Вопрос 36. Определение сущности права с позиции интегративного правопонимания. Аспекты и уровни сущности права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 36. Определение сущности права с позиции интегративного правопонимания. Аспекты и уровни сущности права.



Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общ-ва. В общем сущность права можно определить как регулирование общественных отношений.

Начала в сущности права:

1. Общесоциальное – право предназначено для улучшения жизни всего общества.

2. Классовое.

3. Личностное (индивидуальное) – с помощью права обеспечивается достойное существование человека и закрепляется приоритет и неотъемлемость его основных прав и свобод. Обязанность по обеспечению данных прав и свобод возлагается на государство.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов: - гносеологический (познавательный) аспект заключается в философской проблеме познания сущего. Для того, чтобы правильно применить ту или иную правовую норму, необходимо не только знать текст законодательного акта, но и выявить правовую норму, которая в нём содержится, понять её социальное назначение, социальные и исторические причины её появления. - др. аспект понимания сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, определяющий компонент. Марксистская концепция выделяла классово-волевой компонент. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов. Но понятие «воли» неоднозначно и не были определены конкретные механизмы «возведения её в закон». - разведение права и закона. Право понимается то, как справедливость, то, как разумное распределение интересов, то, как особое психологическое переживание, психологическое отношение, то, как нечто стихийное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление. Уровни: 1) история права-изучает истоки правовых явлений их генезис. 2)общая теория права-изучает закономерности возникновения и развития права, систему основных отраслевых понятий, юридических фактов, правоотношений, принципов права и др. 3) социология права-изучает общественные отношения, регулируемые отраслевыми нормами права, эффективность правового регулирования. Изучает право в действии. 4)сравнительное право-изучает зарубежные правовые системы, правовые семьи и институты с целью выявления их сходных черт и различий, выявление их общего и особенного. 5)философия права-изучает смысл, назначение и социальную ценность права.

Теории сущности права:

1. нормативистская (Кельзен) – право – совокупность норм, содержащих правила должного поведения. Игнорируется содержание правовой нормы, её связь с действительными и материальными условиями жизни интересами индивидов.

2. социологическая (Эрлих) – право наполняется социальным содержанием доказательств, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Чётко выражается сущность правового государства, в котором государство и граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

3. Теория солидаризма (Дюги) – люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности.

4. Либертарная (Нерсесянц)– сущность права как мера свободы.

5. Этическая (Лившиц)–сущность права как мера справедливости.

 

Содержание права в философском смысле.

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие так и отождествление права и закона. Именно этот момент отождествление права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, кот-е можно назвать соответств-о юрид-м (от ius – право) и легистским (от lex – закон).

Именно для юрид-го правопонимания вопрос «что такое право?» является подлинным, действительной проблемой. Для легистского подхода такого вопроса не существует, для него право-это уже офиц-о данное, действующее, позитивное право.

Выделение на основе различия права и закона двух типов правопонимания (юридического и легистского), которые охватывают все возможные трактовки права, но не отрицая значительных различий между разными подходами внутри самих этих типов правопонимания. Это обстоятельство необходимо выделить будто любой вариант различения права и закона носит естественноправовой характер и исходит из признание той или иной версии естественного права.

Для легистского правопонимания право обозначает как «волеустановленное право», то как «официальное право», то как «позитивистское право».

Для юрид-го правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящий от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой. Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий сущность и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов. Для юридического подхода концепцию правопонимания можно назвать юридико – либертарной, поскольку, согласно данной концепции, право — это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода ее в социальной жизни возможна и действительна лишь как право и в форме права.

Право, подразумеваемое либертарным правопониманием,- это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличит-й особенности всякого права, т.е. это лишь необход-й минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона. Более конкретно смысл и особенности либертарной концепции правопонимания (в ее соотношение с естественно-прав-м подходом) можно пояснить, напр., в контексте харак-ки «позитивного права» при социализме. С позиций либертарного правопон-я, кот-е является именно строго юрид-м подходом, ясно, что законод-во при социализме - это не правовое законод-во; соответственно и у «социалистического права» отсутствует минимально необходимое качество права, представленное в правовом принципе формального равенства и свободы индивида.

Специфика либертарной концепции - что в ней нет присущего естественно-правовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» (идеального, должного, естественного) права и «неправильного» права. На самом деле при социализме (также согласно либертарному правопониманию) фактически есть и действует лишь так называемое «социалистическое право».

Главное - не осуществ-е критической функции к какой-л. сложившийся ситуации. Основная функция-объяснительная, научно-познават-я. Ориентирована на выяснение тех отнош-й и условий, кот-е объективно необх-ы для наличия и действия пр-а.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.031 с.)