По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм.



С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы: 1) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализация в конкретных правоотн-х конкретных правовых норм.

По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий лица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение.

П рименение права - комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Сущность реализации права с субъективной стороны состоит в повиновении адресата норм права их требованиям. Если он решительно отказывается повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в его поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

Два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений — это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ.

В прав-м гос-ве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» прав-х предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие гос-й воли с волей субъектов реализации права. При таком условии глобальная перспектива видится в постепенном отпадении необходимости специализиров-го гос-го принуждения. Само содержание права должно обусловливать добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя принимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда гос-в получили распространение гипертрофированные методы командно-волевого, администр-го нажима, собственно принудительные и даже репрессивные методы.

Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко — за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Госу-во не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более, не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются челов-е силы. В качестве определенной компенсации гос-во обещает какие-то блага. Исполн-е обязан-й под угрозой возможно, но оно не будет качеств-м. Какой-то круг людей в обществе исполняет юр-е обязанности по внутр-му убеждению, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это м.б. лишение свободы, штраф, исправит-е работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политич-е (напр., средства партийного воздействия) и идеологич-е (пропаганда, убеждение, воспитание) методы. Несмотря на департизацию гос-о аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юр-х обязанностей гос-во платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисципл-х взысканий, вплоть до увольнения с должности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.014 с.)