Пределы действия нормативных юридических актов во времени: общее правило и исключение из него. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы действия нормативных юридических актов во времени: общее правило и исключение из него.



Любой НПА имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определённый круг лиц или иных субъектов права. Действие НПА - это обязательность его исполнения в течение определённого времени на определённой территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций.

По общему правилу НПА применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до момента признания его недействующим. В РФ существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий УК РФ вступил в силу с 1.01. 1997 г.), указание определённого факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования, иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты РФ, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»,). ФЗ официально публикуются также в Парламентской газете.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.

НПА перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определённого события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях НПА утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства.

Кроме того, нормативный правовой акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. НПА также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключённому РФ. Как известно, ныне действует установленный Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством. Наконец, НПА перестаёт действовать, если он специальным решением Конституционного Суда РФ признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Если возник, например, трудовой спор или совершено преступление в то время, когда действовал старый закон, то дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменён, а действует новый. Правило запрета обратного действия закона, установленного еще в римском праве, - один из принципов цивилизованной правовой системы. Он обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом.

Правила обратного действия закона применительно к конкретным случаям и фактам четко зафиксированы в ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, в которой установлено: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». По смыслу аналогичное положение содержит и ст. 57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет». Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу. Так, Закон РФ от 24.12. 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил, что подлежат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления этого закона в силу. ч. 1 ст. 4 ГК РФ устанавливает: «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.004 с.)