Классификация правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правовых норм.



Классификация правовых норм позволяет:

1.определить место каждого вида юр. норм в системе действующего в гос-ве права; 2.лучше уяснить функции прав-х норм и их роль в механизме прав-го регулир-я; 3.точнее определить пределы и возможн-и регулир-го воздействия права на обществ-е отнош-я, пути повышения эффектив-и правовых норм; 4. совершен-ь правотворч-ю и правоприменит-ю деятельность гос. органов.

По функциональной роли:

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия.

- нормы начала -конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и гос-го строя, взаимоотношений гос-ва и личности, прав и свобод граждан;

- нормы-принципы -выражают принципы права;

- определительно-установочные нормы-формулируют цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования;

- н-ы-дефиниции -содержат определ-я прав-х понятий и катег-й.

- нормы-правила поведения.

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регул-т какой либо определенный вид родовых общ-х отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий. Специализ-е нормы детализируют общие, корректируют времен-е и пространств-е условия их реализации, способы прав-го воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юр. нормы подразделяются на нормы гос-го (конституционного), админ., финанс., земел. права и иных отраслей.

Отраслевые нормы делятся на:

- материальные - отвечают на вопрос «что регул-ют н-ы права»;

- процессуальные -«как?».

По методу правового регулирования нормы права классиф:

По юр. силе, т.е. зависимости от субъекта правотворчества:

Федеральные законодательные нормы -подразделяются на нормы содержащиеся: в КРФ,ФКЗ,ФЗ;

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в констит-х и уставах, законах субъектов РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделенные на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Прав. РФ, приказах и инструкциях фед. министерств.

По сфере действия юр. нормы разграничиваются на:

Нормы общего действия не предусматривают спец. условий и каких-л. ограничений их действия - федеральные правовые нормы: исходные, констит. и др. нормы, выражен-е в нормативных актах фед. органов законод. и исполнительной власти РФ.

Нормы ограниченного действия -это общие предписания, пределы реализации кот-х связыв-ся с определен-ми пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами.

Локальные нормы -действуют в пределах отдельной гос-ой, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива.

По социальному назначению и роли в правовой системе:

1.Учредительные – отражают исходные начала прав-го положения чел-ка, пределов действия гос-ва, закреп-т права, свободы и обязан-и гр-н (констит. нормы, и в основах законод-ва, кодексах).

2.Регулятивные – направлены на регул-е фактических отношений, возник-х между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Различают:

- управомочивающие (предоставляют право на совершение положительных действий);

- обязывающие (обязывают к совершению определенных положительных действий);

- запрещающие (запрещают совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

3.Охранительные – фиксируют меры гос-го принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Также определяют условия и порядок освобождения от наказания.

4.Обеспечительные – содержат предписания, гарант-е осущ-е субъект-х прав и обязанностей в процессе прав-го регулирования.

5.Декларативные – включают положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществ-х отношений, содержат нормативные объявления.

6.Дефинитивные –формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятие преступления в Уг.зак-ве).

7.Оперативные – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия.

8.Коллизионные – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

По предмету правового регулирования - нормы констит-о, гражд., уг., админ., труд. и ин. отр-й права. Подразделяться на материальные (правила поведения суб-в) и процессуальные (содержат предписания, устанав-е процедуру примен-я этих правил).

По методу правового регулирования:

1. Императивные нормы имеют строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении (нормы административного права).

2. Диспозитивные - имеют автономный характер, позволяющий сторонам самим договориться по вопросам объема, процесса реализации прав и обязанностей (в гражд.-правовых отношениях).

3. Рекомендательные - адресуются негос-м предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Позитивные, поощрительные и наказательные.

По времени: постоянные и временные.

По кругу лиц: распростр-ся на всех, кто подпадает под их действие, либо на четко обозначен-ю группу субъектов (военносл-е).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.007 с.)