Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Дошкольный возраст (3 – 7 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В дошкольном возрасте ребенок впервые выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает психологические отношения с миром взрослых людей. Его интересуют взрослые вообще – их профессиональная деятельность, увлечения, общение. Но он не может участвовать в этой жизни полноценно, так как этот мир недоступен ему в силу своей сложности – технической, социальной, интеллектуальной. Разрешение противоречия возможно только в символической, игровой деятельности. Именно в ней и происходит развитие важнейших новообразований дошкольника. Это возраст активного нравственного развития, развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения и, что крайне важно для последующих стадий, – формирования контроля над поведением и внутренним миром (например, над своими эмоциями). Когнитивное развитие в этот период с вязано с переходом от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста – ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации – недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним: это синкретизм, непонимание принципа сохранения, артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма. Наглядно-образное мышление как решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий, формируется на основе практического, наглядно-действенного мышления. Связь мышления с практическим действием сохраняется, но не является такой тесной, как раньше: во многих случаях ребенку не требуется практически действовать с предметом, но во всех случаях нужно отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Восприятие. В дошкольном возрасте продолжается развитие сенсорных эталонов, которые помогают ребенку распознавать свойства предметов и оперировать ими. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов — это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Развитие речи происходит по несколькимосновные направлениям. · Расширение словаря и развитие грамматического строя речи, что проявляется, например, в феномене детского словотворчества. · Развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи. · Использование речи как средства общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои мысли. · Использование речи как орудия мышления, как средства перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения. Игровая деятельность. Активно вторгаясь в мир взрослых людей, ребенок пытается участвовать в этой жизни, но на равных это невозможно: ребенок не может управлять автомобилем, самолетом, вести уроки в школе, и даже просто учиться в школе. Однако есть единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, – это сюжетно-ролевая игра, ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Проигрывая раз за разом различные ситуации, ребеноксначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Потенциал сюжетно-ролевой игры проявляется при анализе ее структуры: · Роль, которую берет на себя ребенок, способствует развитию эмпатии, воображения, позволяет сформировать представления о мире профессий. · Игровые действия в рамках сюжетно-ролевой игры – это уже не просто манипуляции, а осмысленное воспроизведение действий другого, чаще всего взрослого, в рамках определенной темы (сюжета) · Абстрагирование, перенос значений с одного предмета на другой(воображаемая ситуация «КАК БЫ») – способствует развитию мышления · Товарищ по игре – это реальный человек, с которым строятся отношения, а не его роль. Отношения с ним несут огромный потенциал для развития навыков общения и взаимодействия. · Правила в игре – это тренажер для развития произвольности, требуемой в школе. Общение со сверстниками резко изменяется после трех лет: оно интенсифицируется, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; ясно обнаруживается специфически коммуникативная потребность детей в общении друг с другом; ребенок перестает бесцеремонно обижать других детей, чаще делится с ними, получает удовольствие от их общества. На протяжении дошкольного возраста игра проходит в своем развитии несколько этапов: 1. игра-наблюдение, при которой взаимодействие «играющего» ребенка с другими детьми ограничивается наблюдением за их игрой; 2. параллельная игра, при которой ребенок играет бок о бок с другим, используя такие же игрушки, но не пытаясь взаимодействовать с ним; 3. ассоциативная игра, при которой дети делятся игрушками и в какой-то мере взаимодействуют, но не координируют свои действия относительно единого сюжета или цели; 4. совместная игра, во время которой все заняты общим делом, например строят из кубиков дом или играют в прятки по общим для всех правилам. Уже у 4х-летних появляется структура группы: лидерами чаще становятся те, кого хвалят взрослые, хорошо одетые, имеющие интересные игрушки, красивые, сильные физически. Групповые мнения определяются в большинстве сфер взрослыми, так как дети еще очень конформны и подражательны. Друзья ситуативные, недолговечные. Общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения) благодаря высокому уровню развития речи. В связи с этим в 3-4 года на смену деловому сотрудничеству приходит внеситуативно-познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения – познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретического» сотрудничества.Ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает. Взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому — нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В плане воспитания это также отражается в том, что родителям дошкольников нужно уметь как настоять на своих требованиях, объясняя ребенку их разумность, так и пойти на компромисс, если это не вредит ребенку и его воспитанию. В 6 –7 лет происходит переход к новой, высшей для до школьного детства форме общения – внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в изменении содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к ценностям близких ему людей. Развитие личности связано с основными личностными достижениями дошкольника. Возникновение опосредованной мотивации (принцип "данного слова"). Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Оно возникает в игре, когда ребенок подчиняется действующим правилам. Социализация эмоций – происходит их осознание и контроль: дети связывают свои состояния с понятиями “гнев”, “страх” или “стыд”, и дают им названия, которые узнали от взрослых. Некоторые эмоции активнее подкрепляются родителями (вниманием к ребёнку), и впоследствии проявляются чаще. Также, в зависимости от культуры, в которой воспитывается ребенок, он приучается сдерживать проявление тех или иных эмоций: учится справляться с гневом, страхами, робостью. Это может относиться в той или иной мере и к положительным эмоциям. Формирование общей самооценки. В начале возраста ребенок оценивает себя, просто повторяя оценку взрослых: «я хороший, потому что мама так говорит», что отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе (эмоциональный компонент самооценки). Участие в различных видах деятельности и интеллектуальное развитие помогают дошкольнику сформировать более точное представление о себе (когнитивный компонент самооценки). Постепенно ребенком преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя. Развитие инициативности тесно связано с формированием самооценки. Ребенку в этом возрасте важно не только получать похвалу от взрослых, но и переживать ситуации успеха, когда он получает удовольствие от деятельности, а ошибки не приводят к отказу от активности. Роль родителей заключается в поддержке инициатив ребенка – это выражается в предоставлении ребенку права выбора и поддержке его замыслов, а также в поощрении попыток самому что-то сделать и спокойном отношении к неудачам. Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличается общение со сверстниками у дошкольников и в раннем детстве? 2. Какие познавательные механизмы выходят на первый план в дошкольном возрасте? 3. Охарактеризуйте роль игры для развития дошкольника. Творческое задание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.007 с.) |