Система права и система законод-а. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права и система законод-а.



Они соотносятся между собой как содержание (система права) и форма (сист. законод-ва). Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему НПА. Право вне существует вне законодательства, а законодательство в широком смысле и есть право.

Сист. закон-ва отражает систему права и строится на ее основе, в силу чего сист. права имеет первичное, исходное значение, носит объективный хар-р, т.е. складывается независимо от воли законодат-я как отражение реально существующих общ-х отнош-й.

Структура права обусловлена экономическим базисом общества, она не может строиться по произволу законодателя. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых и способствует появлению новых правовых институтов и отраслей, но и без внешней формы права – системы законодательства, нельзя полно раскрыть структуру системы права. Система законодательства не просто совокупность НПА, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её структурных компонентов. Система законодательства является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Между системой права и системой законодательства имеются существенные различия и несовпадения, что позволяет говорить о их самостоятельности:

- первичным элементом системы права является норма, а системы законодательства – НПА;

- система законодат-ва по объёму представленного в нём материала шире системы права, т.к. включает в своё содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и др.), включает в себя больше отраслей и, соответственно имеет больше кодексов, они кодифируют не самостоятельн-е отрасли системы права в полн. их объеме, напр. УК, ГК, а их отдельные части, имеются т.н. комплексные образования, напр. законод-во о здравоохран-и представляет собой комплексную отрасль законод-ва или законод-й массив (М.И. Милухин).

- в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются лишь по предмету регулирования и не имеют единого объекта.

- у них не совпадает внутренняя структура:

а) вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой НПА, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества; вертикальная структура системы права – нормы, институты, отрасли, подотрасли.

б) в основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, поэтому отрасли законодательства не совпадают с отраслями права.

- система права носит объективный характер, система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя.

Важное отличие – система права в стране одна (общенациональная), она олицетворяет собой, как и вся правовая система, единство правового пространства РФ, независимо от его фед-го устройства. В этом смысле сист. права построена горизонтально. А система законод-ва имеет федер-й и регион-й уровни, т.е. вертикальные срезы – каждый субъект РФ может иметь свое законод-во, не противореч-е федеральному. По предметам ведения они издают свои акты. Третий уровень – правотворчество органом местного самоуправления.

Систематизация

Систематизация - это деятел-ь по упорядочению и совершенствованию нормат-го материала путем его внешней и внутр-й обработки с целью поддержания системности законод-ва и обеспечения субъектов права необходимой норм.-прав-й информацией.

Инкорпорация - это вид систематизации, при кот-м нпа подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определ-м порядке – алфав-м, хронолог-м, систем-м (предметном) в единых сборниках и др. изданиях.

Свод законов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».

Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация - это вид систематизации, который имеет правотворч-й характер и направлен на создание нового сводного нпа (основ законод-ва, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законод-ва с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной соц. сферы.

Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

"Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

"Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма - Информационные системы и технологии);

системы "1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (Компания "1C");

система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.

В гос-х органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.007 с.)