Принципы организации и деятел-и гос-го аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятел-и гос-го аппарата.



Механизм государства – это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией “государственный аппарат“. Последнее принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие гос-го аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин “государственный аппарат “ в науке административного права.

В ТГП понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своём широком значении, то есть как адекватной категории механизма государства.

Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности гос-го аппарата конкретного гос-ва находят закрепление в конституции и его соответств-х законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным системам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.

1. Принцип народовластия проявляется в демократ-й организации гос-ва, республик-й форме правления, при кот-х носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – многонациональный народ. Народ осуществ-т свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (напр-; выборы презид. и представ-х орг-в гос-й вл-и) или через орг-ы местного самоупр-я.

2. Принцип гуманизма в формировании и деятел-и механизма РФ основывается на том понимании, что оно – соц-е гос-во, политика кот-о направлена на удовлетворение духовн. и материальн. потребн-й личности, обеспеч-е благосост-я чел-ка и об-ва.

Констит. РФ в ст. 2 впервые в основах констит-го строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.“ Это констит-е требование обращено ко всем без исключения органам гос-ва, к каждому государств-у служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и гос-ва.

3. Принцип разделения властей. Разделение властей заключается не просто в специализации органов гос-ва, в разделении их на законодат-е, исполнит-е и суд-е, каждый из кот-х осуществляет соответств-й вид деятел-ти. Но оно и предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, кот-е выражаются в так называемой системе сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-л. одной власти, не допустить захвата кем-л. власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данн. принцип представляет собой системообразующий фактор механизма современного Росс.о гос-ва. Согласно статье 10 Констит. РФ “гос-я власть в РФ осуществ-ся на основе разделения на законод-ю, исполнит-ю, суд-ю. Органы законод-й, исполн-й и суд-й власти самостоятельны”.

4. Принцип федерализма - РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города фед-го значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с фед-ми органами власти субъекты РФ равноправны между собой. Согласно п.3 ст. 11 Констит. РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос-ой власти РФ и органами гос-ой власти её субъектов осуществляется Констит-й, федер-ми и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в п. 2 ст. 77 Констит., в пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения РФ и её субъектов, фед-е органы исполнит-й власти и органы исполнит-й власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

5. Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно п.2 ст. 15 Констит. РФ, органы гос-й власти и должн-е лица, равно как и органы местного самоуправ-я, граж-е и их объединения, обязаны соблюдать Констит. и законы России. Применительно к организации и деятельности механизма РФ данн. принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие констит-о закрепл-х прав и свобод чел-ка и гражд-а; осуществ-е всех властных гос-х функций исключительно на основе законов и соответств-х им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов госу-ва и гос-х служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершённые преступления и иные правонарушения.

6. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, кот-й предполагает соответств-е обязанности гос-х служащих признавать, соблюдать и защищать их. Это вытекает из ст.2 Конституции РФ, закрепляющей положение, согласно которому” человек, его права и свободы являются высшей ценностью“.

7. Принцип гласности, кот-й обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных гос-х органов, гарантирует “прозрачность“ процесса функционирования чиновников. В ч. 4 ст. 29 Констит. РФ, где установлено, что ”каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих гос-ю тайну, определяется федеральным законом“. Информация – это власть. Не зря средства массовой информации называют четвёртой властью. Тайна, закрытость деятельности гос-го аппарата, наличие цензуры противопоказаны правовому гос-ву. Этот принцип закреплён и в законах о печати, средствах массовой информации. Вместе с тем законодательство России в этой сфере нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Ряд законов ограничивает принцип гласности, оперируя понятиями гос-ой, служебной, следственной, коммерческой, банковской, налоговой тайны.

8. Принцип профессионализма, который создаёт благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.

9. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата.

10. Принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

11. Принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Перечисленные принципы формирования и деятельности госуд-го механизма как системы гос-х органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму гос-ва необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. Учёт принципов позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведёт к его демократизации и совершенству.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.)