Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии
Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Рост – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи. Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов). Наиболее важные признаки развития: расчленение ранее целостного элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет. Психологический возраст – качественно своеобразныйпериод психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит становление личности ребенка. Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет. Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Для понимания процессов психического развития также важно помнить, что каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. Например, раннее детство (1-3 года) является сензитивным периодом для развития речи. Факторы, влияющие на развитие человека I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга. Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.
Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую. II. Социальные факторы Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека. 1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.). 2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников. 3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района). 4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы. III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура): · способность к символизации (язык, схемы, формулы); · способность к предвидению, ожиданию событий; · саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий; · самоанализ (способность размышлять о себе); · викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу). Эмпирические методы возрастной психологии · наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события · беседа (интервью) – получение информации во время диалога · эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез · тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).
Организационные методы возрастной психологии · Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок – лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет. · Метод поперечных срезов направлен наодновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. При помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, но по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким и обходится дешевле. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите предмет возрастной психологии 2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода? 3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.005 с.) |