Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии



Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки

Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Рост – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).

Наиболее важные признаки развития: расчленение ранее целостного элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет.

Психологический возрасткачественно своеобразныйпериод психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит становление личности ребенка.

Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.

Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Для понимания процессов психического развития также важно помнить, что каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. Например, раннее детство (1-3 года) является сензитивным периодом для развития речи.

Факторы, влияющие на развитие человека

I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.

Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.

Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.

II. Социальные факторы

Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.

1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.

3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).

4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы.

III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):

· способность к символизации (язык, схемы, формулы);

· способность к предвидению, ожиданию событий;

· саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;

· самоанализ (способность размышлять о себе);

· викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).

Эмпирические методы возрастной психологии

· наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события

· беседа (интервью) – получение информации во время диалога

· эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез

· тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).

Организационные методы возрастной психологии

· Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок – лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет.

· Метод поперечных срезов направлен наодновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. При помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, но по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким и обходится дешевле.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предмет возрастной психологии

2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?

3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.005 с.)