Тема 10. Младший школьный возраст (7 – 10 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Младший школьный возраст (7 – 10 лет)



Младший школьник включается в деятельность совершенно нового социального института – школы, в рамках которой взрослый становится учителем, сверстники – одноклассниками, а сам ребенок – учеником. В самом начале младшего школьного возраста ребенку предъявляются довольно высокие требования к уровню развития мелкой моторики, сформированности мышления, произвольности, социальных навыков и др.. В свою очередь, школа способствует как интеллектуальному развитию (приобретение знаний о мире, развитие логического мышления), так и личностному (развитие самооценки, мотивации достижения, трудолюбия).

Учебная деятельность это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Эта деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте.

Основные характеристики учебной деятельности:

· ведет к изменениям в самом субъекте – ребенке, что проявляется в совершенствовании, развитии, формировании его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта;

· специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

· общие способы действия предваряют решение задач (в отличие от научения по типу проб и ошибок);

· психические свойства и поведения обучающегося изменяются в зависимости от результатов его собственных действий.

Структура учебной деятельности:

· мотивация – исходный момент любой деятельности, ее энергетический потенциал;

· учебные задачи и действия, направленные на их решение – собственно отражают содержание образования (ребенок осваивает способы решения задач, приемы запоминания, и т.д.);

· контроль – внешний контроль учителя, который должен постепенно перейти в самоконтроль (ребенок сам начинает контролировать выполнение задач);

· оценка – внешняя оценка учителя, переходящая в самооценку.

В этом возрасте идет перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослому человеку – произвольность, продуктивность и устойчивость, т.е. их подконтрольность ребенку, нацеленность на результат и стабильность проявлений. Это происходит прежде всего в учебном процессе, когда от ребенка требуется рассуждать, внимательно слушать и запоминать не спонтанно, а так, как того требует учебная задача.

Внимание становится произвольным, но с ним в первых классах еще конкурирует непроизвольное. Объем, устойчивость, переключаемость – как у взрослого, но проявляются они наиболее ярко только когда предмет, привлекающий внимание, интересен ребенку.

Память приобретает осмысленный, произвольный характер, однако это происходит постепенно, и только благодаря целенаправленной работе с ребенком. Необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них: преднамеренное заучивание; повторение; логическое осмысление (выделение в тексте смысловых кусков, час­тей, их обозначение, составление плана); мнемотехнические приемы.

Мышление становится менее интуитивным и эгоцентрическим, постепенно превращаясь в логическое. Однако при этом младшие школьники способны выполнять в уме обратимые действия только с реальными, конкретными объектами, но не с абстрактными идеями, что связано с переходом ребенка на стадию конкретных операций. Поэтому при работе с детьми этого возраста педагоги должны уметь иллюстрировать свой материал. Это означает не только использование плакатов или презентаций, но и связанность информации с жизнью.

Основные направления интеллектуального развития младшего школьника:

· происходит соединение и взаимообогащающее влияние всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;

· формирование внутреннего плана действий происходит выделение, обособление и относительно независимоеразвитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной (анализ условий решения задачи, выработка плана) и исполнительной (практическая реализация плана, с которым потом соотносится результат);

· усвоение и активное использование речи как средства мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.005 с.)