Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда (1856 – 1939)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Базовые понятия · «Оно» – инстанция (подсистема) психики человека, выражающая его влечения, желания. Оно руководствуется принципом удовольствия, стремясь во что бы то ни стало реализовать эти желания. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые, с генетической точки зрения, «отпочковываются» от него. · «Я» – инстанция, которая является центром сознательной жизни человека, несет функцию выбора. Стремится примирить между собой требования реальности, запреты «Сверх-Я» и желания «Оно», опираясь на «принцип реальности». · «Сверх-Я» – инстанция, выполняющая функцию совести, т.е. цензора по отношению к «Я». Образуется позднее других инстанций в результате усвоения родительских требований и запретов. · Либидо – психическая энергия, заряд, которым обладают наши желания и влечения. Имеет, по идее Фрейда, прежде всего сексуальную природу. Основные положения · Детские переживания тесно связаны с удовлетворением потребностей, что оказывает сильное влияние на весь жизненный путь человека и во многом предопределяет поступки человека уже в зрелых возрастах. · Это удовлетворение потребностей, а значит, и либидо, привязано в разные возрастные периоды к определенным зонам тела (эрогенным зонам). · Динамика (смена) этих зон определяет особенности этих периодов и закладывающиеся в это время черты личности. Стадии развития Оральная стадия (0-1 год). Новорожденный ребенок находится в крайне зависимом положении: он не способен позаботиться о себе сам, и требует постоянной заботы со стороны близкого человека – матери. Основным средством контакта с матерью, который также позволяет удовлетворять основную потребность в пище, является рот: сосание, кусание, глотание приобретают особое значение. Психоаналитики выделили в оральной стадии две фазы: орально-пассивная и орально-агрессивная, занимающие первое и второе полугодия жизни соответственно. На первой стадии сосание связано только с пищевым наслаждением, но постепенно оно становится самостоятельным действием и удовлетворяется аутоэротическим способом: ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Таким образом, он находит удовлетворение в стимуляции собственного тела. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они являются причиной дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам З.Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к переживанию удовольствия начинает вступать в конфликт с реальностью. Этот конфликт ускоряет процесс отделения ребенком себя от матери, и способствует формированию инстанции «Я». Инстанции "Сверх-Я" на этом этапе еще не существует, и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Психологическое значение этой стадии заключается в том, что здесь закладываются базовые представления об отношениях зависимости и доверия. Предсказуемость поведения матери, внимание к потребностям ребенка, теплота в отношениях приводят к развитию оптимистического взгляда на жизнь, а отсутствие таких отношений формирует пессимистические черты у ребенка. Фиксация, т.е. застревание, замораживание определенного количества либидо на первой фазе может приводить к развитию орально-пассивного типа личности, отличающегося зависимостью и незрелостью, что проявляется в ненасытности, жадности. Такой человек ищет такие отношения и состояния, в которых ему не придется ни о чем заботиться – опекающий супруг, употребление алкоголя, прием наркотических средств. Фиксация на орально-агрессивной фазе выражается в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, вербальная агрессия, цинизм, неудовлетворенность всем предлагаемым. Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса и связано с овладением ребенком функциями выделения и удержания продуктов деятельности своего тела. Внимание ребенка к этой области обусловлено тем, что эта область неподконтрольна взрослым, а именно этого контроля и добиваются от ребенка взрослые, приучая его к опрятности. Стоит отметить, что ребенок в этом возрасте овладевает своим телом в целом, и учится подчинять его своей воле – ползает, ходит, бегает, карабкается. При этом ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. На этой стадии инстанция "Я" в основном сформирована, и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно интериоризировать, присваивать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены образы и влияния родителей. Психологическое значение этой стадии заключается в том, что здесь формируются представления ребенка об отношениях власти и подчинения, а также контроля над собой и другими людьми. Фиксация на этой стадии возможна вследствие негибкого, требовательного отношения родителей к проблеме приучения ребенка к горшку, что вызывает реакцию ребенка в виде запоров или, напротив, дефекации «не в то время и не в том месте». «Анально-удерживающий» тип, как результат фиксации, характеризуется скупостью, пунктуальностью, упрямством. Такие люди часто становятся заядлыми коллекционерами, требуют во всем точности и аккуратности, не выносят беспорядок. «Анально-выталкивающий тип» проявляется в агрессивности и даже садистической жестокости, импульсивности, склонности к разрушению. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была привязана прежде всего к собственному телу, но теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сильную эмоциональную привязанность к взрослым людям, и первые люди, которые привлекают внимание ребенка, – это родители. Эту привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» – для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в половом отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Латентная стадия (5-11 лет) характеризуется снижением интереса к проблемам пола. Физиологические изменения и формирование инстанций «Я» и «Сверх-Я» позволяет контролировать потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на занятия физкультурой и спортом, на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Генитальная стадия (11-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели – нормальному, уже зрелому, сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. Зрелый человек, по выражению самого Фрейда, должен уметь делать две вещи: «любить и работать», то есть направлять одну часть своей энергии либидо на создание здоровых гетеросексуальных отношений, а другую, при помощи механизма сублимации, – на созидательную деятельность. Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Вопросы для самоконтроля 1. Как развиваются три основные инстанции личности на протяжении детства? 2. На какой стадии проявляется Эдипов комплекс? 3. Что приводит к фиксации на той или иной стадии? Творческое задание 1. Составьте список людей, которые вам нравятся или которых вы любите больше всего в вашей жизни, исключая родителей. Перечислите мужчин и женщин отдельно. Опишите положительные и отрицательные стороны каждого человека. Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, поразмышляйте над ними и запишите их. Какие черты общие и для мужчин, и для женщин? 2. Составьте список положительных и отрицательных черт характера ваших родителей. Перечислите положительные и отрицательные черты характера ваших родителей, как вы их видели, когда были ребенком (эти два списка, возможно, частично совпадают, а возможно, и не совпадают). 3. Сравните и сопоставьте список характерных черт ваших родителей со списком, в котором фигурируют люди, имеющие для вас большое значение. 4. Ответьте на следующие вопросы. Насколько связаны Ваши сегодняшние идеалы с детским опытом? Согласны ли Вы с Фрейдом в его оценке роли детского опыта для жизни зрелого человека?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.009 с.) |