Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы осуществления функций права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Информац-я ф-а реализации функций права сост. в том, чтобы сообщить адресатам требования гос-ва, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются гос-м возможности, объекты, средства и методы достижения общест-о полезных целей и, напротив, какие противоречат интер-м общ-а, гос-а и гр-н. Источники, из кот. граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, СМИ, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юрид. профессии, это м.б. руководители различных уровней, друзья, знакомые, родств-ки, популярная юр. литература и ряд других. Ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой. Центральное место - правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРАВА. Принципы права - исходные, опред-ие идеи, положения, установки, которые сост. нравственную и орган-ую основу возн-ия, развития и функционирования права. По сфере распр-ия выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы. Общие принципы права. Общими принципами права выст. основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее хар-ер, сод-ие, наиболее важные особ-сти и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, сод-ие и особенности права в целом как регулятора общ-ых отн-ий. Этот вид принципов распр. на все право. нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от хар-ра и специфики регулир-х отн-ий. Общие принципы права также подразд. на нормы-принципы, прямо закрепленные в закон-ве и принципы, выводимые из него. К общим относятся след.: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др. Межотраслевые принц-ы. Характ-ют наиболее существ-ые черты нескольких отраслей права. Данные отрасли явл. преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответств-ти, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику. Отраслевые принципы права. Действуют только в рамках отдельных отраслей. Отрасл. принц-ы права хар-ют наиб. существенные черты конкрет. отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Для гражд. права явл. принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необх-ти беспрепятственного осущ.гражд-их прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязат-ва или собственника источника повыш. опасности. Для земельн. права – принц. нахождения земли в гражд. обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использ-я земли и др. Для ГПП -принцип осуществ-я правосуд. только судом, сочетания единоличного и коллегиальн. начал в рассмотрении и разрешении гражд. дел, независимости судей и подчинения их только закону, национ. языка судопроизв., диспозитивности, состязательности, процесс. равноправия, устности, непрерывности суд. разб-ва. Принципы права участвуют в регулировании общ-ых отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и м.б. положены в обоснование решений по конкретному юр. делу, особ. в случаях применения аналогии права. В зависимости от типа права принципы права м.б. соответствовать рабовладел-у, феодальному, капиталист-у и социалист-у правам, праву национальных правовых систем и правовых семей. В зависимости от своего характера - соц.-экономические, политич-е, идеолог-е, этические, религиозные и специально-юрид-е: 1. Соц. свобода – предоставление свободы в выборе форм трудовой деятель-и, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными соц. услугами гос-ва и частных лиц. Соц. свобода подразумевает свободное распоряжение своими трудо-и доходами, участие в распределении общих соц-х благ, обладание правом на свою долю совокупно произведённого продукта, защищённость от безработицы и др. соц. конфликтов. 2. Справедлив-ь – соотв-е между ролью лица в общ-е и его соц.-правовым положением; соразмерность м/у деянием и воздаянием. 3. Юридическое равенство граждан перед законом и судом. 4. Гуманизм – Констит. и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы чел-ка и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. 5. Демократизм – в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представит-го и непосредств-го народовластия, с помощью кот. граждане могут участвовать в управлении гос. и обществ-ми делами, защищать права и свободы. 6. Единство прав и обязанностей, т.е. прав не может быть без обязанностей и наоборот. 7. Федерализм – существование 2-х систем законодательства: общефедер-й и региональной, существ-е чёткого разграничения полномочий и предметов ведения м уфедерацией и её субъ-и. 8. Ответственность за вину, т.е. если в деянии лица отсутствует вина, то к нему не м.б. применены меры юр. ответственности. 9. Законность. В зависимости от характера нормативного источника: констит-е и отраслевые и от субъекта регулирования: судоустройственные (организационные) и процесс-е (функциональные) и др. 1)принципы международного права -принцип гос. суверенитета, нерушимости границ, принцип неприкосновенности и неотчуждаемости основных прав человека, в документах ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты и т.д. 2)общеправовые принципы -распространяются на все отрасли права, относятся к праву в целом и выступают его первоосновой (закрепляются в Конституции и основополагающих законах). 3) межотраслевые принципы, распространяются на одну отрасль права (принцип состязательности в угол.-проц., гражд. пр.). 4)отраслевые принципы, распр. на одну отрасль права (принцип единства фин. политики и ден. системы в финансовом праве, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда в трудовом праве и др.) Обычно фмксируются в одной из первых статей соотв. Кодекса (ГР., Уг., Сем., Труд.). 5)принц. инстит-в права - на один институт конкретной отрасли права (принц. приоритета наследников пред. очереди перед наслед-ми послед. очередей в инст. наслед-я по завещ-ю (гр. право).
ПРАВОВАЯ НОРМА. Правовая норма -это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся гос-м регулятором общественных отношений. Общие признаки: 1. прав. нормы призваны регулировать поведение людей. Прав. норма представляет собой правило поведения, модель пов-я человека в опред. ситуации. Как только возникает описанная нормой ситуация, перед чел-м не встает выбор, как ему поступить. 2. регул-т повед. в отнош-х с др. людьми.,несоц. нормы, устанавл-е прав-а обращ-я с техн-й, предм. природы, орудиями труда. 3. нормы права имеют общий хар-р, т.е. распространяются не на какого-то конкрент. чел-ка, а на целую категорию людей, заранее точно не определ-х. Регулируют поведение всех людей либо отдельных их групп, например пенсионеров, работников, лиц, проживающих на Крайнем Севере, родителей и детей, мужей и жен и т. п. Неконкретность адресата ее отличает (от суд.решения). 4. правовые нормы рассчитаны на многократное применение. Урегулировав одну ситуацию, норма права не прекращает своего существования, а начинает действовать вновь, как только возникнет аналогичная ситуация. В самом деле, сам термин «норма» предполагает определенную повторяемость. 5. правовые нормы отличает типичность, т. е. они регулируют поведение, часто встречающееся, распространенное, массовое (использование труда, выплата заработной платы, заключение договоров, неисполнение обязательств). Специфические признаки. Нормы права отражают наиб. важные, имеющие ценность для общества, соц. группы или личности обществ-е отношения. Напр., такие виды поведения, как установление режима дня, межличностные отношения в семье, использование з/пл (стипендии) и тому подобные виды поведения, не столь важные, правовыми нормами не рег-ся. В этих ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и др. соц. нормы. Такие вопросы, как форма правл-я и устройство гос-го аппарата, преступления и наказания, основы имуществ. отнош-й, будучи чрезвыч. значимыми для общества, не могут не регулироваться с помощью прав. норм. Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, закреплены (отражены) в наиболее значимых в юридическом отношении нормат.-прав. актах — Констит. РФ, иных законах (формирование парлам-а, выборы през-а, налоги, ответственность за преступления), менее важные — в нормативных актах, имеющих меньшую юр. силу, постановлениях правительства, инструкциях министерств (порядок взимания налогов, оплата проезда в транспорте, получение визы, обмен валюты). Обязательны для исполнения не только законодат-е нормы, но и нормы корпоратив-е, т. е. нормы, устанавл-е организациями. Их исполнение отслеживает коллектив либо его органы управления. Договорным нормам присуща обязат-ь. Их неукоснительно должны выполнять не только стороны, заключ.д-р. Суд, рассматривающий договорный спор, также обязан руководствоваться догов-и условиями, исходить из них и рассматривать как данность. Степень обязательности норм м.б. различной. Общеобязательность следует признать лишь за Констит. и Декларацией прав чел-ка. Другие нормы такой общей обязательности, строго говоря, не достигают, напр., законы о выборах, о референдуме адресуются взрослым членам общества, воинские законы — тем, кто является военнообязанным, налоговые законы — тем, кто получает доход, законы о труде — тем, кто работает, и т.д. Обязател-ь норм пр.- они обеспеч-ся силой гос-го принуждения. Общ-во возлагает защиту юр. норм на гос-во. Оно,применяя меры юр. ответств-и в случае их нарушения,восстанавливает дисбаланс в общ-ве. Реакция гос-ва м.б. различной: жесткой, если наруш-ы основн.устои общ-ва (лиш.своб.,штрафы, освобожд. от должн.), и слабой, если правон-е не столь общ-но опасно(выговор,предуп-е).
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ. Структура пр.н. - понимается внутреннее строение нормы - ее основные части, их взаиморасполож-е и взаимосвязь. Норма права, как и любая соц. норма, конструируется по модели условного предложения: "если..., то..., иначе...". Элементы правовой нормы сост-ют ее логическую структуру. Это основывается на взаимосвязи и системности, являющ-ся одним из основн. качеств права. Структура логической нормы. Выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, кот. в своем единстве обеспечивают гос.-властное регулирование обществ-х отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть "автономным", относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.012 с.) |