К курсу «Возрастная психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К курсу «Возрастная психология»



Методическое пособие

К курсу «Возрастная психология»

Петрозаводск

Издательство КГПА

 


Рецензенты:

Румянцева А.В. канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии

Ширшина Г.И., зав. каф. педагогической психологии, канд. психол. наук, доцент

Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы: список рекомендуемой литературы по темам, вопросы для самопроверки и творческие задания.


Введение

Данное пособие является частью курса по возрастной психологии для студентов заочного отделения педагогических специальностей.

Целью курса является формирование представлений об общих закономерностях развития человека, и развитие практических умений по применению их в учебно-воспитательном процессе.

Задачи курса включают в себя: ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе; приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека; развитие навыков использования знания возрастных особенностей в практической работе педагога; развитие умения выделять в поведении детей возрастно-специфические черты и проблемы; формирование умений по определению соответствия уровня психического развития ребенка его возрасту.

В первом разделе пособия для понимания специфики возрастной психологии представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.

Далее представлено описание теорий психического развития, которые являются результатом работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.

Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано, во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.

Во втором разделе дано более подробное описание развития в отдельных возрастах – охарактеризовано развитие познавательных процессов, речи, самосознания, приведены особенности общения в этом возрасте и др..

К каждой теме даны контрольные вопросы, и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения.


Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии

Факторы, влияющие на развитие человека

I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.

Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.

Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.

II. Социальные факторы

Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.

1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.

3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).

4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы.

III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):

· способность к символизации (язык, схемы, формулы);

· способность к предвидению, ожиданию событий;

· саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;

· самоанализ (способность размышлять о себе);

· викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).

Эмпирические методы возрастной психологии

· наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события

· беседа (интервью) – получение информации во время диалога

· эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез

· тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).

Организационные методы возрастной психологии

· Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок – лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет.

· Метод поперечных срезов направлен наодновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. При помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, но по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким и обходится дешевле.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предмет возрастной психологии

2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?

3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.

Базовые понятия

· «Оно» – инстанция (подсистема) психики человека, выражающая его влечения, желания. Оно руководствуется принципом удовольствия, стремясь во что бы то ни стало реализовать эти желания. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые, с генетической точки зрения, «отпочковываются» от него.

· «Я» – инстанция, которая является центром сознательной жизни человека, несет функцию выбора. Стремится примирить между собой требования реальности, запреты «Сверх-Я» и желания «Оно», опираясь на «принцип реальности».

· «Сверх-Я» – инстанция, выполняющая функцию совести, т.е. цензора по отношению к «Я». Образуется позднее других инстанций в результате усвоения родительских требований и запретов.

· Либидо – психическая энергия, заряд, которым обладают наши желания и влечения. Имеет, по идее Фрейда, прежде всего сексуальную природу.

Основные положения

· Детские переживания тесно связаны с удовлетворением потребностей, что оказывает сильное влияние на весь жизненный путь человека и во многом предопределяет поступки человека уже в зрелых возрастах.

· Это удовлетворение потребностей, а значит, и либидо, привязано в разные возрастные периоды к определенным зонам тела (эрогенным зонам).

· Динамика (смена) этих зон определяет особенности этих периодов и закладывающиеся в это время черты личности.

Стадии развития

Оральная стадия (0-1 год). Новорожденный ребенок находится в крайне зависимом положении: он не способен позаботиться о себе сам, и требует постоянной заботы со стороны близкого человека – матери. Основным средством контакта с матерью, который также позволяет удовлетворять основную потребность в пище, является рот: сосание, кусание, глотание приобретают особое значение.

Психоаналитики выделили в оральной стадии две фазы: орально-пассивная и орально-агрессивная, занимающие первое и второе полугодия жизни соответственно.

На первой стадии сосание связано только с пищевым наслаждением, но постепенно оно становится самостоятельным действием и удовлетворяется аутоэротическим способом: ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Таким образом, он находит удовлетворение в стимуляции собственного тела.

Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они являются причиной дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам З.Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к переживанию удовольствия начинает вступать в конфликт с реальностью. Этот конфликт ускоряет процесс отделения ребенком себя от матери, и способствует формированию инстанции «Я». Инстанции "Сверх-Я" на этом этапе еще не существует, и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно".

Психологическое значение этой стадии заключается в том, что здесь закладываются базовые представления об отношениях зависимости и доверия. Предсказуемость поведения матери, внимание к потребностям ребенка, теплота в отношениях приводят к развитию оптимистического взгляда на жизнь, а отсутствие таких отношений формирует пессимистические черты у ребенка.

Фиксация, т.е. застревание, замораживание определенного количества либидо на первой фазе может приводить к развитию орально-пассивного типа личности, отличающегося зависимостью и незрелостью, что проявляется в ненасытности, жадности. Такой человек ищет такие отношения и состояния, в которых ему не придется ни о чем заботиться – опекающий супруг, употребление алкоголя, прием наркотических средств.

Фиксация на орально-агрессивной фазе выражается в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, вербальная агрессия, цинизм, неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса и связано с овладением ребенком функциями выделения и удержания продуктов деятельности своего тела. Внимание ребенка к этой области обусловлено тем, что эта область неподконтрольна взрослым, а именно этого контроля и добиваются от ребенка взрослые, приучая его к опрятности. Стоит отметить, что ребенок в этом возрасте овладевает своим телом в целом, и учится подчинять его своей воле – ползает, ходит, бегает, карабкается. При этом ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.

На этой стадии инстанция "Я" в основном сформирована, и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно интериоризировать, присваивать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены образы и влияния родителей.

Психологическое значение этой стадии заключается в том, что здесь формируются представления ребенка об отношениях власти и подчинения, а также контроля над собой и другими людьми.

Фиксация на этой стадии возможна вследствие негибкого, требовательного отношения родителей к проблеме приучения ребенка к горшку, что вызывает реакцию ребенка в виде запоров или, напротив, дефекации «не в то время и не в том месте».

«Анально-удерживающий» тип, как результат фиксации, характеризуется скупостью, пунктуальностью, упрямством. Такие люди часто становятся заядлыми коллекционерами, требуют во всем точности и аккуратности, не выносят беспорядок.

«Анально-выталкивающий тип» проявляется в агрессивности и даже садистической жестокости, импульсивности, склонности к разрушению.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была привязана прежде всего к собственному телу, но теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сильную эмоциональную привязанность к взрослым людям, и первые люди, которые привлекают внимание ребенка, – это родители.

Эту привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» – для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в половом отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными.

Латентная стадия (5-11 лет) характеризуется снижением интереса к проблемам пола. Физиологические изменения и формирование инстанций «Я» и «Сверх-Я» позволяет контролировать потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на занятия физкультурой и спортом, на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (11-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели – нормальному, уже зрелому, сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

Зрелый человек, по выражению самого Фрейда, должен уметь делать две вещи: «любить и работать», то есть направлять одну часть своей энергии либидо на создание здоровых гетеросексуальных отношений, а другую, при помощи механизма сублимации, – на созидательную деятельность. Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями.

Вопросы для самоконтроля

1. Как развиваются три основные инстанции личности на протяжении детства?

2. На какой стадии проявляется Эдипов комплекс?

3. Что приводит к фиксации на той или иной стадии?

Творческое задание

1. Составьте список людей, которые вам нравятся или которых вы любите больше всего в вашей жизни, исключая родителей. Перечислите мужчин и женщин отдельно. Опишите положительные и отрицательные стороны каждого человека. Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, по­размышляйте над ними и запишите их. Какие черты общие и для мужчин, и для женщин?

2. Составьте список положительных и отрицательных черт характера ваших родителей.

Перечислите положительные и отрицательные черты характера ваших родителей, как вы их видели, когда были ребенком (эти два списка, возможно, частично совпадают, а возможно, и не совпадают).

3. Сравните и сопоставьте список характерных черт ваших родителей со списком, в котором фигурируют люди, имеющие для вас большое значение.

4. Ответьте на следующие вопросы. Насколько связаны Ваши сегодняшние идеалы с детским опытом? Согласны ли Вы с Фрейдом в его оценке роли детского опыта для жизни зрелого человека?

 

Базовые понятия

Идентичность – сложная система представлений человека о себе, ответ на вопрос «Кто Я?». Э. Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности.

1. Эго – идентичность, в которую включают:

· Индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

· Тождественность и целостность – ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

· Единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

2. Групповая идентичность – ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем; ощущение того, что собственная Эго-идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.

Кризис – переход от одной формы Эго-идентичности к другой, поворотные моменты в развитии личности, когда старая идентичность разрушается, а новая еще не создана.

Основные положения

· Весь жизненный путь человека можно условно разбить на 8 этапов, каждый из которых характеризуется устойчивой системой представлений о себе, т.е. эго-идентичностью.

· Эго-идентичность формируется благодаря включению на каждом этапе в новую общность людей, через формирование соответствующей групповой идентичности.

· Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Разрешая ее через переживание кризиса, ребенок приобретает новое качество личности, требуемое для нормальной жизни в обществе.

· Эти качества – двухполюсные, т.е. каждое описывается двумя противоположными характеристиками, например, «доверие – недоверие». В зависимости от исхода кризиса человек склоняется к тому или иному полюсу, и у него формируется преимущественно либо положительное, либо отрицательное качество.

Стадии развития

1. Доверие против недоверия (до года). На этой стадии человек учится рассчитывать на постоянство и непрерывность внешней заботы, а также учится доверять самому себе и своим органам и справляться со своими нуждами.

Эриксон полагает, что успешный опыт общения матери и ребенка, предсказуемость поведения родителей, приятность контакта, его достаточность и неизбыточность способствуют формированию базового доверия. Если мать или няня отзывчива и внимательна к ребенку, его чувство безопасности растет, а дискомфорт и связанная с чувством голода фрустрация переносятся легче.

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

В последующих стадиях доверие проявляется в готовности строить открытые и доверительные отношения с окружающими, в способности взрослого справляться с разочарованием и строить осуществимые мечты и ожидания, а также в способности к самоотречению.

2. Автономия против стыда и сомнения (1-3 года). Задача этого жизненного этапа состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным, и это чувство не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру.

Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей. Эти ограничения, в свою очередь, создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Появление чувства стыда, по мнению Э. Эриксона, связано с возникновением самосознания, т.к. стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. А социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка стыд за свои ошибки.

Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости «выкрутиться из положения». У ребенка формируется ощущение, что он всегда неправ, он сомневается в правильности того, что делает. Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению равновесия между свободой самовыражения и ее ограничением.

Задача родителей состоит в том, чтобы поощрять самостоятельные действия ребенка (в том числе и не всегда правильные с точки зрения взрослых), создав при этом безопасную для жизни ребенка среду. Взрослые должны служить поддержкой для ребенка, но также и не стараться закутать его в кокон своей заботы. С другой стороны, родители впервые вводят ограничения применительно к поведению ребенка. Этих «нет» должно быть немного, и они должны быть понятны ребенку.

3. Инициатива против вины (3-6 лет). Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; посредством игры, ребенок совместно со сверстниками осваивает систему отношений между людьми. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы.

Инициативность является неотъемлемым аспектом любого действия, и необходима людям во всем, чем они занимаются и чему учатся, начиная от собирания плодов и кончая системой свободного предпринимательства. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться.

Однако инициативность в своих крайних проявлениях может нарушать границы разумного и дозволенного, перерастая в назойливость и агрессивность. Агрессивное же поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения – совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия.

Задача родителей – задавая разумные рамки поведения, поддерживать ребенка в его начинаниях: отмечать инициативу, даже если что-то не получается; позволять делать самостоятельный выбор и поддерживать детские идеи; в случае противоречий предлагать компромиссные варианты; создавать условия для переживания успеха и проявлять снисходительность к ошибкам в самостоятельной деятельности.

3. Трудолюбие против неполноценности (7-10). В этот период ребенок выходит в жизнь за пределами семьи, начинается наша школьная и культурная жизнь. В других социальных системах ребенок может стать подмастерьем или пойти в обучение к отцу или матери.

Главное достоинство и сила данной стадии — трудолюбие, или компетентность, базирующаяся на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков. Они, в свою очередь, создают психологическую базу для освоения технологической составляющей нашей культуры.

Это стадия систематического обучения, смена игры ощущением работы. Прежде ребенок только играл в осмысленную деятельность, а в игре основное внимание уделяется процессу, а не качеству полученного результата. Теперь же ребенку требуется получить удовлетворение от хорошо сделанной работы. На этой стадии дети должны обучаться обращению с предметами и овладевать значимыми для общества навыками. Большое значение при этом придается отношению и оценке других людей. У детей, которые не добились хороших результатов и не приобрели, таким образом, уважения родителей, учителей и сверстников, может возникнуть чувство неполноценности или неадекватности.

Задача родителей здесь – помочь ребенку в развитии способности ставить и последовательно идти к достижению реальных целей. Этому способствуют:

· поощрение достижений (награды за успехи при движении к цели, за сотрудничество);

· поддержка в случае неудачи (помощь, эмоциональная поддержка, обращение к предыдущим успехам, спокойное отношение к ошибкам);

· обращение к старым работам, что помогает видеть изменения;

· предоставление возможности проявить свою самостоятельность и ответственность (предложение сделать выбор, поддержка поставленных ребенком целей, делегирование полномочий и обязанностей).

5. Идентичность против спутанности ролей (11-20 лет). Теперь дети интегрируют свой прежний опыт в единое целое. Их больше не устраивают детские ролевые модели и идентификации («Я-ребенок», «Я-ученик» и др.), и они пробуют новые. Основной вопрос данной стадии – «кто я такой?» Возникает новое ощущение идентичности Эго.

Чувство идентичности вбирает в себя способность человека интегрировать прошлые идентификации, существующие в настоящем желания, способности, навыки и возможности, предлагаемые обществом. Эта идентичность – естественная уверенность человека в том, что внутренняя тождественность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют тождественности и целостности личности, какой видят ее окружающие. Она служит для человека вещественным доказательством его целостности и создает перспективу для будущей карьеры.

Подросток, который страдает от некоторого смешения ролей, может испытывать трудности, придумывая подходящую для себя роль и стремясь занять в обществе значимое место. На данной стадии распространены сомнения в своей идентичности и сексуальной привлекательности. Неспособность «удержаться» и развить дальше чувство идентификации с индивидуальной и культурной ролевой моделью, которая бы вдохновляла и вела, может поставить человека в тупик и создать ощущение ненадежности. Еще одна распространенная реакция – сверхидентификация (вплоть до видимой потери идентичности) с молодежными кумирами и лидерами группировок.

Родителям и учителям при общении с подростками, а также юношами и девушками, необходимо быть особенно тактичными и терпеливыми. Для этого важно:

· быть терпеливым и снисходительным к перепадам настроения и выходкам подростков, если это не причиняет вреда другим людям и не мешает учёбе;

· положительно относиться к поискам подростком себя, к подчеркиванию им своей индивидуальности, принимать формирующуюся сексуальность;

· поддерживать контакт с подростком (внимательно выслушивать подростка и беседовать с ним о нем самом, предлагать свою поддержку и помощь, предлагать, но не навязывать свою точку зрения на происходящее);

· быть тактичным в критике (говорить о поведении, а не о личности, выговоры делайте наедине);

6. Близость против изоляции – ведущий конфликт молодости. Сформировав чувство идентичности, мы оказываемся в состоянии развивать близкие и серьезные отношения с другим человеком, которые предполагают партнерство, привязанность и близость. Без ощущения близости и преданности другому мы можем оказаться в одиночестве и не сумеем поддерживать полноценные личные взаимоотношения.

7. Производительность против застоя. Данная стадия продолжается все наши зрелые годы. Близкие отношения и преданность определенным людям переходят в общую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения. Производительность подразумевает заботу о наших детях, идеях и продуктах, нами созданных. Она включает также продуктивную и творческую работу и личную жизнь. Если сфера нашей продуктивности и заботы не расширяется, мы рискуем стать жертвами скуки и стагнации.

8. Целостность против отчаяния. С приближением старости, формируется ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя наше приятие уникального жизненного цикла с его историей побед и поражений. Оно поддерживает ощущение порядка и значительности в нашей личной жизни и в мире вокруг нас. Те же, кто в старости впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть, но не случилось, такие люди постоянно сожалеют о том, «что было бы, если...». Отчаяние также проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой этап жизни является ключевым для развития самостоятельности?

2. Назовите основной конфликт младенческого возраста.

3. В чем отличия теории Э.Эриксона от взглядов З.Фрейда?

Творческое задание

1. Выберите время, когда Вы имели целостное представление о себе. Опишите, в чем проявлялось это. Например, напишите 10 слов или фраз, характеризующих Вас в это время. Опишите свое ощущение себя, поворотные моменты в жизни, круг общения, интересы и т.п.

2. Как бы Вы описали Вашу нынешнюю идентичность? Составьте второй список.

Произошли ли с Вами значительные перемены? Что сохранилось в Вашем ощущении себя за этот период времени? Что изменилось? Был ли переход от одного ощущения идентичности к другому ровным и постепенным или внезапным?

3. Как бы Вы описали Вашу будущую идентичность (до 10 лет)? Составьте третий список.

Что Вы оставили для будущего из настоящего? Как Вам кажется, Ваша настоящая идентичность останется относительно стабильной или Вы предвидите значительные изменения? Если изменения произойдут, то по какой причине?

Базовые понятия

Организация – комбинирование, упорядочивание мыслей и типов поведения в стройные системы. Все имеют тенденцию организовывать свои мыслительные процессы в психологические структуры (схемы).

Схемы – основные строительные блоки мышления; организованные системы действий или мыслей, которые позволяют нам действовать или думать о предметах и явлениях в нашем мире. Например, схема вязанью или категоризация животных. Чем сложнее схемы, тем сложнее поведение.

Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды. Адаптивные изменения: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – это интерпретация нового опыта на основе существующих схем, без значительного их изменения; аккомодация изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта.

Равновесие – этот термин понимается Пиаже в двух аспектах:

· адекватность мыслительных процессов требованиям среды (на протяжении всей жизни идёт постоянный поиск человеком этого баланса);

· гармоничное соотношение процессов аккомодации и ассимиляции.

Эгоцентризм (познавательный эгоцентризм) – неспособность ребенка встать на чужую позицию (принять точку зрения другого человека).

Основные положения

· Человек (как и другие живые существа) стремиться адаптироваться к жизни, пытаясь познать этот мир посредством активного взаимодействия с ним.

· Адаптация тем успешнее, чем точнее отражен реальный мир в когнитивных схемах.

· На протяжении жизни человек совершенствует свои представления о мире, последовательно проходя через 4 качественно своеобразные стадии, которые отличаются характером используемых схем.

Стадии развития

Достижения стадии.

· Понимание постоянства предметов: ребенок обнаруживает, что предмет существует в окружающей среде независимо от того, воспринимаем мы его или нет. Для ребенка это не является очевидным фактом – представление о постоянстве предметов формируется постепенно при наблюдении за появлением и исчезновением предметов и людей.

· Первые символы (указательный жест, изображение процесса еды) – ребенок действует, опираясь не на физические действия с объектами, а на сложившиеся схемы.

· Целенаправленные действия: вначале – хватание, позже – манипуляции (с достижением какого-то результата).

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается эгоизм от эгоцентризма?

2. Какая стадия развития по Пиаже приходится на возраст от 2 до 6 лет?

3. В чем отличия логики ребенка на стадии формальных и конкретных операций?

Творческие задания

Подумайте, как объяснить детям на, находящимся разных стадиях развития по Пиаже, сущность таких понятий, как «цвет», «баобаб», «справедливость». На всех ли стадиях это возможно?

Базовые понятия

· Мораль – форма общественного и индивидуального сознания, выступающая в качестве регулятора поведения человека во всех областях социальной жизни. Требования морали стихийно формируются как система предписаний и оценок на уровне общественного мнения, усваиваются личностью в ходе социализации.

· Моральная дилемма – требующая выбора ситуация, в которой возникает противоречие между двумя или более базовыми ценностями (право собственности, право на жизнь, и др.)

Основные положения

· На протяжении жизни человек последовательно проходит определенные стадии, отличающие друг от друга способом принятия решения в ситуациях морального выбора.

· Человек может остановиться в развитии на любой из стадий, но мыслит преимущественно на высшей доступной ступени.

· Люди способны понять нравственные аргументы собственной ступени, всех ступеней, находящихся ниже своей и, иногда, аргументы ступени, превышающей собственную на одну, иногда две ступени.

· В разных обществах порядок и темп прохождения одинаков, но предельно достижимая степень тем выше чем более развито общество.

Стадии развития

I. Преддоговорный (преконвенциональный) уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений, т.к. ребенок не включает себя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.83.160 (0.108 с.)