Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие периодизации и типологии государства и права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа призн-в. Типология гос-ва- его классификация, предназн. для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на группы, кот. дали бы возможн-ь раскрыть их соц. сущность. Типология гос-ва проводится с позиции двух подходов. Формационный - в работах Маркса, Энгельса, Ленина. Формация – опред. тип общ-ва, основан. на том или ином способе производства. Этот тип общ-ва определ. производств-ми отношениями (базисом). Надстройка (культура, наука, религия, гос-во, право и т.д.) является вторичной, производной от базиса (каков тип экономики, таково и гос-во). При этом гос-во является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело опред-ся базисом. Рабовладельческое гос-во - орудие поддержания власти рабовладельцев над раб-и, кот. были собствен-ю свободных граждан. Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Буржуазное (капитал.) гос-во - диктатуру буржуазии, в кот. сословное неравенство заменяется соц-м. Рабочий юр-ки свободен, но, лишенный средств произв-ва, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит - стадии развития: капиталист-е, монополистич-е, индустриальное., постиндуст. Социалистическое гос-во - как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общественной собств-и на средства производства и имеющее широкую соц-ю базу. Первые три типа – родов. понятие - "эксплуататорское гос-во". Социал-е гос-во - антиэксплуататорское – счит.полугос-м или "гос-вом не в собствен.смысле слова". Это истор-и последний тип гос-ва, кот.постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бескласс. коммунист. общ-ва. Достоинства: 1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе соц.-эконом-х факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Смена одного типа другим. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религ-е, нац-е, культ-е и т.п.), кот. подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культ-е, религ-е, национ-е, психол-е и пр. А. Тойнби (XX в.),П. Сорокин,XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и др. А. Тойнби - цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающ-ся общностью религ-х, этнических, географических и др. признаков. Выделяют следующ. цивилизации: египет-ю, китайск., западн., православн., арабск., мексик., иранскую и т.п. Кажд. Цивил-я придает устойчивую общность всем гос-м, сущ-м в ее рамках. Цивилиз. подх.обосновывается идеей единства, целостности соврем. мира, приоритетом идеально-дух-х факторов. А. Тойнби-теория круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) происходят не в рамках мирового обществ-го процесса, а внутри отдельной цивилизации. Этапы цивилизации. а) локальные цивилизации, существ-е в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включ. достижения человеч-й духовности, создан. на протяжении всей истории мировой цивилизации. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности гос-ва); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, кот. хар-т именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология гос-в. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое кол-во идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Гос-во - только политич. часть общ-ва, кот. имеет свою природу и хар-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. Переходные гос-ва. Признавали основоположн-и маркс. учения, когда "гос-я вл-ь на время получает известн. самостоят-ь по отнош. к обоим классам" – экономич-и господств-у и эксплуат-м. Демократич. и недем., гос-ва запад-й и восточной цивилизации. По их отношению к религии: В светском гос-ве все виды религ. орган-й отделены от гос-ва, они не вправе выполнять ни полит., ни юр. функции, не могут вмешиваться в дела гос-ва, РФ. Клерикальным считается гос-во, где та или иная религия офиц. имеет статус гос-й и занимает привилегир. положение по сравнению с др. конфессиями, Великобр-я, Норвегия, Швеция. Для теократических: гос. власть принадл. церкви, кот. имеет статус гос-й религии; религ. нормы сост. основн. источник законод-ва и регул-т все сферы частной и публичной жизни; глава гос-ва одноврем. явл-ся высшим религ- деятелем, Ватикан, Иран. В атеистических -религ. организ. преследуются властями. Церковь лишается своей эконом.основы – собств-ти; религ. орган. либо запрещ., либо наход. под жестким контролем гос-ва – СССР.
ВОПРОС 14 Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.007 с.) |