Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеографическая классификация лексики и проблема философского языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее развитие идеи смысловой классификации лексики связано с проблемой так называемого всемирного языка. Испокон века люди не могли примириться с тем, что они говорят на разных языках. Древняя тоска людей по всеобщему языку нашла отражение в известной библейской легенде о Вавилонской башне. Одно из направлений в создании всемирного языка исходило из необходимости сконструировать искусственный философский язык17. В основании этого языка должна лежать логическая классификация всего, что может быть предметом человеческой мысли. Значительный вклад в разработку этого вопроса внес испанский философ и богослов Р. Лулль (в латинской огласовке Р. Луллий) (1235—1315). В своем основном труде «Великое искусство»18 Р. Луллий, описывая технику моделирования логических операций, предлагает оригинальную систему, состоящую из 7 концентрических кругов. Каждый крут содержит обозначение группы понятий. Так, на одном приводятся девять субстанций: бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Другой круг служит для указания на девять абсолютных предикатов: святость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава; третий дает девять относительных предикатов: святой, великий, длительный, могучий и т. п. Субстанциям противополагаются акциденции: количество, качество, отношение и др. Кроме того, элементами системы испанского философа являются понятия, отражающие различные отношения между предметами (различие, тождество, противоречие, начало, середина, конец, больше, равно, меньше) и список вопросов (ли? что? чего? почему? как велико? какого качества? и др.). При вращении кругов относительно друг друга возникают различные комбинации понятий, что дает возможность, по мнению Р. Луллия, находить истины и перечислять все предметы мысли. В начале XVII в. с обоснованием (правда, только декларативным) идеи всемирного философского языка выступает Р. Декарт, считающий, что в основе такого языка должна лежать классификация всех объектов человеческого мышления19. В 1661 г. в Лондоне выходит в свет труд Д. Дальгарно, представляющий собой систему философского языка, построенного с помощью условных обозначений категорий и соотношений посредством букв20. Всего Д. Дальгарно выделяет 17 классов, закрепляя за каждым определенную согласную букву (например, n — конкретные предметы, k — отношения и т. п.). Каждый класс разделяется на подклассы, которые в свою очередь обозначаются второй буквой, гласной (например, ka — служебные отношения, ki — партийные отношения, ku — отношения вражды). В результате подобного разбиения получаются такие, например, слова: Nyka — слон, Nykn — лошадь, Nyke — осел. Идеи Дальгарно были подхвачены, развиты и воплощены в детально разработанном научном труде епископом Джоном Уилкинсом, который в 1668 г. издает свой «Опыт о реальном выражении и философском языке»21. Все понятия, охватываемые языком, Д. Уилкинс делит на шесть типов: трансцендентальные понятия, субстанции, количества, качества, движения, отношения. Затем эти шесть типов в свою очередь подразделяются на 40 классов, каждый из которых означается определенным слогом: Вa, Ва, Be, Bi; Da, Da, De, Di; Ga, Ga, Ge, Gi; и т. п. (см. табл. 3). Присоединение к этим слогам согласных b, d, g, p, t, с, z, s, n приводит к получению определенного числа родов. Указанные согласные, будучи показателями родов, имеют строго определенные значения: b — первый род, d — второй род, g — третий род и т. п. Дальнейшая спецификация выражается снова присоединением гласных. Таким образом, если согласно таблице классификации понятий стихия на языке Уилкинса будет De, то первый род стихии — огонь, будет Deb, а первый вид огня — пламя будет Deba. Если Ti означает класс ощущаемого качества, то Tid есть второй род этого класса — цвет, a Tida — второй вид, т. е. красный цвет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.007 с.) |