Тема 5. Теория морального развития Лоуренса Колберга (1927 – 1987) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Теория морального развития Лоуренса Колберга (1927 – 1987)



Базовые понятия

· Мораль – форма общественного и индивидуального сознания, выступающая в качестве регулятора поведения человека во всех областях социальной жизни. Требования морали стихийно формируются как система предписаний и оценок на уровне общественного мнения, усваиваются личностью в ходе социализации.

· Моральная дилемма – требующая выбора ситуация, в которой возникает противоречие между двумя или более базовыми ценностями (право собственности, право на жизнь, и др.)

Основные положения

· На протяжении жизни человек последовательно проходит определенные стадии, отличающие друг от друга способом принятия решения в ситуациях морального выбора.

· Человек может остановиться в развитии на любой из стадий, но мыслит преимущественно на высшей доступной ступени.

· Люди способны понять нравственные аргументы собственной ступени, всех ступеней, находящихся ниже своей и, иногда, аргументы ступени, превышающей собственную на одну, иногда две ступени.

· В разных обществах порядок и темп прохождения одинаков, но предельно достижимая степень тем выше чем более развито общество.

Стадии развития

I. Преддоговорный (преконвенциональный) уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений, т.к. ребенок не включает себя в общество и не разделяет общие представления о морали. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям: хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение, удовлетворение потребностей); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Этот уровень свойственен в основном детям, и редко – взрослым.

1 ступень: ориентация на наказание и повиновение (право силы). «Плохое» или «хорошее» действие определяется здесь авторитетами: при принятии решений в ситуации морального выбора человек исходит из того, как избежать наказания или заслужить похвалу. Ребенок на этой стадии не соотносит себя с обществом, и не рассматривает себя как носителя моральных норм. Мораль – это что-то внешнее, она диктуется авторитетными взрослыми.

Для ребенка эта стадия проходит легче, если правила диктуются любящими и заботящимися взрослыми. Именно сочетание теплого отношения к ребенку с четкими и немногочисленными ограничениями в поведения составляют основу авторитетного стиля воспитания как наиболее эффективного.

2 ступень: инструментальная ориентация. На этой стадии человек обнаруживает, что точка зрения авторитета на мораль не является единственной: у других людей тоже есть своя позиция. Это открывает пути к защите своих интересов, дает представление о возможности отпора со стороны оппонента. Таким образом, ребенок понимает принцип справедливости при обмене действиями.

Однако эта стадия также относится к преддоговорному уровню, так как ребенок по-прежнему воспринимает себя не как члена общества, а отдельного индивида. При этом другой человек рассматривается как инструмент удовлетворения своих потребностей. Ребенок способен понять отдельные точки зрения на правильность происходящего, но по-прежнему не идентифицирует себя с ценностями семьи или какой-то другой группы.

На второй ступени развития ребенок осваивает представления о равноправных отношениях в сфере распределения благ, о принципе справедливости и учится проявлять активность в отстаивании своих прав. Система отношений, основанная на принципе «ты – мне, я – тебе», универсальна в том смысле, что даже самый неразвитый человек может в нее включиться. Однако ее несовершенство обусловлено тем, что претензии оппонентов друг к другу могут быть бесконечными из-за субъективно понимаемой справедливости.

II. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции.

Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.

3 ступень: межличностная ориентация предполагает, что «правильной» является позиция, одобряемая ближайшим окружением – человек старается соответствовать групповым ожиданиям, нормам, хочет быть любимым и любить, ради этого избегает не одобряемых действий.

В подростковом и юношеском возрасте человек активно осваивает эту ступень, включаясь в группу сверстников, устанавливая дружеские и любовные отношения. Подросток учится жить в группе равных с ним людей, ориентироваться на групповые правила, оказывать и получать поддержку окружающих.

Проблемой третьей ступени морального развития является главенство принципа «мы важнее, чем я», а общность «мы» активнее образуется при наличии врага. Среди людей, находящихся на этой стадии развития, часто можно наблюдать межгрупповые разборки, межнациональные конфликты, причем завершение конфликта представляется малоперспективным без перехода на более высокую стадию развития.

4 ступень. Социально-защитная ориентация. На этой стадии человек ориентирован на защиту социального порядка: закон един для всех и его следует выполнять, а власть и существующие правила есть основа порядка и справедливости.

Человек получает представление о законности и порядке в обществе ради блага всех. Он учится выполнять определенные социальные роли и сотрудничать с другими людьми в социальной сфере. На этом уровне морального сознания возможно установление согласия даже между враждующими ранее группировками через установление законов, единых для всех.

В школе формированию зачатков морального сознания этой ступени может способствовать принятие устава школы, соотнесенного с правами человека и ребенка, а также широкое обсуждение, обоснование и принятие школьниками предложенного и откорректирован­ного ими свода прав и обязанностей. Однако в основном этот уровень формируется (если формируется) уже в молодости.

III. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений (уровень автономной морали) редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности.

5 ступень. Ориентация на социальный договор и права человека. На этой ступени люди принимают законы, но отмечают возможность их изменения во благо общества и личности. В областях, не урегулированных законом, такие люди опираются на права человека и соглашение, в которое люди вступают для общего блага. Переход на 5-ю ступень происходит (если вообще имеет место) ближе к 20 годам, а то и позже.

На пятой ступени человек способен взглянуть на свое общество с более широких теоретических позиций, и может начать выступать за изменение тех законов, которые ущемляют чьи-то права.

6 ступень. Ориентация на всеобщий этический принцип.

Даже действия людей, находящихся на 5-й ступени, могут привести при решении социальных проблем к неблагоприятным последствиям. Например, большинство может проголосовать за закон, ущемляющий права меньшинства. Поэтому Колберг предположил, что существует еще одна ступень морального развития – шестая, на которой человек опирается на целостную философию жизни и создает иерархию ценностей, в которой высшее место занимает жизнь человека. На этой стадии люди более активны в стремлении изменить общество к лучшему. Этой стадии, по мнению Колберга, достигают очень немногие. В качестве ориентира такой морали можно назвать Мартина Лютера Кинга и Махатму Ганди.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем руководствуется при разрешении моральных дилемм человек на 2-ой ступени развития по Колбергу?

2. Какие ситуации особенно конфликтны для человека, находящегося на 3-ей ступени?

3. Сформулируйте в двух-трех словах основной принцип для каждого из трех уровней морального развития.

Творческое задание

В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

Опросите несколько человек, и ответьте на сами на следующий вопрос – должен ли Хайнц украсть лекарство? И почему да или нет?

Проанализируйте ответы. Определите, к какой ступени морального развития они относятся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.011 с.)