Тема 9. Дошкольный возраст (3 – 7 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Дошкольный возраст (3 – 7 лет)



В дошкольном возрасте ребенок впервые выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает психологические отношения с миром взрослых людей. Его интересуют взрослые вообще – их профессиональная деятельность, увлечения, общение. Но он не может участвовать в этой жизни полноценно, так как этот мир недоступен ему в силу своей сложности – технической, социальной, интеллектуальной. Разрешение противоречия возможно только в символической, игровой деятельности. Именно в ней и происходит развитие важнейших новообразований дошкольника.

Это возраст активного нравственного развития, развитие образных форм познания окружающего мира — вос­приятия, образного мышления, воображения и, что крайне важно для последующих стадий, – формирования контроля над поведением и внутренним миром (например, над своими эмоциями).

Когнитивное развитие в этот период с вязано с переходом от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное дости­жение дошкольного возраста – ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его ос­новной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации – недос­таточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единствен­но возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним: это синкретизм, непонимание принципа сохранения, артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма.

Наглядно-образное мышление как решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий, формируется на основе практического, наглядно-действенного мышления. Связь мышления с практическим действием сохраняется, но не является такой тесной, как раньше: во многих случаях ребенку не требуется практически действовать с предметом, но во всех случаях нужно отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект.

Восприятие. В дошкольном возрасте продолжается развитие сенсорных эталонов, которые помогают ребенку распознавать свойства предметов и оперировать ими. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления, общепринятые образ­цы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сен­сорные эталоны формы предметов — это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др.

Развитие речи происходит по несколькимосновные направлениям.

· Расширение словаря и развитие грамматического строя речи, что проявляется, например, в феномене детского словотворчества.

· Развитие фонематического слуха и осознания словесного со­става речи.

· Использование речи как средства общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуа­тивная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, со­бытия, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно вы­ражать свои мысли.

· Использование речи как орудия мышления, как средства перестройки пси­хических процессов, средство планирования и регулирова­ния поведения.

Игровая деятельность. Активно вторгаясь в мир взрослых людей, ребенок пытается участвовать в этой жизни, но на равных это невозможно: ребенок не может управлять автомобилем, самолетом, вести уроки в школе, и даже просто учиться в школе. Однако есть единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, – это сюжетно-ролевая игра, ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Проигрывая раз за разом различные ситуации, ребеноксначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Потенциал сюжетно-ролевой игры проявляется при анализе ее структуры:

· Роль, которую берет на себя ребенок, способствует развитию эмпатии, воображения, позволяет сформировать представления о мире профессий.

· Игровые действия в рамках сюжетно-ролевой игры – это уже не просто манипуляции, а осмысленное воспроизведение действий другого, чаще всего взрослого, в рамках определенной темы (сюжета)

· Абстрагирование, перенос значений с одного предмета на другой(воображаемая ситуация «КАК БЫ») – способствует развитию мышления

· Товарищ по игре – это реальный человек, с которым строятся отношения, а не его роль. Отношения с ним несут огромный потенциал для развития навыков общения и взаимодействия.

· Правила в игре – это тренажер для развития произвольности, требуемой в школе.

Общение со сверстниками резко изменяется после трех лет: оно интенсифицируется, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; ясно обнаруживается специфически коммуникативная потребность детей в общении друг с другом; ребенок перестает бесцеремонно обижать других детей, чаще делится с ними, получает удовольствие от их общества.

На протяжении дошкольного возраста игра проходит в своем развитии несколько этапов:

1. игра-наблюдение, при которой взаимодействие «играющего» ребенка с другими детьми ограничивается наблюдением за их игрой;

2. параллельная игра, при которой ребенок играет бок о бок с другим, используя такие же игрушки, но не пытаясь взаимодействовать с ним;

3. ассоциативная игра, при которой дети делятся игрушками и в какой-то мере взаимодействуют, но не координируют свои действия относительно единого сюжета или цели;

4. совместная игра, во время которой все заняты общим делом, например строят из кубиков дом или играют в прятки по общим для всех правилам.

Уже у 4х-летних появляется структура группы: лидерами чаще становятся те, кого хвалят взрослые, хорошо одетые, имеющие интересные игрушки, красивые, сильные физически. Групповые мнения определяются в большинстве сфер взрослыми, так как дети еще очень конформны и подражательны. Друзья ситуативные, недолговечные.

Общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуа­ции общения) благодаря высокому уровню развития речи.

В связи с этим в 3-4 года на смену деловому сотрудниче­ству приходит внеситуативно-познавательное общение. Ведущий мо­тив этой формы общения – познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретического» сотрудничества.Ребенок задает мно­жество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сде­лано и как работает. Взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник по­знания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому — нуждается в уважении. Актуальность этой по­требности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста.

В плане воспитания это также отражается в том, что родителям дошкольников нужно уметь как настоять на своих требованиях, объясняя ребенку их разумность, так и пойти на компромисс, если это не вредит ребенку и его воспитанию.

В 6 –7 лет происходит переход к новой, выс­шей для до школьного детства форме общения – внеситуатив­но-личностной. Личностный мотив общения проявляется в изменении содержания вопросов, в новых темах для обсужде­ния, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрос­лый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наи­более компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет позна­ние ребенком социального мира, приобщает его к ценностям близких ему людей.

Развитие личности связано с основными личностными достижениями дошкольника.

Возникновение опосредованной мотивации (принцип "данного слова").

Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Оно возникает в игре, когда ребенок подчиняется действующим правилам.

Социализация эмоций – происходит их осознание и контроль: дети связывают свои состояния с понятиями “гнев”, “страх” или “стыд”, и дают им названия, которые узнали от взрослых. Некоторые эмоции активнее подкрепляются родителями (вниманием к ребёнку), и впоследствии проявляются чаще. Также, в зависимости от культуры, в которой воспитывается ребенок, он приучается сдерживать проявление тех или иных эмоций: учится справляться с гневом, страхами, робостью. Это может относиться в той или иной мере и к положительным эмоциям.

Формирование общей самооценки. В начале возраста ребенок оценивает себя, просто повторяя оценку взрослых: «я хороший, потому что мама так говорит», что отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе (эмоциональный компонент самооценки). Участие в различных видах деятельности и интеллектуальное развитие помогают дошкольнику сформировать более точное представление о себе (когнитивный компонент самооценки). Постепенно ребенком преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Развитие инициативности тесно связано с формированием самооценки. Ребенку в этом возрасте важно не только получать похвалу от взрослых, но и переживать ситуации успеха, когда он получает удовольствие от деятельности, а ошибки не приводят к отказу от активности. Роль родителей заключается в поддержке инициатив ребенка – это выражается в предоставлении ребенку права выбора и поддержке его замыслов, а также в поощрении попыток самому что-то сделать и спокойном отношении к неудачам.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается общение со сверстниками у дошкольников и в раннем детстве?

2. Какие познавательные механизмы выходят на первый план в дошкольном возрасте?

3. Охарактеризуйте роль игры для развития дошкольника.

Творческое задание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.170.195 (0.02 с.)