Понятие, объект и предмет теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, объект и предмет теории государства и права



Понятие, объект и предмет теории государства и права

ТГП — наука и учебная дисциплина, изучающая право и государство. Это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Объект науки – совокупность исследуемых явлений. Бывают естественные, изучающие природные явления – астрономия, биология, химия и гуманитарные, изучающие явления социальной жизни (история, философия, политология).

Предмет -теория государства и права изучает закономерности и случайности государственно-правовой действительности.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития гос-ва и права.

Содержание и структура науки ТГП.

Структура дисциплины ТГП:

1. Вводный раздел – общая характеристика ТГП как науки и учебной дисциплины, изучаются предпосылки происхождения и развития государства и права, основные теории их происхождения.

2. Общая теория государства – основные теоретические понятия, характеризующие государство.

3. Общая теория права – рассматриваются наиболее важные категории в правовой сфере.

ТГП изучается по определённой логически последовательной системе, отражающей объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение начинается с уяснения соотношения общ-ва и государства, закономерностей происхождения государства, его признаков и сущности, а также таких важнейших характеристик государства, как форма, тип, механизм и функции.

Данный курс выполняет две взаимосвязанные задачи:

- вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение кот. являются необход-м условием успешного усвоения конкретных юридич-х дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой, с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих юрид-м дисциплинам;

- формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Сообразно названным задачам формируется и система курса общей теории права.

Данный курс характеризует правовую науку в целом и ее, фундаментальную отрасль - ТГП, служащую теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Дисциплина базируется на науке. Наука зависит от объективных явлений действительности, а дисциплина от лица, которое преподаёт ТГП. Цель науки – изучение государственных и правовых явлений, а цель дисциплины – донесение материала до обучаемых.

Функции науки ТГП

Функции ТГП – основные направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс:

Аналитическая -осуществл. в рамках теоретико-прав-й науки анализа структуры и содерж-я основн. юр. понятий и принципов;

Аксиологическая – выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития;

Прогностическая- обознач-е перспективных направл-й развития ГиП и определ-е круга задач, с решен. кот. связано это развитие;

Онтологическая -отражена в научн.изысканиях науки ТГП в сфере наиб-е филос.вопросов бытия общ-ва, напр, что есть ГиП.

Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

Идеологическая- выводы и достижения науки ТГП влияют на правосознание, прав.культуру индивида, также на гос.идеологию.

Эвристическая функция -находит отражение в результатах изыскания науки ТГП, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционир-я ГиП.

Образовательная функция, отраженна в том, что наука ТГП вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

Методологическая- что наука ТГП, являясь основополагающей юр. наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе кот. строятся иные юр.е науки, разработки научно обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции.

Идеологические предпосылки.

Религия консолидировала древнее общество, способствовала объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность - народ.

ВОПРОС 14

Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.

Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм

Государственная власть.

Власть — это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны гос-ва и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих гос-но-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны гос-ва. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществл-ся или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредств-го (прямого) осуществл-я Г. в. народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законод-й власти – Гос. Думы, представит-х органов субъектов РФ, а также гос-х выборных должностных лиц (През. РФ, президенты республик и губернаторы др. суб-в РФ) Органы Г. в., осуществ-е власть народа, делятся на три вида: органы законод-й, исполн-й и суд-й власти. А по уровням - это органы фед-е и субъектов РФ. Г. в. в РФ осуществляют През. РФ, Фед. Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Фед-и и Гос-й Думы), Правит. РФ, суды РФ (существует единая суд-я система РФ; ее высшими звеньями являются КС РФ, ВС РФ и Высш. Арб. С РФ). В суб-х РФ действуют органы законод. (представ.) власти (законод. собрания, думы и др.), исполнит. власти (презид-ы, губерн-ы, правит-ва) и суды.

Формы проявления власти

- Руководство - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению.

- Управление - воздействие субъекта, направл-е на достижение абстрактной, но вынужденно-корректир-й цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоят-в), кот-е неизбежно-совершенств-ся (меняются) тогда,когда субъект (этот или другой) непротиворечивее познаёт реальность, с которой сосуществует.

- Организация. - Контроль - система методов и стратегий, с помощью кот-х общ-о направляет поведение индивидов. В обыденном смысле контроль сводится к системе законов и санкций.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ПРАВО».

Право -есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают гос-ю волю общ-ва, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются гос-м и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общ-х отношений.

Естественное право -означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Это и есть, обусловленные природой и соц. средой требования и идеалы свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма, к которым должно стремиться общ-о, которые должны отражаться, закрепляться в объективном (позитивном праве), законах государства.

Позитивное право -это правила поведения, закрепленные в законодательстве или иным образом санкционированные (признаваемые) государством.

Объективное право -это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм (государственные нормы и законы), установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование отношений субъектов. Это, что принадлежит объекту, предметное, непредвзятое, не зависящее от субъективных мнений и интересов.

Субъективное право - конкретное право определённого лица (физического или юридического), то есть закрепленная законом возможность действовать определённым образом и требовать определённых действий (или воздержания от действий) от др. лиц. Обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов.

Частное право - часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными сторонами. собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).

Частное право — это совокупность отраслей — часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп.

Национальное право -право, целиком находящееся в компетенции одного государства.

Международное право - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения

 

 

Содержание права в философском смысле.

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие так и отождествление права и закона. Именно этот момент отождествление права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, кот-е можно назвать соответств-о юрид-м (от ius – право) и легистским (от lex – закон).

Именно для юрид-го правопонимания вопрос «что такое право?» является подлинным, действительной проблемой. Для легистского подхода такого вопроса не существует, для него право-это уже офиц-о данное, действующее, позитивное право.

Выделение на основе различия права и закона двух типов правопонимания (юридического и легистского), которые охватывают все возможные трактовки права, но не отрицая значительных различий между разными подходами внутри самих этих типов правопонимания. Это обстоятельство необходимо выделить будто любой вариант различения права и закона носит естественноправовой характер и исходит из признание той или иной версии естественного права.

Для легистского правопонимания право обозначает как «волеустановленное право», то как «официальное право», то как «позитивистское право».

Для юрид-го правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящий от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой. Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий сущность и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов. Для юридического подхода концепцию правопонимания можно назвать юридико – либертарной, поскольку, согласно данной концепции, право — это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода ее в социальной жизни возможна и действительна лишь как право и в форме права.

Право, подразумеваемое либертарным правопониманием,- это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличит-й особенности всякого права, т.е. это лишь необход-й минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона. Более конкретно смысл и особенности либертарной концепции правопонимания (в ее соотношение с естественно-прав-м подходом) можно пояснить, напр., в контексте харак-ки «позитивного права» при социализме. С позиций либертарного правопон-я, кот-е является именно строго юрид-м подходом, ясно, что законод-во при социализме - это не правовое законод-во; соответственно и у «социалистического права» отсутствует минимально необходимое качество права, представленное в правовом принципе формального равенства и свободы индивида.

Специфика либертарной концепции - что в ней нет присущего естественно-правовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» (идеального, должного, естественного) права и «неправильного» права. На самом деле при социализме (также согласно либертарному правопониманию) фактически есть и действует лишь так называемое «социалистическое право».

Главное - не осуществ-е критической функции к какой-л. сложившийся ситуации. Основная функция-объяснительная, научно-познават-я. Ориентирована на выяснение тех отнош-й и условий, кот-е объективно необх-ы для наличия и действия пр-а.

Понятие функций права.

Функции права – это обществ-я роль права и основные направления его воздействия на поведение субъектов. Иными словами, они отражают роль, соц. назначение и основные направления его воздействия на общ. отнош-я. Они тесно взаимосвяз. м/у собой. Ни одна из них не м.б. исследована глубоко и полно без выяснения ее взаимод-я с др. ф-ми, т.е. без ее изучения в системе.

Пять групп функций права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные всем отраслям права);

-межотрасл-е (свойствен-е двум и более,не всем отраслям пр-а);

-отраслевые (свойственные одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные конкр. институту права);

-нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРАВА.

Принципы права - исходные, опред-ие идеи, положения, установки, которые сост. нравственную и орган-ую основу возн-ия, развития и функционирования права.

По сфере распр-ия выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.

Общие принципы права. Общими принципами права выст. основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее хар-ер, сод-ие, наиболее важные особ-сти и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, сод-ие и особенности права в целом как регулятора общ-ых отн-ий. Этот вид принципов распр. на все право. нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от хар-ра и специфики регулир-х отн-ий.

Общие принципы права также подразд. на нормы-принципы, прямо закрепленные в закон-ве и принципы, выводимые из него. К общим относятся след.: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые принц-ы. Характ-ют наиболее существ-ые черты нескольких отраслей права. Данные отрасли явл. преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответств-ти, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права. Действуют только в рамках отдельных отраслей. Отрасл. принц-ы права хар-ют наиб. существенные черты конкрет. отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Для гражд. права явл. принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необх-ти беспрепятственного осущ.гражд-их прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязат-ва или собственника источника повыш. опасности. Для земельн. права – принц. нахождения земли в гражд. обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использ-я земли и др. Для ГПП -принцип осуществ-я правосуд. только судом, сочетания единоличного и коллегиальн. начал в рассмотрении и разрешении гражд. дел, независимости судей и подчинения их только закону, национ. языка судопроизв., диспозитивности, состязательности, процесс. равноправия, устности, непрерывности суд. разб-ва.

Принципы права участвуют в регулировании общ-ых отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и м.б. положены в обоснование решений по конкретному юр. делу, особ. в случаях применения аналогии права.

В зависимости от типа права принципы права м.б. соответствовать рабовладел-у, феодальному, капиталист-у и социалист-у правам, праву национальных правовых систем и правовых семей.

В зависимости от своего характера - соц.-экономические, политич-е, идеолог-е, этические, религиозные и специально-юрид-е:

1. Соц. свобода – предоставление свободы в выборе форм трудовой деятель-и, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными соц. услугами гос-ва и частных лиц. Соц. свобода подразумевает свободное распоряжение своими трудо-и доходами, участие в распределении общих соц-х благ, обладание правом на свою долю совокупно произведённого продукта, защищённость от безработицы и др. соц. конфликтов.

2. Справедлив-ь – соотв-е между ролью лица в общ-е и его соц.-правовым положением; соразмерность м/у деянием и воздаянием.

3. Юридическое равенство граждан перед законом и судом.

4. Гуманизм – Констит. и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы чел-ка и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

5. Демократизм – в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представит-го и непосредств-го народовластия, с помощью кот. граждане могут участвовать в управлении гос. и обществ-ми делами, защищать права и свободы.

6. Единство прав и обязанностей, т.е. прав не может быть без обязанностей и наоборот.

7. Федерализм – существование 2-х систем законодательства: общефедер-й и региональной, существ-е чёткого разграничения полномочий и предметов ведения м уфедерацией и её субъ-и.

8. Ответственность за вину, т.е. если в деянии лица отсутствует вина, то к нему не м.б. применены меры юр. ответственности.

9. Законность.

В зависимости от характера нормативного источника: констит-е и отраслевые и от субъекта регулирования: судоустройственные (организационные) и процесс-е (функциональные) и др.

1)принципы международного права -принцип гос. суверенитета, нерушимости границ, принцип неприкосновенности и неотчуждаемости основных прав человека, в документах ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты и т.д.

2)общеправовые принципы -распространяются на все отрасли права, относятся к праву в целом и выступают его первоосновой (закрепляются в Конституции и основополагающих законах).

3) межотраслевые принципы, распространяются на одну отрасль права (принцип состязательности в угол.-проц., гражд. пр.).

4)отраслевые принципы, распр. на одну отрасль права (принцип единства фин. политики и ден. системы в финансовом праве, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда в трудовом праве и др.) Обычно фмксируются в одной из первых статей соотв. Кодекса (ГР., Уг., Сем., Труд.).

5)принц. инстит-в права - на один институт конкретной отрасли права (принц. приоритета наследников пред. очереди перед наслед-ми послед. очередей в инст. наслед-я по завещ-ю (гр. право).

 

ПРАВОВАЯ НОРМА.

Правовая норма -это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся гос-м регулятором общественных отношений.

Общие признаки:

1. прав. нормы призваны регулировать поведение людей. Прав. норма представляет собой правило поведения, модель пов-я человека в опред. ситуации. Как только возникает описанная нормой ситуация, перед чел-м не встает выбор, как ему поступить.

2. регул-т повед. в отнош-х с др. людьми.,несоц. нормы, устанавл-е прав-а обращ-я с техн-й, предм. природы, орудиями труда.

3. нормы права имеют общий хар-р, т.е. распространяются не на какого-то конкрент. чел-ка, а на целую категорию людей, заранее точно не определ-х. Регулируют поведение всех людей либо отдельных их групп, например пенсионеров, работников, лиц, проживающих на Крайнем Севере, родителей и детей, мужей и жен и т. п. Неконкретность адресата ее отличает (от суд.решения).

4. правовые нормы рассчитаны на многократное применение. Урегулировав одну ситуацию, норма права не прекращает своего существования, а начинает действовать вновь, как только возникнет аналогичная ситуация. В самом деле, сам термин «норма» предполагает определенную повторяемость.

5. правовые нормы отличает типичность, т. е. они регулируют поведение, часто встречающееся, распространенное, массовое (использование труда, выплата заработной платы, заключение договоров, неисполнение обязательств).

Специфические признаки.

Нормы права отражают наиб. важные, имеющие ценность для общества, соц. группы или личности обществ-е отношения. Напр., такие виды поведения, как установление режима дня, межличностные отношения в семье, использование з/пл (стипендии) и тому подобные виды поведения, не столь важные, правовыми нормами не рег-ся. В этих ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и др. соц. нормы. Такие вопросы, как форма правл-я и устройство гос-го аппарата, преступления и наказания, основы имуществ. отнош-й, будучи чрезвыч. значимыми для общества, не могут не регулироваться с помощью прав. норм.

Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, закреплены (отражены) в наиболее значимых в юридическом отношении нормат.-прав. актах — Констит. РФ, иных законах (формирование парлам-а, выборы през-а, налоги, ответственность за преступления), менее важные — в нормативных актах, имеющих меньшую юр. силу, постановлениях правительства, инструкциях министерств (порядок взимания налогов, оплата проезда в транспорте, получение визы, обмен валюты).

Обязательны для исполнения не только законодат-е нормы, но и нормы корпоратив-е, т. е. нормы, устанавл-е организациями. Их исполнение отслеживает коллектив либо его органы управления.

Договорным нормам присуща обязат-ь. Их неукоснительно должны выполнять не только стороны, заключ.д-р. Суд, рассматривающий договорный спор, также обязан руководствоваться догов-и условиями, исходить из них и рассматривать как данность.

Степень обязательности норм м.б. различной. Общеобязательность следует признать лишь за Констит. и Декларацией прав чел-ка. Другие нормы такой общей обязательности, строго говоря, не достигают, напр., законы о выборах, о референдуме адресуются взрослым членам общества, воинские законы — тем, кто является военнообязанным, налоговые законы — тем, кто получает доход, законы о труде — тем, кто работает, и т.д.

Обязател-ь норм пр.- они обеспеч-ся силой гос-го принуждения. Общ-во возлагает защиту юр. норм на гос-во. Оно,применяя меры юр. ответств-и в случае их нарушения,восстанавливает дисбаланс в общ-ве. Реакция гос-ва м.б. различной: жесткой, если наруш-ы основн.устои общ-ва (лиш.своб.,штрафы, освобожд. от должн.), и слабой, если правон-е не столь общ-но опасно(выговор,предуп-е).

 

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Структура пр.н. - понимается внутреннее строение нормы - ее основные части, их взаиморасполож-е и взаимосвязь. Норма права, как и любая соц. норма, конструируется по модели условного предложения: "если..., то..., иначе...". Элементы правовой нормы сост-ют ее логическую структуру. Это основывается на взаимосвязи и системности, являющ-ся одним из основн. качеств права.

Структура логической нормы.

Выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, кот. в своем единстве обеспечивают гос.-властное регулирование обществ-х отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть "автономным", относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.

ВИДЫ ГИПОТЕЗ.

Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юр. фактов (например, в уг. праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость). Виды:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза м.б. абсолютно определенной (только указывает факты, кот. обусловливают действие нормы, напр., сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с кот. связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необх-х случаях изменять юр-ю норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, хотя и показывает условие действия нормы, предоставляет субъектам применения права возможность решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий);

в) по степени сложности на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

Казуальные -связывает реализацию юрид-й нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями (гипотеза нормы уголовного права предусматривает вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления).

 

ВИДЫ ДИСПОЗИЦИЙ.

Диспозиция (юрид-е расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

а) по способу описания - на простые (содерж-е указание на совершение деяния без описания его признаков, т.к. они достаточно очевидны; напр., закон не характеризует признаки преступ-я, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противопр-го поведения); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормат-го акта; напр., при характ-ке квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

б) по юридической направленности - представительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, напр., арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, напр., должника по договору займа); управомочивающие (содержат разрешенную модель поведения, дающую право субъекту совершать те или иные действия по своему усмотрению, напр., выезжать за границу); рекомендательные (указывают на желател-ь, целесообразность того или иного поведения, в кот-м заинтересовано общ-во и гос-во, напр., не посещать по турист-им путевкам страны, где сущ-т реальная опасность для жизни и здоровья гр-н); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юрид-я ответственность, напр., управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности госуд-х органов.

 

ВИДЫ САНКЦИИ.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.

Система права – это внутренняя структура (строение) права, состоящая из упорядоченной совокупности норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Она показывает, как эти элементы соотносятся и взаимодействуют между собой.

Национальная правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

«Структура права предопределена в конечном счете характером обществ-х отношений на том или ином этапе историч-го развития (С.В. Поленина). Ф.Энгельс - «право должно не только соответствовать общему эконом-му положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласов-м выражением, кот. не опровергало бы само себя в силу внутр-х противоречий».

Черты: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм определяется: 1, единством выраженной в них гос-ой воли; 2, единством правовой системы, в рамках которых они существуют и действуют; 3, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; 4, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, хара-у предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.).

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от гос-ой воли. Там, где есть право, всегда есть определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (напр., в Великобритании право не систематизирована).

Структурные элем-ты сист. права: а) норма права б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Правовая норма - первичный элемент системы права, исходящее от гос-ва общеобязат-е правило поведения властного хар-ра.

- материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связ-е с владением, пользов-м и распоряж-м имущ-ом, труд-й и политич-й деятел-ю.

- процессуальные – определ-ют порядок разрешения споров. расследования и суд. рассмотрения дел, чисто процедурные и организационные вопросы.

Отрасль права - обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общест-х отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.085 с.)