЗ (РТВ), В.А. Сухомлинского, А.З. Зак, А.М. Лобка
  Рефлексивное Умение проговаривать свои чувства, проблемы, стремление оценивать себя адекватно. Произвольное внимание, основы самоконтроля. Анализ успехов и затруднений, взаимооценка, групповое обсуждение, общение Математика, этика, программа «Я - в Зазеркалье»,воспитательная работа, класс-музыкальная студия Умение, условие, решение, план, настроение, эмоция, знание, успех. Неудача. План, анализ, оценка. Забота, дружба.   Славянская культура И.П. Иванова, И.Н.Семёнова, В.И.Слободчикова, французские мастерские
  Понятийное Способность понимать теоретический материал, отвлечённые логические связи; давать определения, сравнивать понятия, понимать правила и область их применения. Теоретические размышления, рассуждения Русский язык, математика, природоведение, ТРИЗ. Признак, существенный и несущественный признак, необходимый и достаточный признак. Символ. Понятие. Подведение под понятие. Знание Античная культура Г.С. Альтшуллера, С.И. Гин, А.А. Нестеренко, Н.Ф. Талызиной,
  Исследовательское Способность анализировать условия, выдвигать гипотезы, планировать и осуществлять исследование, делать выводы. Индивидуальные, групповые и коллективные исследования, лабораторные работы Естествознание, русский язык, факультатив «Я – исследователь», ТРИЗ. История открытий и изобретений. Причина, следствие, фактор, гипотеза, версия, вероятность. Стихия, энергия Возрождение Д.Дьюи, Н.И. Дереклеевой, С. Кейплан, А.И. Савенкова
  Логическое Умение сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать Сочинение загадок, ребусов, головоломок Алгебра, геометрия, факультатив «Логика» Законы, закономерности, их следствия. Аксиомы, доказательства. Истина Эпоха Просвещения: Ю.Б. Гатанова, И.В. Николаева, Ю.А. Петрова  
  Проблемное Способность формулировать вопрос, проблему, находить способ её решения Художественное творчество, художественный анализ; выдвижение и проверка гипотез Физика, литература, физическая культура. Социальная культурология. Коррекционная программа «Антиагрессия» Граница известного и неизвестного в науке. Зоны применимости законов. Толерантность. Жизнь. XIX век А.В. Брушлинского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова
  Диалоговое Умение слышать, воспринимать, находить общее в различном Общение, сопоставление различных точек зрения, научных школ; театрализация, участие в ролевых играх История, МХК, иностр. язык, ОБЖ, факультатив «Диалог», театральная мастерская. Научные школы, течения, история их отношений. Взаимопонимание. Научные взгляды представителей разных эпох. Добро, зло. XX век С.Ю. Курганова, Сократический диалог, дебаты, КСО
  Критическое Способность критиковать, сомневаться, способность к научному анализу Публичные выступления, участие в дискуссиях, дебатах Литература, философия, география, факультатив «Диалектическая логика»   Революции, перевороты в науке, их причины и следствия. Вера, доверие. Ценность. Начало XXI века Д.Халперн, ТРКМЧПЧ, интеллект-карты Т. и Б. Бьюзен  
                 
  Аналитико-синтетическое Способность расчленять целое на части, устанавливать связи между ними, вычленять структуру, воссоздавать целостный образ Разработка и защита моделей, конструирование Химия, философия, астрономия, математика Элемент, структура, система. Системообразующая связь. Генезис. Гармония История человечества УДЕ, интнгрирующее обучение
  Продуктивное Способность предложить нестандартное решение проблемы, работать на конечный результат Прогностическая деятельность, создание проектов, ведение мастерских Обществознании, физика, биология Научное прогнозирование, проект, перспектива. Созидание Будущее человечества Метод проектов, деловые игры, бригадно-лабораторный метод

Васильева Марина Юрьевна,

воспитатель группы продлённого дня;

Учитель начальных классов

Образовательная программа для учащихся 2 класса

«Этика чувств»

Пояснительная записка

Программа “Этика чувств” предлагается младшим школьникам в сложный период жизни, когда ребёнок погружен в мир ярких сильных чувств, эмоционально остро переживает отношение к себе взрослых и сверстников и не способен понять свои чувства, не умеет сдерживать их, управлять ими. Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций при общении со сверстниками. Если не сделать этого, неуправляемая стихия чувств будет долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые трудности, что может привести к пагубным последствиям для развития личности в целом.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей, что благоприятно отразится на общении с другими людьми. Предлагаемая программа направлена на решение этих задач.

Технология обучения.

На протяжении обучения дети не только знакомятся с различными эмоциональными понятиями, выполняют игровые упражнения, но и участвуют в жизненно – практической деятельности.

У читывая психологические, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их неготовность к открытому обсуждению своих проблем, в программу вводится игровой персонаж, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы. Герой рассказов – мышонок Хрустик, тоже второклассник, у которого возникали такие же проблемы в общении, в жизни, в понимании самого себя, как и у детей. Сегодня дети замыкаются в себе со своими бедами, не знают, как рассказать о том, что их тревожит, чего они боятся. В программе мы используем идею совмещения индивидуального эмоционального опыта каждого ребёнка с опытом сказочного персонажа, других людей, его одноклассников, что становится базой для формирования сопереживания, взаимопонимания, преодоления чувства одиночества.

Многие младшие школьники не уравновешенные, гиперактивные, или наоборот замкнутые, поэтому программа требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; психогимнастика; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приёмы саморегуляции;метод направленного воображения.

Отработка навыков общения на основе этических норм проходит в три этапа:

- получение информации о содержании того или иного навыка;

- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка умения);

- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Для отработки этих навыков используются такие формы работы, как проведение игр – заданий на развитие эмоциональной сферы, выполнение игровых заданий, формирующих положительный эмоциональный фон в классе, упражнения на снятие эмоционального напряжения и т.д. Важным моментом в организации педагогического процесса является создание благоприятной эмоциональной среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.085 с.)