Понятие периодизации и типологии государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие периодизации и типологии государства и права.



Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа призн-в. Типология гос-ва- его классификация, предназн. для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на группы, кот. дали бы возможн-ь раскрыть их соц. сущность.

Типология гос-ва проводится с позиции двух подходов.

Формационный - в работах Маркса, Энгельса, Ленина. Формация – опред. тип общ-ва, основан. на том или ином способе производства. Этот тип общ-ва определ. производств-ми отношениями (базисом). Надстройка (культура, наука, религия, гос-во, право и т.д.) является вторичной, производной от базиса (каков тип экономики, таково и гос-во). При этом гос-во является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело опред-ся базисом.

Рабовладельческое гос-во - орудие поддержания власти рабовладельцев над раб-и, кот. были собствен-ю свободных граждан.

Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян.

Буржуазное (капитал.) гос-во - диктатуру буржуазии, в кот. сословное неравенство заменяется соц-м. Рабочий юр-ки свободен, но, лишенный средств произв-ва, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит - стадии развития: капиталист-е, монополистич-е, индустриальное., постиндуст.

Социалистическое гос-во - как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общественной собств-и на средства производства и имеющее широкую соц-ю базу.

Первые три типа – родов. понятие - "эксплуататорское гос-во".

Социал-е гос-во - антиэксплуататорское – счит.полугос-м или "гос-вом не в собствен.смысле слова". Это истор-и последний тип гос-ва, кот.постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бескласс. коммунист. общ-ва.

Достоинства: 1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе соц.-эконом-х факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Смена одного типа другим. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религ-е, нац-е, культ-е и т.п.), кот. подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культ-е, религ-е, национ-е, психол-е и пр. А. Тойнби (XX в.),П. Сорокин,XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и др. А. Тойнби - цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающ-ся общностью религ-х, этнических, географических и др. признаков. Выделяют следующ. цивилизации: египет-ю, китайск., западн., православн., арабск., мексик., иранскую и т.п.

Кажд. Цивил-я придает устойчивую общность всем гос-м, сущ-м в ее рамках. Цивилиз. подх.обосновывается идеей единства, целостности соврем. мира, приоритетом идеально-дух-х факторов.

А. Тойнби-теория круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) происходят не в рамках мирового обществ-го процесса, а внутри отдельной цивилизации.

Этапы цивилизации.

а) локальные цивилизации, существ-е в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включ. достижения человеч-й духовности, создан. на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности гос-ва);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, кот. хар-т именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология гос-в.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое кол-во идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Гос-во - только политич. часть общ-ва, кот. имеет свою природу и хар-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Переходные гос-ва. Признавали основоположн-и маркс. учения, когда "гос-я вл-ь на время получает известн. самостоят-ь по отнош. к обоим классам" – экономич-и господств-у и эксплуат-м.

Демократич. и недем., гос-ва запад-й и восточной цивилизации.

По их отношению к религии: В светском гос-ве все виды религ. орган-й отделены от гос-ва, они не вправе выполнять ни полит., ни юр. функции, не могут вмешиваться в дела гос-ва, РФ.

Клерикальным считается гос-во, где та или иная религия офиц. имеет статус гос-й и занимает привилегир. положение по сравнению с др. конфессиями, Великобр-я, Норвегия, Швеция.

Для теократических: гос. власть принадл. церкви, кот. имеет статус гос-й религии; религ. нормы сост. основн. источник законод-ва и регул-т все сферы частной и публичной жизни; глава гос-ва одноврем. явл-ся высшим религ- деятелем, Ватикан, Иран.

В атеистических -религ. организ. преследуются властями. Церковь лишается своей эконом.основы – собств-ти; религ. орган. либо запрещ., либо наход. под жестким контролем гос-ва – СССР.

 

ВОПРОС 14

Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.

Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.)