Понятие правотворчества и его роль в развитии общественных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правотворчества и его роль в развитии общественных отношений



В букв.смысле правотворчество – процесс создания (творения) прав-х норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзак-х нормат-х актах.

Правотворчество представляет собой юридически оформленную особую форму или вид деятел-и по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в НПАх, а также по изменению и отмене прав-х актов.

Под правотворч-м понимается направл-я на достижение целей развития общ-ва организац-о оформленная деятел-ь гос-ва по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании обществ-х отношений и созданию в соответ-и с выявленными потребностями новых прав-х норм, замене и отмене действующих.

В первом случае понятие правотворчества связывается прежде всего с процедурно-процессуальной деятельностью различных гос-х органов.В основу второго определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие; при этом сам процесс правотворчества распадается на два этапа. 1-й предшествует началу официальной работы над законопроектом по инициативе самого правотворческого органа либо субъекта правотворческой инициативы. 2-й включает период офиц-й работы над проектом субъекта правотворческой инициативы, самого правотв-го органа либо, согласно утвержденному им плану, соответств-го гос-го, научного учреждения или общественного объединения.

Существенное различие между этапами правотворчества состоит в том, что для первого из них характерно наличие множества предварительных вариантов «решений», которые принимаются (с той или иной степенью научной обоснованности) всеми участниками создания будущей нормы, хотя ни одно из них не имеет окончательного, нормо-устанавливающего значения. Предварительные «решения» выносят субъекты правотворчества и на проектном этапе. При этом, однако, ключевая роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит соответствующему правотворческому органу, который выступает стороной в большинстве складывающихся в ходе правотворчества отношений и который в конечном счете только и имеет право принятия окончательного нормотворческого решения.

Правотворчество относится к числу юр-х категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация – необходимое условие качества и эффективности результатов правотворч-ва – законов и подзаконных актов.

В идеале перед законод-м в процессе правотв-ва всегда стоит задача максимально точного отражения в нормат-х прав-х предписаниях явлений обществ-й жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Социальная характеристика качества законов и подзак-х актов неизбежно охватывает два момента. 1, степень адекватности отражения в нормат-м правовом акте происходящих в обществе процессов. 2, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общ-ва и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Наиболее ущербны по причине несоблюдения первого из названных требований социальные характеристики качества декларативных нормативных правовых актов, в первую очередь законов. Ими, как известно, не одно десятилетие изобиловало советское законодательство. К сожалению, и ныне их число не только не сократилось, но даже возросло. Специфика всех декларативных законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены механизмом их реализации. Более того, значительная часть декларативных норм вообще не обладает регулятивными свойствами, поскольку они представляют собой лишь переложенные на язык закона политические лозунги и программы. Наряду с «нормами-целями», другая часть декларативных норм провозглашает закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая, экономическая и социальная действительность страны может в данный период представить и гарантировать. Примером может служить попытка внедрения в практику уголовного судопроизводства рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, не соответствующая ни современному состоянию криминогенной обстановки в обществе, ни экономическим возможностям страны.

В целом оценка действующего законод-ва едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Прежде всего постановка «на поток» законоподготовительных работ, когда из месяца в месяц количество принимаемых законов исчисляется десятками, не может не сказаться на их качестве, кот-е ныне в целом ниже того, что имело место в доперестроечный период. Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспробельности и научной обоснованности принимаемых НПА. Это относится как к законам в собственном смысле слова, так в еще большей степени к подзак-м актам, которые нередко расходятся даже с положениями Констит. РФ. Еще менее качественны законы и иные нормат-е акты, принимаемые на уровне суб-в РФ.

В перспективе все это чревато дальнейшим снижением эффективности нарастающей волны законов и подзак-х актов, тем более что их изобилие делает затруднительным усвоение содержащихся в них новелл не только для граждан и должностных лиц, но и для профессионалов-юристов. И это тогда, когда целый ряд подотраслей и институтов законодательства, по существу, еще не выстроен. В этих условиях неизмеримо возрастает роль юр-й науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата – фед-х и регион-х законов и подзак-х актов.

 

ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

Правотв-во –заключительная стадия правообразования, особый вид гос. деятел-ти, осуществляемый гос. органами (народом на референдуме), направленный на «перевод» на язык юр. законов, подзаконных актов, выработанных общест-м правил поведения, а затем обнародование данн. актов для сведения их исполнителей.

Характерные черты правотв-ва:

1. Представляет собой активную творческую деятельность.

2. Основная продукция – юр. нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах.

3. Важнейшее средство управления общ-ом, здесь формируется стратегия его развития, приним-я существ-е правила поведения.

4. Уровень и культура правотв-ва, а соответственно и качество принимаемых н/а – это показатель цивилиз-ти и демок-и общ-ва.

Виды правотворчества:

1. В зависимости от субъектов:

А) Принятие НПА гос.органами. Правом принятия НПА обладают: Президент РФ, Фед. Собрание, Правительство РФ, фед. министерства, представительные (законодательные) органы республик, входящих в состав РФ, краевых, областных, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия на издание НПА каждого органа определяются К. РФ и иными законами в завис-ти от места, занимаемого каждым из них в системе власти органов РФ.

ФЗ принимаются ГД, одобряются СФ, подписываются Презид. РФ и обнародуются. ГД и СФ принимают также постановления по вопросам, отнесённым к их ведению. Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесённым К. РФ к исключ. ведению фед. органов гос. власти, так и по вопросам совместн. ведения РФ и входящих в неё субъ-в. Процедура принятия нормативных актов определяется К. РФ и Регламентом палат Фед. Собрания.

Президент РФ, будучи главой гос-ва, на основе К. РФ и законов РФ издаёт указы, они м.б. нормат-ого, индивидуального и оперативного хар-ра. Правит. РФ, как высший орган исполнит. власти, правомочно решать вопросы гос-го управления, отнесённые к его ведению. Правительство РФ издаёт НПА в форме постановлений.

Фед. министерства руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Они издают норм-ые акты чаще всего в форме приказов.

В пределах. своих полномочий издают НПА также органы зак. и испол. власти субъектов РФ.

Администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издаёт так наз-е локальные норм. акты, регулир-е отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).

Б) Принятие норм. актов органами местн. самоуправления. Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представит-м органом мун-ого образов-я, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местн. значения.

Издавая норм. акты (решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местн. самоуправления обеспечивают самост. решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закреплённых за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

В) Референдум - принятие законов путём всенар.голосования. Референдум - один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов гос-ой жизни. В данном случае народ непосредственно осущест-т определенный акт законодат-й власти, принимает правотворческое решение.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юр.силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей тер. РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать своё мнение.

Г) Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания. Такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юр. сила неодинакова.

Д) Локальное правотворчество – на отдельных предприятиях.

2. В зависимости от значимости:

А) Законотворчество – правотворчество высших представительных органов в процессе которого создаются НПА высшей юр. силы – законы, принимаемые в соответствии с усложнённой процедурой;

Б) Делегированное – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего Правительства, осуществляемая по поручению Парламента по принятию нормативных актов для оперативного решения определённых проблем, входящих в компетенцию представительных органов.

В) Подзаконное – нормы принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представит-м органам.

Принципы правотворчества.

1. Демократизм – проявл.в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демокр-ого порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максим. учёт в новых нормативных решениях обще-ого мнения, потребностей соц.-экономич. развития страны и интересов различных слоев нас-я.

2. Законность – норм. акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотв. органа и соотве-ать конституции страны, её законам и иным актам вышестоящей юр. силы. В федеративном госуд-ве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в её состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотв. процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм - этот принцип предполагает направленность правотв. акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максим. полное удовлетворение её духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре создания правовых актов.

4. Научный характер – правотв-во призвано максим. соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также учёные-юристы.

5. Профессионализм - участие в разработке новых правотв. решений квалиф. специалистов соотв. отраслей общ. жизни, имеющих проф. подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скурпулёзность подготовки проектов - в правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Тех. совершенство прин. актов - предполагает широкое использование выработанных юр. наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приёмов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.149 с.)