Пределы действия нормативных юридических актов в пространстве: общее правило и исключения из него. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы действия нормативных юридических актов в пространстве: общее правило и исключения из него.



Действие НПА в пространстве: по общему правилу НПА действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории РФ, НПА её субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города фед. подчинения, акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.). Под территорией гос-ва понимается суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства. Приравниваются к государственной территории военные воздушные и морские суда, где бы они ни находились; гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в водах и воздушном пространстве своего государства, а также в открытом море и открытом воздушном пространстве. А также космические корабли и станции, несущие флаг государства; территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе.

В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, то есть распространять своё действие только на определённую часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

Так, нпа членов федеративного гос-ва действуют лишь на их территории, акты местных органов гос-ва – на территории их района, префектуры, города и тп. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

 

ДЕЙСТВИЕ НПА ПО КРУГУ ЛИЦ: ОБЩЕЕ ПРАВИЛО И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ НЕГО.

Действие НПА по кругу лиц: на территории РФ законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на её территории - на граждан, иностранных граждан, апатридов, бипатридов, на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России её законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 7 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «O гражданстве Российской Федерации» установлено, что российские граждане за пределами России пользуются её защитой и покровительством, Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.

Многие законы распространяют своё действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).

Из общего принципа равноправного правового положения граждан РФ, иностранных граждан и апатридов есть определённые исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется УК РФ и КоАП РФ. Некоторые национальные нпа вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. Нпа могут распространять свое дейтсвие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.

 

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.

Система права – это внутренняя структура (строение) права, состоящая из упорядоченной совокупности норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Она показывает, как эти элементы соотносятся и взаимодействуют между собой.

Национальная правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

«Структура права предопределена в конечном счете характером обществ-х отношений на том или ином этапе историч-го развития (С.В. Поленина). Ф.Энгельс - «право должно не только соответствовать общему эконом-му положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласов-м выражением, кот. не опровергало бы само себя в силу внутр-х противоречий».

Черты: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм определяется: 1, единством выраженной в них гос-ой воли; 2, единством правовой системы, в рамках которых они существуют и действуют; 3, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; 4, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, хара-у предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.).

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от гос-ой воли. Там, где есть право, всегда есть определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (напр., в Великобритании право не систематизирована).

Структурные элем-ты сист. права: а) норма права б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Правовая норма - первичный элемент системы права, исходящее от гос-ва общеобязат-е правило поведения властного хар-ра.

- материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связ-е с владением, пользов-м и распоряж-м имущ-ом, труд-й и политич-й деятел-ю.

- процессуальные – определ-ют порядок разрешения споров. расследования и суд. рассмотрения дел, чисто процедурные и организационные вопросы.

Отрасль права - обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общест-х отношений.

Для образования отрасли права - условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отнош-я с помощью норм др-х отраслей; г) необход-ь применения особого метода регулирования.

В рамках наиб. крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражд. праве - авторское право, наследственное; в констит-м - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы обществ-х отношений, харак-ся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа прав-х норм, регулирующих определенную разновидность обществ-х отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдель-е участки, фрагменты,стороны обществ-й жизни.

В уг. пр. – институт необходимой обороны, инс-т крайней необходимости, в гражд. пр. – инс-т исковой давности, инс-т дарения, сделки, купли-продажи; в гос-ом пр. – инс-т гражданства.

В широком смысле: напр., о социал-х, политич-х, общественных инс-х, инс-х демократии, парламент-а, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данн. же случае это понятие берется в сугубо юрид. его значении - как конкретное нормативное установление гос-ва, закона, т.е. как правовой инс-т.

Виды правовых институтов.

По отраслям права –гражд-е, уг-е, администр-е, финанс-е и т.д. Простой инс-т - небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.Сложный (комплексный)- относительно крупный, имеет в своем составе более мелкие caмостоятельные образования, назыв-е субинст-ми. Напр., институт поставки в гражд. праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные инс-ты направ-ы на регулирование соответств-х отношений; охранительные - на их охрану, защиту (типичны д/yг. пр.); учредительные - закрепляют, учреждают, определ-т положение (статус) органов, организаций, должностных лиц, граждан (характерны для государст. и административного права).

Отраслевые – регулир-е обществ-е отнош-я, вход-е в предмет 1й отрасли права (инс-т брака в сем.пр., инс. сделки в гражд. пр.).

Межотраслевые - нормы различной отрасл-й принадлежности, регулир-е обществ-ые отнош-я, входящие в предмет двух и более отраслей права(инс-т опеки и попечит-ва в семейн. и гражд.).

Материальные, образуемыми нормами материального права (инс-т работника в труд. праве, инс-т юрид-го лица в гражд. пр.).

Процессуальные, образ-е нормами процесс-го права (институты подведомствен-и и подсудности в уг., гражд.и арбитр.процессах).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.008 с.)