Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Младший школьный возраст (7 – 10 лет)
Младший школьник включается в деятельность совершенно нового социального института – школы, в рамках которой взрослый становится учителем, сверстники – одноклассниками, а сам ребенок – учеником. В самом начале младшего школьного возраста ребенку предъявляются довольно высокие требования к уровню развития мелкой моторики, сформированности мышления, произвольности, социальных навыков и др.. В свою очередь, школа способствует как интеллектуальному развитию (приобретение знаний о мире, развитие логического мышления), так и личностному (развитие самооценки, мотивации достижения, трудолюбия). Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Эта деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте. Основные характеристики учебной деятельности: · ведет к изменениям в самом субъекте – ребенке, что проявляется в совершенствовании, развитии, формировании его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта; · специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; · в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); · общие способы действия предваряют решение задач (в отличие от научения по типу проб и ошибок); · психические свойства и поведения обучающегося изменяются в зависимости от результатов его собственных действий. Структура учебной деятельности: · мотивация – исходный момент любой деятельности, ее энергетический потенциал; · учебные задачи и действия, направленные на их решение – собственно отражают содержание образования (ребенок осваивает способы решения задач, приемы запоминания, и т.д.); · контроль – внешний контроль учителя, который должен постепенно перейти в самоконтроль (ребенок сам начинает контролировать выполнение задач); · оценка – внешняя оценка учителя, переходящая в самооценку. В этом возрасте идет перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослому человеку – произвольность, продуктивность и устойчивость, т.е. их подконтрольность ребенку, нацеленность на результат и стабильность проявлений. Это происходит прежде всего в учебном процессе, когда от ребенка требуется рассуждать, внимательно слушать и запоминать не спонтанно, а так, как того требует учебная задача.
Внимание становится произвольным, но с ним в первых классах еще конкурирует непроизвольное. Объем, устойчивость, переключаемость – как у взрослого, но проявляются они наиболее ярко только когда предмет, привлекающий внимание, интересен ребенку. Память приобретает осмысленный, произвольный характер, однако это происходит постепенно, и только благодаря целенаправленной работе с ребенком. Необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них: преднамеренное заучивание; повторение; логическое осмысление (выделение в тексте смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана); мнемотехнические приемы. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентрическим, постепенно превращаясь в логическое. Однако при этом младшие школьники способны выполнять в уме обратимые действия только с реальными, конкретными объектами, но не с абстрактными идеями, что связано с переходом ребенка на стадию конкретных операций. Поэтому при работе с детьми этого возраста педагоги должны уметь иллюстрировать свой материал. Это означает не только использование плакатов или презентаций, но и связанность информации с жизнью. Основные направления интеллектуального развития младшего школьника: · происходит соединение и взаимообогащающее влияние всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; · формирование внутреннего плана действий – происходит выделение, обособление и относительно независимоеразвитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной (анализ условий решения задачи, выработка плана) и исполнительной (практическая реализация плана, с которым потом соотносится результат); · усвоение и активное использование речи как средства мышления.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.005 с.) |